Милая София, и тут ты не понимаешь меня! Ведь умею же я различать между искусством и действительностью. Ведь нельзя же судить об
искусстве на основании сходных обстоятельств нашей жизни. Нет, меня потрясло в этой вещи законченное художественное воплощение глубоких житейских проблем. С полной ясностью убедилась я в том, что искусство только тогда и достигает своих вершин, когда оно придерживается действительной жизни. А как только оно отдаляется от жизни, его творения сразу становятся лживыми.
София.
В этом я вполне понимаю тебя. Всегда удивлялась я художникам, когда возвышались они до совершенного изображения житейской правды.
И я думаю, что как раз в наше время многие в этом достигли мастерства. Но именно высшие достижения в этой области и не удовлетворяют меня. Долго не могла я объяснить себе этой неудовлетворенности. Но однажды меня осенило, и ответ пришел.
Эстелла.
Ты наверно хочешь сказать, что твое мировоззрение отвратило тебя от так называемого реалистического искусства?
|
|
София.
Не будем говорить сегодня о моем мировоззрении. Ты хорошо знаешь, что это чувство у меня уже давно. Оно было во мне уже тогда, когда
я еще ничего не знала о том, что ты называешь моим мировоззрением. И я переживаю так не только реалистически настроенное искусство;
сходные чувства вызывают во мне и другие направления. Особенно же сильно я переживаю это, когда вижу то, что в высшем смысле слова мне хотелось бы назвать художественной лживостью.
Эстелла.
В этом случае я не могу согласиться с тобой.
София.
Согласись же, милая Эстелла, что живое восприятие истинной действительности неизбежно порождает в сердце ощущение бедности художественных произведений, ибо и величайший художник по сравнению с природой поверхностен. По крайней мере, мне даже совершеннейшее воспроизведение не может дать того удовлетворения, какое получаю я, когда созерцаю откровениеприроды или человеческого лица.
Эстелла.
Но ведь так оно и есть! И этого изменить нельзя.
София.
Можно было бы изменить и это, если бы люди поняли одну вещь, если бы поняли они, что нелепо воспроизводить человеческими силами все то, что расстилают перед нами в форме величайшего художественного произведения высшие силы мира. Но зато эти силы вложили в человека способность работать над завершением их мирового искусства и создавать для мира то, чего сами эти высшие силы еще не раскрыли перед нашим взором.
Зачем несовершенно воссоздавать то, что уже создано совершенным в природе, если можно несовершенное в природе усовершенствовать в собственном человеческом искусстве?
Почувствуй эту мысль, и ты поймешь, почему я испытываю неудовлетворенность при виде того, что ты называешь искусством. Созерцание
несовершенного воспроизведения действительности всегда вызывает неудовлетворенность, тогда как самое несовершенное изображение вещей, скрытых от внешнего наблюдения, может быть подлинным откровением.