МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КИСЛОВОДСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По дисциплине
«Юридическая психология»
Для студентов заочного отделения
Юриспруденция»
Г. Кисловодск
Г.
«УТВЕРЖДАЮ»
Проректор по учебной работе
_____________ М.Ш. Гочияева
«_____» _____________ 2011 г.
Составитель: к.ю.н., доцент Бейбулатов Б.Ш.
Рабочая программа по дисциплине «Юридическая психология» для студентов юридического факультета. – Кисловодск: Издательский отдел КГТИ, 2011. 50 с.
Программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры,
протокол № _____ от «_____» ______________ 2011г.
Зав. кафедрой ________________________
Раздел I. Пояснительная записка
Курс «Юридическая психология» является составной частью базовой образовательной программы высшего профессионального образования по направлению подготовки (специалист) 030501.65 Юриспруденции и рассматривает вопросы как общепсихологической теории (предмет, цели и задачи курса, его теоретические основы; психологическую характеристику труда юриста), так и практическое применение, специальные вопросы юридической деятельности: личность в сфере правоохранительной деятельности, криминальную психологию, психологию предварительного расследования, судебного процесса, психологическую экспертизу.
|
|
Актуальность данной учебной дисциплины определяется необходимостью совершенствования профессиональной деятельности юристов, повышения эффективности работы правовых (судебных, правоохранительных, консалтинговых, экспертных, информационных и иных) структур. Востребованность психологических знаний юристами обусловлена также наличием в УК и ГК РФ норм, в трактовке которых используется целый ряд таких психологических терминов и понятий как: психические расстройства, не исключающие вменяемости; психофизиологические качества; нервно-психические перегрузки; аффект и т.п.
Применение в процессе юридической деятельности определенных психологических методов облегчает труд юриста, помогает ему регулировать и строить взаимоотношения с людьми, глубже понимать мотивы их поступков, познавать объективную действительность и правильно ее оценивать, использовать результаты познания в практике. В настоящее время все более четко осознается мысль о том, что психология не отвлеченная наука, посвященная решению сложных и тонких теоретических вопросов, а важное звено в профессиональной подготовке всякого культурного и высокообразованного специалиста, в том числе, и в первую очередь, - юриста.
Целью дисциплины «Юридическая психология» является формирование основных представлений о сфере взаимодействия психологии и права, раскрытие структуры и основного содержания юридической психологии, ее базовых понятий и методов.
|
|
По ряду важных теоретических вопросов юридической психологии до сих пор нет единства во мнениях. Изданные учебники и учебные пособия свидетельствуют о разном понимании предмета юридической психологии, ее задач и методов.
Перечень умений
Умение | Алгоритм |
Определение значимых особенностей поведения и свойств личности участников юридических действий | 1. Определить и использовать метод изучения личности участника юридических действий, определить значимые свойства личности 2. Определить тактику и технику осуществления конкретных действий юриста с учетом психологических особенностей личности участника следствия, суда. |
Определение психологических особенностей преступного поведения и прогнозирование возможной ситуации при выполнении разных видов правоприменительной деятельности | 1. Прогнозировать психологические составляющие, которые лежат в основе преступного деяния (подозреваемый, обвиняемый, подсудимый, осужденный). 2. Оценить психическое состояние (потерпевшего, свидетеля, подозреваемого, подсудимого). 3. Смоделировать поступки человека (подозреваемый, свидетель, потерпевший). 4. Предупредить негативные последствия поступков в юридически значимых ситуациях (подозреваемый, обвиняемый, преступник) |
Определение психологических средств успешной реализации юристом своих действий | 1. Проанализировать цели, задачи и последствия взаимодействия с лицом, представляющим профессиональный интерес. 2. Определить возможные психологические (коммуникативные) средства воздействия на лиц, представляющих профессиональный интерес. 3. Выбрать и использовать адекватные конкретной ситуации средства психологического воздействия, включая способы разрешения конфликтов. |
Определение и использование тактических ошибок в поведении и действиях других лиц | 1. Провести анализ действий (технических приемов) объектов и субъектов юридической деятельности 2. Оценить адекватность использованных методов воздействия, предложить способы исправления тактических ошибок. 3. Оценить приемы и технику труда юриста. |
В связи с вышеизложенным в курсе были поставлены следующие учебные задачи:
1. раскрыть теоретические понятия и положения курса «Юридическая психология»;
2. познакомить студентов с основами общей, социальной и педагогической психологии, конфликтологии, основ психодиагностики применительно к курсу юридической психологии;
3. показать и обосновать специфику проявления психологических закономерностей в правовом регулировании;
4. оказать помощь студентам в самостоятельной работе над психологической и юридической литературой по данной учебной дисциплине.
Курс «Юридическая психология» является одной из учебных дисциплин, формирующих у студентов знания и навыки практического применения психологии в сфере юриспруденции.
Проблемы курса «Юридическая психология» тесно связаны с такими дисциплинами, как «Уголовное право», «Гражданское право» «Уголовный процесс», «Криминология», «Криминалистика».
Учебный процесс строится в соответствии с разработанной программой курса и тематическим планом по изучаемой дисциплине и осуществляется в виде лекций, семинарских и практических занятий, групповых и индивидуальных консультаций, самостоятельной работы студентов. Итоговой формой контроля знаний является экзамен.
Программа курса «Юридическая психология» определяет совокупность необходимых для профессиональной подготовки знаний, навыков и умений, которыми должен овладеть студент в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта. В результате изучения курса студенты должны:
|
|
знать:
сущность и содержание предмета юридической психологии;
место и роль юридической психологии в системе научного знания;
принципы и методы юридической психологии;
подходы научного обоснования причин отклоняющегося и преступного поведения и психологию преступного поведения;
психологию личности и поведения преступника, психологию преступных групп;
психологические особенности производства следственных действий;
предмет, основания, поводы и особенности назначения судебно-психологической экспертизы;
психологию участников предварительного расследования;
основные причины и способы разрешения конфликтов в деятельности следователя;
содержание и психологические особенности ведения переговорного процесса.
уметь:
применять психологические знания в профессиональной деятельности;
использовать психологические приемы и методы при проведении следственных действий и при расследовании отдельных видов преступлений;
использовать психологические приемы и методы получения необходимой информации от участников предварительного следствия
выявлять и квалифицированно формулировать основания судебно-психологической экспертизы.
эффективно осуществлять психологическое воздействие и адекватно использовать
приемы противостояния влиянию;
конструктивно строить общение с людьми в обычных и экстремальных ситуациях;
использовать психологические знания для адекватной самооценки личности, профессионального самосовершенствования и совершенствования профессиональной деятельности.
владеть:
навыками организации своей профессиональной деятельности на основе рекомендаций психологии;
навыками визуальной психодиагностики;
психотехникой профессионального общения;
навыками психологического портретирования;
навыками диагностики ложных показаний;
навыками конфликтного взаимодействия.
Программа соответствует требованиям Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования 2000 г
|
|
Раздел II. Тематический план
2.1 Тематический план для студентов заочной формы обучения
№ п/п | Наименование разделов и тем | Общее кол. час. | Аудиторные часы | |||
Сам. работа | ||||||
Всего | В том числе | |||||
Лекции | Семинар., практ. занятия | |||||
Раздел I. Общие вопросы юридической психологии | ||||||
Тема 1. Предмет, система и содержание юридической психологии. | ||||||
Тема 2. Социально-психологическая характеристика профессионального труда юриста. | - | - | - | |||
Тема 3. Формы психического отражения действительности. Познавательная подструктура деятельности юриста. | - | - | - | |||
Раздел II. Психология личности и социальных групп. | ||||||
Тема 4. Личность как объект психологического познания в правоприменительной деятельности | - | - | - | |||
Тема 5. Психология социальных групп и межличностных отношений, значение ее анализа для юриста. | - | - | - | |||
Тема 6. Общение и его закономерности. Специфика их проявления и особенности реализации в профессиональной деятельности юриста. | - | - | - | |||
Раздел III. Юридическая психология и право | ||||||
Тема 7 Правовая психология. | - | - | - | |||
Тема 8. Психология личности преступника, преступной группы и преступного деяния. | - | - | - | |||
Тема 9. Психологические основы предварительного расследования и отдельных следственных действий. | ||||||
Тема 10. Психологические особенности судебной деятельности и участников судопроизводства. | ||||||
Тема11. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном и гражданском процессе. | - | - | - | |||
Тема 12. Психология адвокатской деятельности. | - | - | - | |||
Тема 13. Социально-психологические аспекты деятельности арбитража, нотариата, юридических консультаций. | - | - | - | |||
Итого по курсу |