Еще одним итогом предшествующего этапа деятельности организаций национал-либерального крыла крымскотатарского движения был глубокий внутренний кризис, который назрел в руководстве движения. Его причиной стало образование внутри руководства движением влиятельной группы, которая фактически заявила о монополии как в определении политики национальных органов, так и в расходовании средств, выделяемых государством и международными организациями на возвращение и обустройство депортированного народа. Главой этой группы являлся М.Джемилев, который будучи лидером Меджлиса возглавил также фонд «Крым», через который в значительной степени шла финансовая помощь. В 1997 году деятельность руководства Меджлиса и прежде всего его главы по распределению средств, выделяемых государством на возвращение и обустройство крымских татар стала подвергаться растущей критике со стороны значительной части членов этой организации.
Наибольшее недовольство вызывала деятельность созданного в 1994 году крымскотатарского коммерческого «Имдат-банка» через который и осуществлялось финансирование экономических и социальных программ. Ряд членов Меджлиса (прежде всего председатель госкомнаца Л.Арифов, глава незарегистрированной партии «Адалет» С.Керимов, журналистка Л.Буджурова и др.) обвинили руководство банка в систематическом нецелевом использовании средств, большинство из которых не доходило до тех, кому они предназначались[401]. Дважды в 1997 году под влиянием этх людей Меджлис принимал решение о переводе счетов, организаций, занимающихся обустройством крымских татар из Имдат-банка в другой, однако банковское руководство не сделало этого. Позиция управления банка встретила поддержку М.Джемилева и его сторонников. В Меджлисе назрел раскол. Один из критиков позиции Джемилева С.Керимов выразил его суть в следующих словах: «...отдельные члены Меджлиса крымскотатарского народа решили, что им будет удобнее скрывать от нашего народа, что его обкрадывает кучка так называемых бизнесменов и чиновников. Они решили, что десятилетия наше национальное движение боролось не за права крымских татар, а за право «Имдат-банка» обкрадывать наш народ[402]». Резкой критике подвергался также авторитарный стиль руководства Меджлисом со стороны М.Джемилева, что, по мнению его оппонентов неоднократно приводило к нарушению демократических принципов, свободы слова и к появлению настоящего «культа личности» М.Джемилева[403].
|
|
Накануне внеочередной сессии Курултая крымскотатарского народа несогласные обратились к Меджлису с открытым письмом, где сформулировали свои требования. Его подписали 16 из 33 членов организации.
|
|
Председатель Меджлиса со своей стороны предпринял серию энергичных действий по привлечению на свою сторону большего числа депутатов Курултая. Решающее столкновение произошло во время внеочередной сессии Курултая в марте 1998 года, где господствовали сторонники М.Джемилева. Оппозиционеры даже небыли допущены в здание где проходило мероприятие. Из 117 членов Курултая 99 проголосовали за то, чтобы М.Джемилев сохранил свой пост. Шестнадцать протестантов были исключены из Меджлиса (что противоречило документам этой организации) подверглись морально-психологическому давлению и травле. Итогом внеочередной сессии Курултая стало укрепление позиций М.Джемилева и его личной власти. Согласно новому положению о меджлисе его председатель получил право самостоятельно отклонять до 30% его состава[404].
После 1995 года большинство наблюдателей склонны были отмечаеть прогрессирующий спад крымскотатарского движения. Определенные основания для этого были налицо: Не смотря на то, что меджлису удалось провести в 1998 году на выборах в Верховный Совет Украины двух своих депутатов – М.Джемилева (шел под №9 в предвыборном списке Народного Руха Украины) и Р.Чубарова (был избран по территориальному округу), национал-либеральное крыло крымско-татарского движения не смогло удержать тех позиций, на которые вышло к середине 90-х годов. Оно не добилось юридического признания своих организаций, более того, последовательная борьба с общекрымским «сепаратизмом», в которой Меджлис был главным союзником Киева, обернулось для него утратой избирательных квот при выборах в крымский парламент. Сколько-нибудь существенными успехами (если иметь ввиду реальные плоды для народа) не увенчалась и внешнеполитическая деятельность Меджлиса (едва ли может быть утешением медаль Нансена, полученная в 1998 году М.Джемилевым).
Сама организация пережила серьезный раскол в результате которого лишилась, пожалуй, наиболее продвинутых своих лидеров, под угрозой оказались и демократические принципы, которыми ранее руководствовалось движение. Основным результатом раскола можно считать то, что меджлис потерял исключительный статус в крымско-татарской среде, окончательно превратившись в одну из (пусть даже самую влиятельную) политических партий крымских татар, лишь внешне оформленную как представительный орган, но в действительности им не являющуюся. Есть основание говорить о превращении Меджлиса в теневую бюрократическую организацию в крымско-татарской среде не чуждую авторитарных и тоталитарных форм деятельности. Изменения, происшедшие в крымскотатарском движении вызвали определенную поляризацию настроений его участников. На фоне общего снижения политической активности движения можно констатировать рост экстремистских настроений у некоторой части активных сторонников крымско-татарских организаций, свидетельством чему является деятельность партии «Адалет» в начале 1998года.