(Параметрическая модель)
Ниже приводится параметрическое сопоставительное описание русского и английского коммуникативного поведения.
Коммуникативные факторы приводятся прописными буквами, параметры – жирным шрифтом, коммуникативные признаки - обычным шрифтом.
Таблица включает параметры и коммуникативные признаки. Выявленные на данном этапе исследования; их перечень, набор и классификация в ходе дальнейшего исследования подлежат уточнению и дополнению.
Значения всех коммуникативных признаков, включенных в таблицу, определены исключительно в рамках сопоставления двух исследуемых коммуникативных культур – русской и английской.
Установление контакта
| ПАРАМЕТРЫ | Русское КП | Английское КП |
| Роль знакомства для вступления в контакт | низкая | высокая |
| Легкость подключения к общению разговаривающих | высокая | низкая |
| Свобода вступления в контакт с незнакомыми | высокая | низкая |
| Доброжелательность приветствия | невыражен-ная | выраженная |
| Настойчивость при вступлении в контакт | выражен-ная | отсутствует |
| Коммуникативная доступность статусных лиц | низкая | высокая |
ВЫХОД ИЗ КОММУНИКАТИВНОГО КОНТАКТА
| ПАРАМЕТРЫ | Русское КП | Английское КП |
| Плавность выхода из контакта | не обязательна | обязательна |
| Смена темы как способ выхода из контакта | редко использу-ется | часто используется |
Поддержание контакта
| ПАРАМЕТРЫ | Русское КП | Английское КП |
| Демонстративная коммуникативная приветливость | отсутствует | очень высокая |
| Бытовая улыбчивость | отсутствует | очень высокая |
| Деловая улыбчивость | отсутствует, но формируется | высокая |
| Контакт взглядом | желателен | обязателен |
| Комплиментарность | редко исп. | часто исп. |
| Антиконфликтная ориентация общения | редко исп. | очень часто исп. |
| Толерантность к молчанию | Отсутствует | высокая |
Общительность
| ПАРАМЕТРЫ | Русское КП | Английское КП |
| Стремление к общению | высокое | невысокое |
| Доля общения в структуре деятельности | высокая | невысокая |
| Допустимость общения с незнакомыми | высокая | низкая |
| Интимность обсуждаемой тематики | высокая | низкая |
| Демонстрация повышенного коммуникативного интереса к отдельным категориям собеседников (иностранцам, артистам, знаменитостям, новым людям) | наблюдает-ся | не наблюда- ется |
| Стремление к расширению круга общения | заметное | низкое |
Формальность/неформальность общения
| ПАРАМЕТРЫ | Русское КП | Английское КП |
| Приоритетность неформального общения | наблюдает-ся | формируется |
| Любовь к общению по душам | наблюдает-ся | не наблюдается |
| Коммуникативная неформальность (демократизм) в обращении и приветствии при разнице в статусной и социальной дистанции | не наблюдает-ся | наблюдается |
| Стремление к неформальному общению в формальной обстановке (невербальный уровень) | наблюдает-ся | формируется |
| Приоритетность установления дружеских отношений с окружающими | наблюдает-ся | не наблюдается |
| Приоритетность соблюдения формально-этикетных отношений с окружающими | не наблюдает-ся | наблюдается |
| Отношение к светскому общению | негативное | позитивное |
| Эффективность официального общения | невысокая | высокая |
| Эффективность неофициального общения | высокая | низкая |
| Доля дружеского общения в общем объеме общения личности | высокая | низкая |
| Доля формального и этикетного общения в общем объеме общения личности | невысокая | высокая |
Коммуникативная самопрезентация
| ПАРАМЕТРЫ | Русское КП | Английское КП |
| Общий характер самопрезентации | диффузный | скромный |
| Допустимость самопохвалы, саморекламы, демонстрации личных успехов окружающим | низкая | отсутствует |
| Допустимость демонстрации успехов родственников, детей, успехов в хобби окружающим | высокая | низкая |
| Демонстрация сопричастности к успехам других лиц | наблюдает-ся | редко наблюдается |
| Демонстрация знакомства со статусными лицами | наблюдает-ся | редко наблюдается |
| Коммуникативный эгоцентризм | наблюдает-ся | редко наблюдается |
Вежливость
| ПАРАМЕТРЫ | Русское КП | Английское КП |
| Вежливость детей к незнакомым взрослым | Высокая | нормативная |
| Вежливость детей к знакомым взрослым | Допускает исключения | не допускает исключения |
| Подчеркнутая вежливость к женщинам | присутст-вует | отсутствует |
| Вежливость к учащимся | невысокая | нормативная |
| Подчеркнутая вежливость учащихся к учителям и преподавателям | наблюдае-ся | отсутствует |
| Подчеркнутая вежливость обслуживающего персонала к клиентам | отсутствует, но формируется | присутствует |
| Вежливость к обслуживающему персоналу | средняя, возможна пониженная | высокая |
| Бытовая вежливость | низкая | высокая |
| Деловая вежливость | средняя | высокая |
| Подчеркнуто внимательное слушание | отсутствует | ярко выражено |
| Допустимость перебивания собеседника | высокая | исключена |
| Императивность этикетных норм общения | допускает исключения | не допускает исключения |
| Внимание к незнакомым | невысокое | высокое |
| Внимание к знакомым | среднее | высокое |
| Подчеркнутая вежливость к старшим по возрасту и статусу | присутству-ет | отсутствует |
| Допустимость сквернословия в межличностном общении | низкая | повышенная |
| Вежливость родителей и старших к детям | понижен-ная | нормативная |
| Вежливость детей к старшим | повышен-ная | нормативная |
| Вежливость детей к родителям | повышен-ная, имеет тенденцию к снижению | нормативная |
Коммуникативное давление
| ПАРАМЕТРЫ | Русское КП | Английское КП |
| Коммуникативная доминантность в общении с окружающими | наблюдает-ся | исключается |
| Стремление к модификации картины мира собеседника | заметное | не выражено |
| Коммуникативная настойчивость в достижении цели | высокая | низкая |
| Возможность категоричного настаивания на своей точке зрения | наблюдает-ся | не наблюдается |
Регулятивность
| ПАРАМЕТРЫ | Русское КП | Английское КП |
| Стремление к модификации поведения собеседника | заметное | минимальное |
| Допустимость вмешательства в общение и поведение знакомых | высокая | низкая |
| Допустимость вмешательства в общение и поведение незнакомых | высокая | исключается |
| Частота модифицирующих речевых актов | высокая | низкая |
| Педагогическая доминантность | высокая | отсутствует |
| Императивность общения | высокая | низкая |
Обсуждение разногласий
| ПАРАМЕТРЫ | Русское КП | Английское КП |
| Допустимость эмоционального спора | высокая | низкая |
| Готовность к критике собеседника | заметная | очень низкая |
| Использование антиконфликтной тематики общения | минималь-ное | заметное |
| Дискуссионность общения | высокая | минимальная |
| Любовь к спорам | заметная | отсутствует |
| Допустимость конфликтной тематики в общении | высокая | низкая |
| Демонстрация сочувствия к проигравшему в споре собеседнику | факульта-тивна | общепринята |
| Интерес к спорам и конфликтам окружающих людей | заметный | отсутствует |
| Любовь к критике | высокая | практически отсутствует |
| Возможность критики предметов собственности собеседника | допустима | недопустима |
| Степень допустимости инакомыслия | низкая | высокая |
| Категоричность выражения несогласия | высокая | крайне низкая |
| Категоричность формулирования проблем для обсуждения | высокая | низкая |
| Допустимость постановки и обсуждения спорных вопросов в повседневной коммуникации | высокая | низкая |
Содержание общения
| ПАРАМЕТРЫ | Русское КП | Английское КП |
| Допустимость откровенного разговора по душам | высокая | крайне низкая |
| Широта обсуждаемой информации | значитель-ная | ограниченная |
| Интимность запрашиваемой информации | высокая | низкая |
| Интимность сообщаемой информации | высокая | невысокая |
| Интимность обсуждаемой информации | высокая | невысокая |
| Стремление к искренности | высокое | невысокое |
| Принятая доля юмора в общении | заметная | заметная |
| Жесткость ситуативно-тематической регламентации общения | невысокая | высокая |
| Деловитость стиля обсуждения вопросов | невысокая | высокая |
Ориентация на собеседника
| ПАРАМЕТРЫ | Русское КП | Английское КП |
| Внимательное слушание | допускает исключения | не допускает исключений |
| Стремление сохранить лицо собеседника | не выражено | ярко выражено |
| Внимание к форме речи собеседника | невысокое | высокое |
| Внимание к содержанию речи собеседника | высокое | высокое |
| Стремление к модификации речи собеседника | заметное | низкое |
| Возможность перебивания собеседника | высокая | низкая |
| Частотность комплиментов | низкая | заметная |
| Стремление к постоянству круга собеседников | ныражен-ная | невыражен-ная |
Коммуникативная эмоциональность
| ПАРАМЕТРЫ | Русское КП | Английское КП |
| Уровень эмоциональной сдержанности | низкий | высокий |
| Искренность коммуникативных эмоций | высокая | низкая |
| Стремление к гиперболизации выражения эмоций | низкая | высокая |
| Необходимость демонстрации положительных эмоций в общении | понижен-ная | высокая |
| Свобода выражения негативных эмоций | высокая | минимальная |
| Допустимость высокоэмоционального разговора | высокая | низкая |
| Возможность позитивной эмоциональной реакции на речь собеседника | высокая | высокая |
| Возможность негативной эмоциональной реакции на речь собеседника | высокая | низкая |
Коммуникативная оценочность
| ПАРАМЕТРЫ | Русское КП | Английское КП |
| Стремление к вербальной оценке ситуаций и лиц | высокая | низкая |
| Доля позитивных оценок в разговоре | средняя | очень высокая |
| Степень категоричности высказываемых оценок | высокая | сниженная |
| Допустимость негативных оценок в разговоре | средняя | пониженная |
Коммуникативная потребность в информации
| ПАРАМЕТРЫ | Русское КП | Английское КП |
| Стремление к широкой информированности | заметное | невысокое |
| Потребность все время получать новую информацию | заметная | низкая |
| Уровень интеррогативности | высокий | невысокий |
| Настаивание на предоставлении информации | возможно | не принято |
Коммуникативная реакция
| ПАРАМЕТРЫ | Русское КП | Английское КП |
| Уровень доверия к устной речи, словам собеседника | средний | высокий |
| Возможность уточнения непонятного через вопросы | высокая | невысокая |
| Возможность искренней реакции на слова собеседника | высокая | невысокая |
| Реакция на негативное поведение собеседника | выражен-ная | невыражен-ная |
| Реакция на речевые ошибки собеседника | возможна | маловероятна |
| Реакция на похвалу и комплименты | сдержанная | выраженная |
| Реакция на коммуникативное поведение незнакомых | возможна | маловероятна |
Объем общения
| ПАРАМЕТРЫ | Русское КП | Английское КП |
| Время, уделяемое общению в структуре деятельности | значитель-ное | среднее |
| Развернутость диалога | заметная | невысокая |
| Развернутость монолога | заметная | невысокая |
| Многословие | заметное | не характерно |
Коммуникативный самоконтроль
| ПАРАМЕТРЫ | Русское КП | Английское КП |
| Внимание к собственной речи | невысокое | повышенное |
| Коммуникативная рефлексивность | невысокая | заметная |
| Стремление к коррекции собственной речи | невысокое | заметное |
| Прогнозирование результатов своей коммуникативной деятельности | невысокое | заметное |
| Привычка сдерживать коммуникативную реакцию | не выражена | ярко выраженная |
| Контролируемость мимики в процессе общения | низкая | высокая |
| Контролируемость жестикуляции в процессе общения | невысокая | высокая |
| Контролируемость громкости речи | невысокая | заметная |
| Контролируемость используемой лексики | невысокая | заметная |
| Отношение к языку как показателю социального статуса | отсутствует | ярко выражено |
| Допустимость утраты коммуникативного самоконтроля | высокая | низкая |
Невербальная организация общения
| ПАРАМЕТРЫ | Русское КП | Английское КП |
| Дистанция общения | короткая | увеличенная |
| Стремление к сокращению коммуникативной дистанции | выражен-ное | не выражено |
| Физический контакт собеседников | частотен | нежелателен |
| Пространство общения | тесное | расширенное |
| Объем жестикуляции | заметный | невысокий |
| Интенсивность жестикуляции | средняя | невысокая |
| Амплитуда жестикуляции | средняя | невысокая |
| Интенсивность мимики | средняя | невысокая |
| Эмоциональность жестикуляции | повышен-ная | низкая |
| Громкость общения | средняя | пониженная |
| Возможность повышения громкости речи | заметная | невысокая |
| Темп общения | средний | средний |
| Возможность повышения темпа общения | заметная | невысокая |
| Улыбка в бытовом общении | не принята | нормативна |
| Улыбка в официальном общении | возможна | нормативна |
| Контакт взглядом | не обязателен | принят |
| Шумность в групповом общении среди других лиц | низкая | повышенная |
Коммуникативный стиль[12]
| ПАРАМЕТРЫ | Русское КП | Английское КП |
| Интенсивный / расслабленный | умеренно интенсив-ный | расслаблен-ный |
| Фактический /аналитический | фактичес-кий | аналитичес-кий |
| Прямой/косвенный в межличностном общении | преоблада-ет прямой | преобладает косвенный |
| Пессимистический/оптимистический | преоблада-ет пессимис-тический | преобладает оптимисти-чекий |
| Многословный/лаконичный | преоблада-ние многослов-ного | преоблада-ние лаконичного |
| Ориентация на результат/процесс | преиму-щественно на процесс | преимуще-ственно на результат |
| Гармонизирующий / деловой | давнознач-но | деловой |
Отношение к родному языку
| ПАРАМЕТРЫ | Русское КП | Английское КП |
| Осознание сложности | высокий уровень | средний уровень |
| Осознание нужности | низкий уровень | средний уровень |
| Уровень осознания важности хорошего владения | низкий уровень | высокий уровень |
| Тревога за состояние языка | Существует | Не существует |
Отношение к иностранному языку
| ПАРАМЕТРЫ | Русское КП | Английское КП |
| Любовь к изучению других языков | низкий уровень, но быстро повышается | отсутствует |
| Стремление знать иностранные языки | средний уровень, повышается | низкий уровень |
| Осознание важности хорошего владения иностранным языком | высокий уровень | низкий уровень |






