Модели внешнеэкономических связей страны

Внешнеэкономическая политика – государственная политика в области экспорта и импорта, таможенных пошлин, тарифов, ограничений, привлечения иностранного капитала и вывоза капитала за рубеж, внешних займов, предоставления экономической помощи другим странам, осуществления совместных экономических проектов.

Организация управления ВЭД в новейшей истории нашей страны делится на три основных этапа.

Первый этап:1918–1986 гг. – советский, характеризующийся государственной монополией во внешнеэкономической сфере. Для него характерна внешнеэкономическая модель плановых взаимо­согласованных поставок преимущественно со странами Совета Экономической Взаимопомощи, куда входили практически все социалистические страны. Государственное регулирование ВЭД было представлено мобилизационным типом государственного вмешательства.

Второй этап:1986-1991 гг. – перестроечный:

• право выхода на внешний рынок было предоставлено ряду министерств, ведомств, крупных производственных объединений, а также предприятиям на принципе валютной самоокупаемости;

• разрешено создание совместных предприятий российскими участниками ВЭД как на терри­тории РФ, так и за рубежом;

• введена система государственной регистрации участников ВЭД. Для этого этапа характерна торгово-экономическая модель внешнеэкономических связей,базирующаяся на взаимности эконо­мических интересов партнеров из разных стран, возможности использования преимуществ МРТ, приближению национальных цен к мировым. В систему ВЭС вовлечена сфера обращения: продаем лишнее, покупаем недостающее.

Третий этап:с 1991 г. по настоящее время:

• все юридические лица получили право осуществлять ВЭД с момента регистрации (без спе­ци­альной регистрации как участников ВЭД);

• создана и постоянно совершенствуется нормативная правовая база государственного регули­рования ВЭД, в частности валютного, таможенного, налогового регулирования;

• реорганизована система государственного управления внешнеэкономической сферой страны;

• в основе государственного регулирования ВЭД лежат мировой опыт и рыночные основы хозяй­ствования.

Этому этапу соответствует производственно-инвестиционная модель внешнеэкономического сотрудничества, когда в сферу международного взаимодействия вовлекаются все факторы (рабочая сила, средства производства, капитал, предпринимательские способности) и стадии националь­ного воспроизводственного процесса (производство, распределение, обмен и потребление). Тип госу­дар­ственного вмешательства во внешнеэкономическую сферу можно назвать инновационным, пред­полагающим создание условий для расширенного воспроизводства, в том числе и средствами ВЭД.

В результате производство приобретает инновационный характер, что проявляется в атакующем типе поведения на внутреннем и мировых рынках; проводится прогнозирование «технологических разрывов» и своевременное инвестирование научных исследований и разработок, обеспечивающих успешное освоение эффективных технологических нововведений. Целевой ориентир – потребление.

Государственное регулирование ВЭД – это система типовых мер законодательного, испол­нительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учре­ж­дениями в целях поддержания внешнеэкономического равновесия, стимулирования прогрес­сивных сдвигов в структуре экспорта и импорта, поощрения притока иностранного капитала.

Функции государственного регулирования ВЭД:

1) системообразующие:

• разгосударствление, отмена государственной монополии ВЭД;

• формирование конкурентной среды, курс на открытость экономики;

• формирование рыночных «правил игры», порядок осуществления ВЭД;

2) системоутверждающие:

• структурная трансформация, обеспечение конкурентоспособности на мировых рынках;

• рост уровня и качества жизни;

3) системовоспроизводящие:

• достижение устойчивого экономического развития;

• обеспечение и защита общенациональных экономических интересов в мировой экономике;

• упрочение и расширение поля деятельности страны в мировом экономическом и политическом пространстве.

Реализация этих функций нацелена на повышение эффективности механизма регулирования ВЭД, имеющего экономическую, социальную и адаптационную составляющие. Экономическая эффективность заключается в обеспечении расширенного воспроизводства и достижении эконо­мического роста; социальная – в повышении уровня и качества жизни населения; адаптационная – в интеграции в мировую экономику.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: