Исследования в области коммуникативного поведения в отечественной лингвистике последних десятилетий

Существует множество работ, в которых содержатся интересные на­блюдения над особенностями общения того или иного народа. Мы ос­тановимся в нашем кратком обзоре лишь на отечественных работах поледних десятилетий, посвященных непосредственно системному описанию коммуникативного поведения народа в целом или отдель­ных социальных групп носителей языка.

Термин коммуникативное поведение был введен нами в 1989 г. (И.А. Стернин. О понятии коммуникативного поведения//Kommunikativ-funktionale Sprachbetrachtung. Halle, 1989, S. 279 - 282). Однако еще в 70-80-ых г.г. сектором психолингвистики Института языкознания АН СССР были выпущены три сборника:

Национально-культурная специфика речевого поведения. М., 1977; Национально-культурная специфика общения народов СССР. М., 1982; Этнопсихолингвистика. М..1988.

В этих сборниках впервые предпринималась попытка описать на­циональные особенности общения разных народов. К сожалению, эта серия дальнейшего развития не получила.


В 1991 г. в Галле (ГДР) публикуется брошюра И.А. Стернина «Очерк русского коммуникативного поведения», в которой впервые предпри­нята попытка системного описания коммуникативного поведения од­ного народа.

В 1998 г. в Москве выходит на английском языке исследование Л. Броснаха*на «Русская и английская невербальная коммуникация», где в системном виде представлены невербальные компоненты русского и английского коммуникативного поведения.

В 2000 г. в Воронеже в рамках проекта кафедры общего языкозна­ния и стилистики ВГУ«Коммуникативное поведение» начинает выходить одноименная серия изданий, посвященная исследованию разных ас­пектов коммуникативного поведения. Выходит брошюра И.А. Стерни­на «Модели описания коммуникативного поведения», монография Н.А. Лемяскиной и И.А. Стернина «Коммуникативное поведение млад­шего школьника», посвященная разработке проблем возрастного ком­муникативного поведения.

Появляются первые тематические сборники, описывающие комму­никативное поведение:

Русское и финское коммуникативное поведение. Вып. 1./ Под ред. И.А. Стернина. Воронеж, 2000.

Русское и финское коммуникативное поведение. Вып. 2. / Под ред. И.П. Лысаковой. СПб., 2001.

Наконец, в 2001 г. в Воронеже выходит коллективная монография «Очерк американского коммуникативного поведения» под ред. И.А.Стернина, М.А.Стерниной, в которой впервые системно описано американское коммуникативное поведение.

В кратком обзоре мы не приводим статей, посвященных пробле­мам коммуникативного поведения, которые стали появляться в пос­леднее десятилетие, а также не рассматриваем исследования, касаю­щиеся собственно языкового аспекта коммуникативного поведения -к примеру, работ Н.И. Формановской по речевому этикету, работ А.А. и Т.Е. Акишиных по русским жестам и мимике и мн. др. Эти работы во многом способствовали появлению науки о коммуникативном по­ведении, однако сами они посвящены не собственно описанию ком­муникативного поведения народа как совокупности норм и традиций общения, а описанию языковых средств такого общения.

Появляются первые библиографии работ по коммуникативному поведению:


Высочина О,В. Исследования по проблемам коммуникативного пове­дения, опубликованные членами воронежской проблемной группы «Коммуникативное поведение» в 80~9Оых г.г.// русское и финское ком­муникативное поведение. Вып. 1, Воронеж, 2000, с.88-98 (описаны 180 публикаций); Публикации кафедры межкультурной коммуникации РГПУ им.Герцена. Проблемы коммуникативного поведения, этнического мен­талитета и национально ориентированной методики обучения РКИ // Русское и финское коммуникативное поведение. Вып. 2, СПб., 2001, с.159-161 (описаны 27 публикаций); Исследования, опубликованные членами проблемной группы «Коммуникативное поведение» по пробле­мам американского коммуникативного поведения // Очерк американс­кого коммуникативного поведения. Воронеж, 2001, с. 196-198 (описа­ны 25 публикаций).

Количество исследований в области коммуникативного поведения разных народов быстро растет, что свидетельствует об актуальности и перспективности данного научного направления.

Создание в конце 90-ых г.г. РОПРЯЛ заметно стимулировало иссле­дования в области коммуникативного поведения.

Российское общество преподавателей русского языка и литерату­ры определило исследование коммуникативного поведения как одно из приоритетных научных направлений в своей деятельности. В рам­ках данного научного направления, которое получило название «Ком­муникативное поведение (народ, группа, личность)» (руководители И.А. Стернин, Ю.Е. Прохоров), ставится цель -исследованиекомму­никативного поведения как интегрального компонента национальной, групповой и личностной культур. Задачами исследования являются:

• теоретическая разработка понятия коммуникативного поведения;

• разработка принципов и методик изучения и описания коммуника­
тивного поведения;

• разработка моделей описания коммуникативного поведения;

• практическое описание коммуникативного поведения личности, ком­
муникативного поведения возрастных, социальных, профессиональ­
ных и тендерных групп, территориальных общностей, национального
коммуникативного поведения различных народов;

• разработка методики обучения национальному коммуникативному
поведению в процессе обучения языку как иностранному, а также раз­
работка проблемы формирования социально-адекватного коммуника-


тивного поведения представителей различных социальных групп и от­дельных личностей;

• исследование проблемы толерантного коммуникативного поведения
личности и его формирования.

В рамках направления созданы несколько секций. Секция № 1 "Национальное коммуникативное поведение" ставит пе­ред собой следующие задачи:

• разработка моделей описания национального коммуникативного по­
ведения;

• изучение и описание основных особенностей русского коммуника­
тивного поведения как отражения русского менталитета, националь­
ного характера и стереотипов русского поведения;

• описание типичных особенностей коммуникативного поведения рус­
ского человека, проявляющихся в его повседневной коммуникативной
практике в стандартных коммуникативных ситуациях и коммуникатив­
ных сферах;

• контрастивное описание русского коммуникативного поведения в
сравнении с коммуникативным поведением народов Европы, Амери­
ки, Азии, Ближнего Востока и др. стран;

• разработка методик формирования у изучающих иностранный язык
навыков адекватного понимания коммуникативного поведения народа
страны изучаемого языка и овладения релевантными нормами нацио­
нального коммуникативного поведения страны изучаемого языка.

Секция №2 «Групповое и личностное коммуникативное поведение» ставит следующие задачи:

• разработка моделей описания группового коммуникативного пове­
дения;

• описание коммуникативного поведения отдельных социальных, про­
фессиональных, возрастных и тендерных групп населения России;

• проблема оптимизации коммуникативного поведения отдельных
групп населения;

• разработка моделей описания коммуникативного поведения отдель­
ной личности;

• описание коммуникативного поведения известных личностей про­
шлого и настоящего;

• проблема формирования адекватного коммуникативного поведения
личности в группе и в обществе в целом.


Координируют работу по данному направлению кафедра общего язы­кознания и стилистики Воронежского ГУ и ИРЯ им. Пушкина (Москва).

Таким образом, в настоящее время можно говорить об изучении трех видов коммуникативного поведения - национальное, групповое и лич­ностное. Предлагаемая работа посвящена исследованию националь­ного коммуникативного поведения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: