Исполнение бюджетов по доходам
Предусматривает следующие шаги:
1. Перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета.
2. Распределение доходов (регулирующих) по бюджетам других уровней в соответствии с вышестоящим бюджетом.
3. Возврат излишне уплаченных в бюджет налогов и других доходов.
4. Учет доходов бюджета и составление отчетности доходов соответствующего бюджета.
Исполнение бюджета по расходам
Бюджеты по расходам используются с соблюдением обязательных последовательно осуществляемых:
1. Процедур санкционирования
2. Процедур финансирования
Процедура санкционирования заключается в расходовании бюджетных средств, которое сводится с списанию денежных средств с единого счета бюджета в размере, подтвержденного бюджетного обязательства в пользу получателя бюджетных средств (физического или юридического лица).
Она включает несколько этапов:
1. Составление и утверждение бюджетной росписи.
2. Утверждение и доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях до распорядителей и получателей бюджетных средств. Данное уведомление должно быть направленном в течение 10 дней со дня утверждения сводной бюджетной росписи соответствующим исполнительным органом.
3. Утверждение смет доходов и расходов распорядителем бюджетных средств и бюджетным учреждением. В свою очередь в течение 10 дней со дня получения уведомления о бюджетных ассигнованиях бюджетные учреждения обязано составить и представить на утверждение вышестоящего распорядителя бюджетных средств смету доходов и расходов по установленной форме. Вышестоящий распорядитель утверждает эту смету. Далее смета доходов и расходов бюджетным учреждением в течение 1 дня со дня ее утверждения передается бюджетным учреждением в орган, использующий бюджет. После этого орган, использующий бюджет, обязан совершать расходование средств соответствующего бюджета в соответствии с законом о бюджете и со сводной бюджетной росписью, т.е. у этого исполнительного органа появляется, так называемое, бюджетное обязательство перед бюджетным учреждением.
4. Утверждение и доведение уведомлений о лимитах бюджетных обязательств до распорядителей и получателей бюджетных средств. Объем бюджетных обязательств, определяемый и утверждаемый для бюджетных учреждений на период, не превышающий 3 месяца, называют лимитом бюджетных обязательств. Лимиты бюджетных обязательств для распорядителей и получателей бюджетных средств утверждаются органом, использующим бюджет на основе проектов распределения, утвержденных в свою очередь главным распорядителем бюджетных средств. Эти лимиты доводятся до бюджетных учреждений органом, использующим бюджет не позднее чем за 5 дней до периода начала их действия. Сводный реестр лимитов бюджетных обязательств по всем бюджетным учреждениям представляется исполнительным органом в контрольный орган (счетную палату), созданный законодательно.
5. Принятие денежных обязательств получателем бюджетных средств.
6. Подтверждение и выверка исполнения денежных обязательств.
Процедура финансирования заключается в расходовании бюджетных средств. Она сводится к списанию денежных средств с единого счета бюджета в размере, подтвержденного бюджетного обязательства в пользу получателя бюджетных средств (физического или юридического лица).