Эстелла

Милая София, и тут ты не понимаешь меня! Ведь умею же я различать между искусством и действительностью. Ведь нельзя же судить об

искусстве на основании сходных обстоятельств нашей жизни. Нет, меня потрясло в этой вещи законченное художественное воплощение глубоких житейских проблем. С полной ясностью убедилась я в том, что искусство только тогда и достигает своих вершин, когда оно придерживается действительной жизни. А как только оно отдаляется от жизни, его творения сразу становятся лживыми.

София.

В этом я вполне понимаю тебя. Всегда удивлялась я художникам, когда возвышались они до совершенного изображения житейской правды.

И я думаю, что как раз в наше время многие в этом достигли мастерства. Но именно высшие достижения в этой области и не удовлетворяют меня. Долго не могла я объяснить себе этой неудовлетворенности. Но однажды меня осенило, и ответ пришел.

Эстелла.

Ты наверно хочешь сказать, что твое мировоззрение отвратило тебя от так называемого реалистического искусства?

София.

Не будем говорить сегодня о моем мировоззрении. Ты хорошо знаешь, что это чувство у меня уже давно. Оно было во мне уже тогда, когда

я еще ничего не знала о том, что ты называешь моим мировоззрением. И я переживаю так не только реалистически настроенное искусство;

сходные чувства вызывают во мне и другие направления. Особенно же сильно я переживаю это, когда вижу то, что в высшем смысле слова мне хотелось бы назвать художественной лживостью.

Эстелла.

В этом случае я не могу согласиться с тобой.

София.

Согласись же, милая Эстелла, что живое восприятие истинной действительности неизбежно порождает в сердце ощущение бедности художественных произведений, ибо и величайший художник по сравнению с природой поверхностен. По крайней мере, мне даже совершеннейшее воспроизведение не может дать того удовлетворения, какое получаю я, когда созерцаю откровениеприроды или человеческого лица.

Эстелла.

Но ведь так оно и есть! И этого изменить нельзя.

София.

Можно было бы изменить и это, если бы люди поняли одну вещь, если бы поняли они, что нелепо воспроизводить человеческими силами все то, что расстилают перед нами в форме величайшего художественного произведения высшие силы мира. Но зато эти силы вложили в человека способность работать над завершением их мирового искусства и создавать для мира то, чего сами эти высшие силы еще не раскрыли перед нашим взором.

Зачем несовершенно воссоздавать то, что уже создано совершенным в природе, если можно несовершенное в природе усовершенствовать в собственном человеческом искусстве?

Почувствуй эту мысль, и ты поймешь, почему я испытываю неудовлетворенность при виде того, что ты называешь искусством. Созерцание

несовершенного воспроизведения действительности всегда вызывает неудовлетворенность, тогда как самое несовершенное изображение вещей, скрытых от внешнего наблюдения, может быть подлинным откровением.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: