Раздел I. Пояснительная записка

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КИСЛОВОДСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По дисциплине

«Юридическая психология»

Для студентов заочного отделения

Юриспруденция»

Г. Кисловодск

Г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор по учебной работе

_____________ М.Ш. Гочияева

«_____» _____________ 2011 г.

Составитель: к.ю.н., доцент Бейбулатов Б.Ш.

Рабочая программа по дисциплине «Юридическая психология» для студентов юридического факультета. – Кисловодск: Издательский отдел КГТИ, 2011. 50 с.

Программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры,

протокол № _____ от «_____» ______________ 2011г.

Зав. кафедрой ________________________

Раздел I. Пояснительная записка

Курс «Юридическая психология» является составной частью базовой образовательной программы высшего профессионального образования по направлению подготовки (специалист) 030501.65 Юриспруденции и рассматривает вопросы как общепсихологической теории (предмет, цели и задачи курса, его теоретические основы; психологическую характеристику труда юриста), так и практическое применение, специальные вопросы юридической деятельности: личность в сфере правоохранительной деятельности, криминальную психологию, психологию предварительного расследования, судебного процесса, психологическую экспертизу.

Актуальность данной учебной дисциплины определяется необходимостью совершенствования профессиональной деятельности юристов, повышения эффективности работы правовых (судебных, правоохранительных, консалтинговых, экспертных, информационных и иных) структур. Востребованность психологических знаний юристами обусловлена также наличием в УК и ГК РФ норм, в трактовке которых используется целый ряд таких психологических терминов и понятий как: психические расстройства, не исключающие вменяемости; психофизиологические качества; нервно-психические перегрузки; аффект и т.п.

Применение в процессе юридической деятельности определенных психологических методов облегчает труд юриста, помогает ему регулировать и строить взаимоотношения с людьми, глубже понимать мотивы их поступков, познавать объективную действительность и правильно ее оценивать, использовать результаты познания в практике. В настоящее время все более четко осознается мысль о том, что психология не отвлеченная наука, посвященная решению сложных и тонких теоретических вопросов, а важное звено в профессиональной подготовке всякого культурного и высокообразованного специалиста, в том числе, и в первую очередь, - юриста.

Целью дисциплины «Юридическая психология» является формирование основных представлений о сфере взаимодействия психологии и права, раскрытие структуры и основного содержания юридической психологии, ее базовых понятий и методов.

По ряду важных теоретических вопросов юридической психологии до сих пор нет единства во мнениях. Изданные учебники и учебные пособия свидетельствуют о разном понимании предмета юридической психологии, ее задач и методов.

Перечень умений

Умение Алгоритм
Определение значимых особенностей поведения и свойств личности участников юридических действий 1. Определить и использовать метод изучения личности участника юридических действий, определить значимые свойства личности 2. Определить тактику и технику осуществления конкретных действий юриста с учетом психологических особенностей личности участника следствия, суда.
Определение психологических особенностей преступного поведения и прогнозирование возможной ситуации при выполнении разных видов правоприменительной деятельности 1. Прогнозировать психологические составляющие, которые лежат в основе преступного деяния (подозреваемый, обвиняемый, подсудимый, осужденный). 2. Оценить психическое состояние (потерпевшего, свидетеля, подозреваемого, подсудимого). 3. Смоделировать поступки человека (подозреваемый, свидетель, потерпевший). 4. Предупредить негативные последствия поступков в юридически значимых ситуациях (подозреваемый, обвиняемый, преступник)
Определение психологических средств успешной реализации юристом своих действий 1. Проанализировать цели, задачи и последствия взаимодействия с лицом, представляющим профессиональный интерес. 2. Определить возможные психологические (коммуникативные) средства воздействия на лиц, представляющих профессиональный интерес. 3. Выбрать и использовать адекватные конкретной ситуации средства психологического воздействия, включая способы разрешения конфликтов.
Определение и использование тактических ошибок в поведении и действиях других лиц 1. Провести анализ действий (технических приемов) объектов и субъектов юридической деятельности 2. Оценить адекватность использованных методов воздействия, предложить способы исправления тактических ошибок. 3. Оценить приемы и технику труда юриста.

В связи с вышеизложенным в курсе были поставлены следующие учебные задачи:

1. раскрыть теоретические понятия и положения курса «Юридическая психология»;

2. познакомить студентов с основами общей, социальной и педагогической психологии, конфликтологии, основ психодиагностики применительно к курсу юридической психологии;

3. показать и обосновать специфику проявления психологических закономерностей в правовом регулировании;

4. оказать помощь студентам в самостоятельной работе над психологической и юридической литературой по данной учебной дисциплине.

Курс «Юридическая психология» является одной из учебных дисциплин, формирующих у студентов знания и навыки практического применения психологии в сфере юриспруденции.

Проблемы курса «Юридическая психология» тесно связаны с такими дисциплинами, как «Уголовное право», «Гражданское право» «Уголовный процесс», «Криминология», «Криминалистика».

Учебный процесс строится в соответствии с разработанной программой курса и тематическим планом по изучаемой дисциплине и осуществляется в виде лекций, семинарских и практических занятий, групповых и индивидуальных консультаций, самостоятельной работы студентов. Итоговой формой контроля знаний является экзамен.

Программа курса «Юридическая психология» определяет совокупность необходимых для профессиональной подготовки знаний, навыков и умений, которыми должен овладеть студент в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта. В результате изучения курса студенты должны:

знать:

сущность и содержание предмета юридической психологии;

место и роль юридической психологии в системе научного знания;

принципы и методы юридической психологии;

подходы научного обоснования причин отклоняющегося и преступного поведения и психологию преступного поведения;

психологию личности и поведения преступника, психологию преступных групп;

психологические особенности производства следственных действий;

предмет, основания, поводы и особенности назначения судебно-психологической экспертизы;

психологию участников предварительного расследования;

основные причины и способы разрешения конфликтов в деятельности следователя;

содержание и психологические особенности ведения переговорного процесса.

уметь:

применять психологические знания в профессиональной деятельности;

использовать психологические приемы и методы при проведении следственных действий и при расследовании отдельных видов преступлений;

использовать психологические приемы и методы получения необходимой информации от участников предварительного следствия

выявлять и квалифицированно формулировать основания судебно-психологической экспертизы.

эффективно осуществлять психологическое воздействие и адекватно использовать

приемы противостояния влиянию;

конструктивно строить общение с людьми в обычных и экстремальных ситуациях;

использовать психологические знания для адекватной самооценки личности, профессионального самосовершенствования и совершенствования профессиональной деятельности.

владеть:

навыками организации своей профессиональной деятельности на основе рекомендаций психологии;

навыками визуальной психодиагностики;

психотехникой профессионального общения;

навыками психологического портретирования;

навыками диагностики ложных показаний;

навыками конфликтного взаимодействия.

Программа соответствует требованиям Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования 2000 г


Раздел II. Тематический план

2.1 Тематический план для студентов заочной формы обучения

№ п/п Наименование разделов и тем Общее кол. час. Аудиторные часы  
  Сам. работа
Всего В том числе
Лекции Семинар., практ. занятия
             
Раздел I. Общие вопросы юридической психологии
  Тема 1. Предмет, система и содержание юридической психологии.          
  Тема 2. Социально-психологическая характеристика профессионального труда юриста.   - - -  
  Тема 3. Формы психического отражения действительности. Познавательная подструктура деятельности юриста.   - - -  
Раздел II. Психология личности и социальных групп.
  Тема 4. Личность как объект психологического познания в правоприменительной деятельности   - - -  
  Тема 5. Психология социальных групп и межличностных отношений, значение ее анализа для юриста.   - - -  
  Тема 6. Общение и его закономерности. Специфика их проявления и особенности реализации в профессиональной деятельности юриста.   - - -  
Раздел III. Юридическая психология и право
  Тема 7 Правовая психология.   - - -  
  Тема 8. Психология личности преступника, преступной группы и преступного деяния.   - - -  
  Тема 9. Психологические основы предварительного расследования и отдельных следственных действий.          
  Тема 10. Психологические особенности судебной деятельности и участников судопроизводства.          
  Тема11. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном и гражданском процессе.   - - -  
  Тема 12. Психология адвокатской деятельности.   - - -  
  Тема 13. Социально-психологические аспекты деятельности арбитража, нотариата, юридических консультаций.   - - -  
  Итого по курсу          

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: