Метод тестов в психологии

Метод – это способ научного познания какой либо реальности. По своему составу научный метод представляет собой совокупность приемов или операций, которые осуществляет исследователь при изучении какого-либо объекта. В современной психологии методы исследования условно делят на объективные методы, описательные и методы психологической помощи.

Опрос можно рассматривать как один из самых распространённых методов получения информации о субъектах — респондентах опроса. Опрос заключается в задавании людям специальных вопросов, ответы на которые позволяют исследователю получить необходимые сведения в зависимости от задач исследования. К особенностям опроса можно причислить его массовость, что вызвано спецификой задач, которые им решаются. Массовость обуславливается тем, что психологу, как правило, требуется получение сведений о группе индивидов, а не изучение отдельного представителя.

Опросы разделяют на стандартизированные и нестандартизированные. Стандартизированные опросы можно рассматривать как строгие опросы, дающие прежде всего общее представление об исследуемой проблеме. Нестандартизированные опросы менее строгие в сравнении со стандартизированными, в них отсутствуют жёсткие рамки. Они позволяют варьировать поведение исследователя в зависимости от реакции респондентов на вопросы.

При создании опросов сначала формулируют программные вопросы, соответствующие задаче решения, но которые доступны для понимания лишь специалистам. Затем эти вопросы переводятся в анкетные, которые сформулированы на доступном неспециалисту языке. (анкетирование, личностные тесты).

Опрос – представляет собой психологическое исследование, основанное на получении от испытуемых необходимой информации. В зависимости от формы контакта исследователя и исследуемых опросы делятся на: интервью – представляет собой способ получения информации в процессе устной беседы, оно дает возможность получать информацию 2-х типов: во-первых, наблюдать за респондентом, его речью, мимикой, позой, во-вторых, позволяет получить данные о жизни человека, восприятии им прошедших и настоящих событий и анкетирование – для получения такой информации о субъекте, которая не имеет непосредственного отношения к его личностным чертам и особенностям. В зависимости от широты обхвата опрос может быть выборочным или сплошным. (анкетирование, личностные тесты)- / НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО!!!!

Тестирование (психодиагностическая методика) – это метод психологической диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи, имеющие определенную шкалу значений. Применяются для стандартизированного измерения индивидуальных различий. 

Тест – это стандартизированные задания, требующие решения, ответа или описания, направленные на выявление скрытого свойства интересующего объекта путем одного или нескольких кратких испытаний, обладающих максимальной информативностью. Предназначен для качественной и количественной оценки изучаемых свойств.

Стандартизированные (единообразие процедуры проведения и оценки выполнения теста) задания позволяют подвергнуть полученные ответы математико-статистической обработке и получить характеристики, отличающие одного человека от других. Полученные результаты с помощью тестов могут сравниваться с результатами-нормами (обычное или средние выполнение теста по выборке: возрастные, умственные,, которые получены при обследовании статистически значимой группы определенного возраста, пола, национальности и т.д.

Тестирование используется при проф. ориентации, изучении уровня усвоения знаний, изучении уровня индивидуального развития. В зависимости от своего предназначения тесты делятся на: тесты достижений (осуществляют контроль успешности – школьной, профессиональной, спортивной), тесты интеллекта (направленные для выявления умственного потенциала инидивида - iq, шкала Бине-Симона и Стэнфорл-Бине, Векслер,), креативности (для изучения творческих способностей личности-кружочки, варианты использования той или иной вещи), личностные тесты (измеряются различные стороны личности индивида: установки, ценности, отношения – ценностные ориентации, кеттел, леонгард, русалов, КоммунОргСпос), проективные тесты, т.е. основанные на актуализации переживаний человека с помощью специальных стимулов (незаконченные предложения, свободный рисунок, пятна Роршаха). Тесты должны обладать надежностью и валидностью.

Надежность – один из критериев качества, относящийся к точности психологических измерений. Чем больше надежность, тем тем относительно свободнее тест от погрешностей измерения. Устойчивость или согласованность результатов теста, получаемых при повторном его применении к тем же испытуемым в различные моменты времени, если изучаемое свойство не меняется. (ретестовая) о, 6: 0,8 удовлетворительная ретест надёжность.

Валидность – это адекватность интерпретации тестовых результатов по отношению к цели тестирования, содержанию основного понятия и применению результатов тестирования. Действительно ли данный тест измеряет то, что предназначен измерять. Ценность, пригодность теста. Валидность методики всегда определяется по отношению к чему-то конкретно. Одна методика может оказаться валидной для одного свойства, а для другого нет.

Основные виды:

- теоретическая - соответствие данных получаемых с помощью психодиагностической методики теоретическим представлениям о свойстве, изучаемом с помощью данной методики. (16pf - этот тест по отношению к собственной теории структуры личности кеттела валиден, но тот же тест по отношению к Фрейду будет не валиден! Не существует ни одной методики теоретически валидной вообще)

- эмпирическая - соответствие данных, получаемых с помощью теста реальному поведению испытуемых.

- внутренняя - соответствие всех единиц из которых методика состоит, тому свойству, для изучения и оценки которого методика предназначена.

- внешняя - соответствие данных, получаемых с помощью теста, данным других тестов, изучающих это же свойство.

Точность (способность теста с достаточной точностью оценивать количественно изучаемые свойства-определяют по количеству групп на которые можно разделить испытуемых, имея ввиду степень развитости у них психологического свойства)и однозначность (методика считается однозначной, если те признаки, которые в ней используются для изучения или измерения того или иного свойства, однозначно соответствуют этому свойству и не отражают ничего другого кроме него) тестовых психодиагностических методик. Так же не существует абсолютно однозначных.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: