Внешнеэкономическая политика – государственная политика в области экспорта и импорта, таможенных пошлин, тарифов, ограничений, привлечения иностранного капитала и вывоза капитала за рубеж, внешних займов, предоставления экономической помощи другим странам, осуществления совместных экономических проектов.
Организация управления ВЭД в новейшей истории нашей страны делится на три основных этапа.
Первый этап:1918–1986 гг. – советский, характеризующийся государственной монополией во внешнеэкономической сфере. Для него характерна внешнеэкономическая модель плановых взаимосогласованных поставок преимущественно со странами Совета Экономической Взаимопомощи, куда входили практически все социалистические страны. Государственное регулирование ВЭД было представлено мобилизационным типом государственного вмешательства.
Второй этап:1986-1991 гг. – перестроечный:
• право выхода на внешний рынок было предоставлено ряду министерств, ведомств, крупных производственных объединений, а также предприятиям на принципе валютной самоокупаемости;
|
|
• разрешено создание совместных предприятий российскими участниками ВЭД как на территории РФ, так и за рубежом;
• введена система государственной регистрации участников ВЭД. Для этого этапа характерна торгово-экономическая модель внешнеэкономических связей,базирующаяся на взаимности экономических интересов партнеров из разных стран, возможности использования преимуществ МРТ, приближению национальных цен к мировым. В систему ВЭС вовлечена сфера обращения: продаем лишнее, покупаем недостающее.
Третий этап:с 1991 г. по настоящее время:
• все юридические лица получили право осуществлять ВЭД с момента регистрации (без специальной регистрации как участников ВЭД);
• создана и постоянно совершенствуется нормативная правовая база государственного регулирования ВЭД, в частности валютного, таможенного, налогового регулирования;
• реорганизована система государственного управления внешнеэкономической сферой страны;
• в основе государственного регулирования ВЭД лежат мировой опыт и рыночные основы хозяйствования.
Этому этапу соответствует производственно-инвестиционная модель внешнеэкономического сотрудничества, когда в сферу международного взаимодействия вовлекаются все факторы (рабочая сила, средства производства, капитал, предпринимательские способности) и стадии национального воспроизводственного процесса (производство, распределение, обмен и потребление). Тип государственного вмешательства во внешнеэкономическую сферу можно назвать инновационным, предполагающим создание условий для расширенного воспроизводства, в том числе и средствами ВЭД.
|
|
В результате производство приобретает инновационный характер, что проявляется в атакующем типе поведения на внутреннем и мировых рынках; проводится прогнозирование «технологических разрывов» и своевременное инвестирование научных исследований и разработок, обеспечивающих успешное освоение эффективных технологических нововведений. Целевой ориентир – потребление.
Государственное регулирование ВЭД – это система типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями в целях поддержания внешнеэкономического равновесия, стимулирования прогрессивных сдвигов в структуре экспорта и импорта, поощрения притока иностранного капитала.
Функции государственного регулирования ВЭД:
1) системообразующие:
• разгосударствление, отмена государственной монополии ВЭД;
• формирование конкурентной среды, курс на открытость экономики;
• формирование рыночных «правил игры», порядок осуществления ВЭД;
2) системоутверждающие:
• структурная трансформация, обеспечение конкурентоспособности на мировых рынках;
• рост уровня и качества жизни;
3) системовоспроизводящие:
• достижение устойчивого экономического развития;
• обеспечение и защита общенациональных экономических интересов в мировой экономике;
• упрочение и расширение поля деятельности страны в мировом экономическом и политическом пространстве.
Реализация этих функций нацелена на повышение эффективности механизма регулирования ВЭД, имеющего экономическую, социальную и адаптационную составляющие. Экономическая эффективность заключается в обеспечении расширенного воспроизводства и достижении экономического роста; социальная – в повышении уровня и качества жизни населения; адаптационная – в интеграции в мировую экономику.