Звенья коммуникативного акта

Современная теория коммуникативного воздей­ствия исходит из формулы американского психолога Г.Д. Лассуэлла, включающей следующие звенья: кто говорит; что говорит; с помощью каких средств; к кому обращается и с каким результатом. По существу, все имеющиеся исследования в области пропаганды так или иначе посвящены перечисленным звеньям коммуникативного процесса, которые к настоящему време­ни изучены достаточно полно.

Поговорим об этих звеньях немного подробнее. Ка­кими качествами должен обладать тот, кто говорит, в частности, тот, кто говорит о музыке? Ораторское ма­стерство — это само собой разумеющееся требование, и желающих просветиться в этом вопросе отправляем к великолепной книге Д. Карнеги «Как завоевывать дру­зей и оказывать влияние на людей. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая пуб­лично».

Музыканту-пропагандисту важно иметь у себя по­ложительную «Я-концепцию», под которой понимает­ся совокупность представлений человека о самом себе. Лица с положительной «Я-концепцией» придерживают­ся высокой самооценки, которая формируется в ре­зультате воспитания и соответствующего жизненно­го опыта. Они обладают «твердой убежденностью в импонировании другим людям, уверенностью в спо­собности к тому или иному виду деятельности и чув­ством собственной значимости».

Как показали исследования, уровень знаний уча­щихся у педагогов с положительной «Я-концепцией» выше по сравнению с теми, чья «Я-концепция» нега­тивна. Поэтому подход к слушательской аудитории с оптимистической гипотезой, залог успеха обращения музыкантом-пропагандистом потенциальных любите­лей музыки в свою веру.

Интерес многих взрослых людей к тому или иному учебному предмету нередко начинался у них с любви и потрясения личностными особенностями того челове­ка, который этот предмет преподавал. Значительная личность излучает какой-то особый внутренний свет, согревающий и очаровывающий всех, кто попадает в поле ее влияния. Музыканту-пропагандисту для дости­жения успеха очень важно знать членов референтной группы ( Референтная группа — реальная или воображаемая группа людей, мнением которых человек дорожит и с которыми стремится согласовывать свое поведение), с которыми данная аудитория привыкла во всем соотносить свое поведение. Так, для большинства представителей молодежной аудитории подобными людьми оказываются популярные артисты, спортсме­ны, ведущие молодежных телевизионных программ, а для аудитории старших возрастных групп — политичес­кие обозреватели, известные писатели и журналисты. Поэтому на начальной стадии приобщения людей к музыке надо действовать через них, и именно от них аудитория должна воспринять впервые идею о важно­сти серьезной музыки в жизни человека. Для этих це­лей на радио и телевидение чаще всего приглашают ква­лифицированных музыкантов академического плана, ибо молчаливо подразумевается, что никто лучше них не сможет вести беседу на эту тему. Но коммуникатор, который находится на позициях и установках, далеких от позиций и установок слушательской аудитории, не воспринимается ею как член «своей» референтной группы, и поэтому его информация может быть встре­чена в штыки или просто не принята во внимание.

Прежде чем перейти к содержанию своего сообще­ния, музыкант-пропагандист должен быть уверен, что те ценности, о которых сегодня пойдет речь, не будут от­вергнуты аудиторией. По мнению видного отечествен­ного исследователя теории пропаганды Ю. Шерковина, «без согласия аудитории относительно того, что пред­мет информации интересен с познавательной точки зрения или полезен в утилитарном смысле, или нужен для эмоциональной разрядки, или необходим для укреп­ления мнения по спорному вопросу и т. д., пропаганди­стское воздействие остается неэффективным».

Практика музыкального воспитания показывает, что согласия относительно ценности серьезной музы­ки трудно достичь в беседах с подростками, если взрос­лый противопоставляет их неразвитому вкусу свой собственный вкус как эталон. Такое противопостав­ление непродуктивно, и его лучше не использовать в споре. Лучше будет, если начать разговор со второ­степенных вопросов, по которым можно легче достиг­нуть согласия. Установив таким образом контакт с аудиторией, можно быстрее добиться согласия и в от­ношении главной идеи. Психологические функции до­полнительной информации, как указывает Ю. Шерковин, заключаются в том, «чтобы привести восприятие человека в состояние, благоприятное для принятия ос­новной информации».

В контексте музыкально-образовательной переда­чи или беседы о музыке дополнительная информация может касаться самых разных тем, живо интересую­щих сегодняшних школьников. Это может быть но­вый фильм, спортивный рекорд, новое направление в поп-музыке или танцах, т. е. почти любой факт или явление при условии, что есть уверенность достичь по данному факту согласия с аудиторией.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: