| № п/п | Наименование темы | Содержание темы |
| 1. | Психологические основы профессионального общения | Введение в учебную дисциплину: цель, задачи, предмет и основное содержание дисциплины, ее место и роль в подготовке специалиста, построение и последовательность обучения по дисциплине, отчетность по дисциплине, рекомендации по самостоятельной работе. Понятие тренинга. Коммуникативный тренинг как базовый социально-психологический тренинг. Цели и задачи тренинга. Тренинг как метод активного обучения студентов-психологов. Общение в широком и узком смысле. Современные социально-психологические концепции общения. Структура коммуникативного акта. Виды, формы и средства общения. Факторы, обеспечивающие эффективное общение |
| 2. | Коммуникативная компетентность | Роль общения в работе психолога. Роль общения в современном менеджменте персонала. Основные тенденции в современных бизнес-коммуникациях. Понятие коммуникативной компетентности. Коммуникативные способности, умения и знания и их развитие. Структура общения. Классификация Средств общения. Вербальные и невербальные средства общения. Драмы общения и их преодоления. Классификация «драм общения» по Е.Сидоренко. Методы развития коммуникативной компетентности. |
| Коммуникативные техники | Классификация техник активного слушания. Техники постановки вопросов. Техники малого разговора. Техники вербализации. Техники регуляции эмоционального напряжения. Основные ошибки при использовании коммуникативных техник. Техника обратной связи. | |
| Тренинг активного слушания | Факторы, обеспечивающие познание и понимание человека человеком. Коммуникативные барьеры в общении. Типологии собеседников. Концепция активного слушания. Активное и пассивное слушание. Техники вербализации. Роль открытых и закрытых вопросов в общении. | |
| Развитие социально-перцептивных навыков общения | Ориентировка в собеседнике. Установление контакта с партнером по общению. Психологическая наблюдательность и средства ее развития. Невербальное общение и его роль в работе психолога. Позы и жесты. Лингвистические и паралингвистические характеристики речи собеседника. Дистанция, позиция в общении. Манера одеваться и имидж. Правила интерпретации языка тела. | |
| 6. | Групповая дискуссия | Значение процесса группового принятия решений в жизни современных групп и организаций. Стили руководства групповой дискуссией. Аргументации и их виды. Манипуляции в общении. Методы аргументации: выявление противоречий, «да-но», «бумеранг», игнорирование, опрос, преувеличение, изоляция и др. Правила проведения групповой дискуссии. Критерии оценки эффективности проведения групповой дискуссии. Динамика протекания групповой дискуссии. Основные типы участников дискуссии и тактики взаимодействия с ними. Заключение. Обратная связь от участников группы в отношении эффективности тренинговых занятий. |






