СМИ делятся на: печатные и электронные.
К печатным СМИ относятся: периодические издания, (газеты, журналы, бюллетени, стат справочники), непериодические, выпускаемые в связи с какими-либо важными событиями, справочная литература (энциклопедии, специальные словари и т. д.).
Электронные СМИ представлены радио, телевидением, кино, видео- и звукозаписями, содержащимися на электронных носителях,Интернет
СМИ выполняют функций:
– информационная -получение и распространение важных для граждан и общественных институтов сведений о происходящих событиях;
– образовательная -создание у граждан определенных представлений о закономерностях и процессах общественно-полит развития;
– регулятивная -разъяснение принятых в обществе стандартов и норм поведения через их поддержание, изменение, создание новых, упреждение соц-полит конфликтов в определенных рамках;
– социализационная -вовлечение населения в полит жизнь.
Методы воздействия СМИ на людей.
Рациональные методы основаны на убеждении людей с помощью правдивой информации и логических выводов.
|
|
Эмоциональные методы проявляются в воздействии на чувственную сторону сознания без привлечения рациональных аргументов.
Главная задача всех СМИ в демократическом обществе – обеспечение открытости и прозрачности полит процесса для общества.
В мировой практике существует три системы организации СМИ: частная, государственная и общественно-правовая.
Частная система предполагает нахождение средств массовой информации исключительно в частных руках, финансирование за счет рекламы и частных пожертвований. Эта система характерна прежде всего для США.
Во Франции действует вторая система, почти все СМИ принадлежат государству, подконтрольны соответствующим парламентским и правительственным структурам. Государственная система СМИ, в основном, свойственна и Республике Беларусь.
Общественно-правовая система существует в Германии.
В РБ деятельность СМИ регламентирована законодательством. Закон Республики Беларусь «О печати и других средствах массовой информации» был принят в 1995 г. Он обеспечивает реализацию конституционного права граждан на свободу слова, печати и информации, регулирует отношения, возникающие при создании и функционировании СМИ, определяет права и обязанности субъектов СМИ и государства.
Понятие и функции полит идеологии
Идеология – это совокупность философских, полит, эк, правовых, этических и религиозных взглядов, отражающих и обосновывающих интересы и устремления определенных социальных групп и общностей
Политическая идеология система идей, теорий, представлений, отражающих полит интересы соц и полит общностей, а также безусловное право последних удовлетворять свои интересы путем получения гос власти или воздействия на нее.
|
|
В полит идеологии выделяют 3 уровня: теоретико-концептуальный, программно-политический и поведенческий.
На теоретико-концептуальном уровне осуществляется обоснование интересов и притязаний на власть с использованием достижений научного знания (философского, эк, соц-полит, исторического и др.), в результате-формулируются соответствующие идеологические системы, принципы, идеалы, ценности.
На программно-политическом уровне теоретические положения, принципы и идеалы воплощаются в программы, содержащие предложения по принятию конкретных решений, проведению полит действий.
Поведенческий уровень характеризуется необходимостью перевода достаточно сложных теоретических и программных положений на язык обыденного полит сознания. Массы должны освоить предлагаемые им идеи хотя бы в такой степени, чтобы поверить в них и предпринять действия по их воплощению.
Функции полит идеологии:
– формирование, развитие полит сознания и полит культуры, проведение полит социализации индивидов, осмысление и выражение полит интересов, ценностей и ориентиров социальных групп, общностей, государств;
– объединение людей на основе общих интересов для совместных полит действий;
– выработка целей, модели и программы полит действий.