Когда мы общаемся, наша задача – не ссориться по поводу точки зрения собеседника и не «бодаться» точками зрения, а выяснить опыт собеседника

Неконкретные глаголы – которые не можем продемонстрировать телом прямо сейчас. Например, «волнуюсь», «работаю над этим», «стараюсь», «ощущаю», «выводит из себя», «думаю».

→ «Как конкретно?», «Что конкретно ты делаешь?»

Неконкретные существительныенапример, «люди», «учёные», «партнёры», «знакомые».

→ «Какие конкретно?», «Кто конкретно?»

Референтные индексы – ссылки на что-то. Бывают:

· пропущенные – непонятно на кого ссылка («говорят, что…», «в нашей стране принято…», «получается, что…», «общеизвестно, что…»);

· обобщённые – ссылка на целую толпу («все так делают», «хорошие мальчики поступают так…», «британские учёные доказали, что…»);

· развёрнутые – собственное поведение приписывается собеседнику (например, «Все меня ненавидят»);

· искажённые – ссылка непонятно куда (например, «Почему люди такие злые?» в ответ на вашу просьбу; «Я должен…»)

→ «Кто конкретно говорит?», «Кем именно принято?», «На кого ты разозлился?», «Кому ты должен?»

Номинализация – процесс, «завёрнутый» в существительное. Люди говорят об этих вещах, как о реальных. Например, «любовь», «успех», «надежда», «служение».

→ Выяснить, что конкретно понимается под этим («Как конкретно ты любишь?», «Какие меры против риска вы предприняли?»)

Комплексный эквивалент – номинализация, наделённая особым значением. Приписываем словам значение и делаем вид, что другие приписывают такое же значение. Связано с эмоциональными понятиями. Например, «счастливый брак», «настоящий мужчина».

→ «Назови три характеристики, которые ты под этим понимаешь»

Универсальные количественные – ссылки на множество («все», «всегда», «каждый», «никто», «никогда»).

→ «Что значит «все»? Скольких ты знаешь?»

Модальные операторы – глаголы, управляющие поведением человека, но не обладающие управляющими механизмами («хочу», «обязан», «вынужден», «могу», «должен», «стремлюсь»).

→ Возвратить личную ответственность обратно:

«Я вынужден …» → «Что будет, если не сделаешь?»

«Я должен …» → «Что тебя заставляет?»

«Я не могу…» → «Что тебя останавливает?»

«Чтение мыслей» – вместо того, чтобы получать реальный жизненный опыт от общения с людьми, человек, боясь самого себя в своей голове, начинает думать, как ведёт себя другой. Например, «Я точно знаю, как ты себя чувствуешь», «Она со мной не познакомится», «Он не заинтересован»; «и когда Египтяне увидят тебя, то … убьют меня…» (Быт. 12:12); «Если народ сей будет ходить в Иерусалим …, то сердце народа сего обратится к … Ровоаму…» (3Цар. 12:26,27).

→ «Как именно ты это узнал?»

Потерянный перформатив – у любого суждения должны быть судья, подсудимый и критерий осуждения. Если какая-то из этих составляющих теряется, получаем «потерянный перформатив». Например, «Я считаю, что Вася глуповат» – пропущен критерий осуждения: либо я психиатр и могу рассказать о критериях, либо я просто вынес суждение исходя из своего внутреннего чувства.

→ «По каким критериям ты выяснил, что он глуповат?» – «Не смог повторить простое действие за 5 раз» – «А что для тебя простое действие?»

Причинно-следственные связи – предположение, что некое действие одного человека может заставить другого человека испытать какое-либо чувство. Например, «Я сразу понял, что у нас ничего не получится»; «Ты бесишь меня»; «Я опоздал из-за вас».

→ «Как именно?», «Разве ты не можешь сам выбрать, как на это реагировать?»

Упражнение 5. Заполните таблицу исследования комплексного эквивалента, который выберет ведущий:

Комплексный эквивалент _____________________
Что конкретно я делаю, когда ______________ Что конкретно должен делать другой, чтобы я понял, что он меня ____________
1. … 5. 1. … 5.

Обменяйтесь заполненными таблицами с собеседником.

…К семейному консультанту обратились супруги, намеренные подать на развод – она кинестет, он визуал. Она жалуется, что он не понимает её чувств, он отвечает, что всё видит. Консультант спрашивает: «Когда он тебя любил, как ты понимала, что он тебя любил?» «Здоровался и целовал». Тогда мужу: «Ты можешь, когда приходишь, здороваться с ней и целовать?» «Ну…могу». Снова спрашивает жену: «Как ещё?» «Говорил со мной не менее получаса и обнимал. А теперь сразу садится перед телевизором с пивом». Снова мужу: «Ты можешь хотя бы полчаса с ней общаться и обнять при этом?» … И т. д. – выяснил 5 конкретных VAK-измеримых образцов её поведения (т. е. 2-й столбик таблицы). И аналогично с мужем: 5 его образцов. Супруги получили задание: в течение 3 недель практиковать такие действия, которые были выяснены… Через 3 недели ни о каком разводе речи не было. Оказывается, ещё когда они познакомились и начали встречаться, они проявляли такое поведение друг ко другу. Это их устраивало плюс была визуальная симпатия. Затем, с течением времени, они постепенно вернулись в привычные каждый для себя каналы восприятия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: