Суздаль

Суздаль - это большая часть Владимиро-Суздальского государственного историко-художественного и архитектурного музея-заповедника, созданного в 1958 г. 2 февраля 1967 г. Государственный комитет по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР одобрил генеральный план города Суздаля. В нем предусматривались: превращение Суздаля и его окрестностей в заповедную зону, охрана и реставрация памятников старины, сохранение трасс старых улиц и дорог, обводнение Каменки. Намечалось также расширение жилого фонда города, строительство гостиниц, организация научно-исследовательских и учебных заведений русского прикладного искусства и т.д.

Согласно генеральному плану, Суздалю суждено было стать первым историко-архитектурным заповедником в СССР. 1 августа 1967 г. Совет Министров СССР постановил: принять предложение Совета Министров РСФСР, Государственного комитета по гражданском строительству и архитектуре при Госстрое СССР, Владимирского обкома КПСС, Владимирского исполкома, ВЦСПС и управления по иностранному туризму при Совете Министров СССР о создании туристского центра в городе Суздале[19]. А в 1982 г. Суздаль получил мировое признание: Международная федерация журналистов и писателей по туризму (ФИЖЕТ) за сохранение и реставрацию памятников культуры, их использование в интересах туризма, укрепление культурного сотрудничества и дружбы между народами Суздаль и его туристский центр наградила своим почетным призом «Золотое яблоко». В 1998 г. стал лауреатом конкурса «Лучший музей Европы-98». В настоящее время это 55 памятников архитектуры, 36 музейных экспозиций и 4 выставочных зала.

Суздаль - один из старейших городов северо-восточной Руси. Его исторический образ так же романтичен, как образ легендарного Китежа. Неповторима его поэтическая архитектура, в которой при изысканности вкуса особенно чувствуются народные основы.

Не менее благородна суздальская живопись, белокаменная резьба, роспись по металлу, художественное шитье. Когда-то все это выступало в неразрывном единстве и синтезе с архитектурой. Сейчас такой синтез можно видеть лишь в старом кремлевском соборе Рождества Богородицы. Но и выключенные из древних ансамблей, собранные в музее, произведения живописи и шитья живут общей жизнью с суздальской архитектурой, настолько органично их единство с ней.

Впервые попытался объяснить название города суздальский историк ХVIII в., ключарь Рождественского собора Анания Федоров. В своей рукописной книге «Историческое собрание о богоспасаемом граде Суждале» он пишет, что «грады именование себе имеют ово от рек, ово же от каковых-либо знаменований, или от созидателей. В первой главе он приводит древнейшее народное предание, что в незапамятные времена один из князей «изобрете место, и ту заложи град, и по великому своему суждению нарече Суждаль».
М.Н. Тихомиров сравнивает слово с названиями «Ярославль», «Ростиславль» и считает возможным видеть в названии указание на строителя: Суздаль или Суждаль, город Сузда или Сужда. В середине ХIХ в. известный ученый-славист Франц Миклошич выдвинул версию о происхождении топонима Суздаль от славянского глагола съзьдати, т.е.создать. Советские лингвисты развили эту гипотезу. Интересно, что Суздаль в значении «то, что построено» не вступает в противоречие с вариантом Суждаль, даже наоборот, согласуется с объяснением, которое привел Анания Федоров.

Первое упоминание о Суздале встречается под 1024 г., а первое упоминание о Суздальской земле под 990-м годом[20].

Своеобразие архитектурного «портрета» Суздаля в известной степени обусловлено необычной исторической судьбой города. Суздаль был главой княжества до возвышения Владимира. Юрий Долгорукий жил здесь и в своей резиденции в Кидекше, а не во Владимире. Уступив при Андрее Боголюбском первенство Владимиру, Суздаль продолжал сохранять особое положение. Он не переходил к младшим князьям, а оставался при великом князе владимирском. Епископия тоже была единой, владимиро-суздальской. Недаром и княжество называлось именно так. Великие князья поддерживали в Суздале древнейшие традиции монументального зодчества. Построенный Юрием Всеволодовичем в 1222 – 1225 гг. собор Рождества Богородицы может быть сравним только со столичными соборами древнего Ростова и Владимира.

В ХIV в. Суздаль входит в Суздальско-Нижегородское княжество, а после его распада отходит к Москве. Теперь Суздаль становится своего рода хранителем древних церковных традиций, в которых молодая Москва видела свою идейную опору. Московские великие князья и цари делают в Суздаль громадные вклады, развивают монастырское строительство. В Суздале концентрируются талантливые артели каменщиков, иконописцев. Так как главные царственные заказчики жили не в Суздале, то мастера могли творить в условиях большей свободы, чем обычно. Очевидно, это стало традицией, с которой вынуждены были считаться и местные заказчики. Поэтому в Суздале в гораздо большей степени, чем в каком-либо другом городе, гармоничность архитектурного ансамбля была результатом тонкого учета мастерами своего предшествующего труда и труда своих сотоварищей по профессии. Это сообщало суздальскому ансамблю особые эстетические качества.

Самая древняя часть Суздаля, его историческое ядро – это кремль. С незапамятных времен он был важнейшей частью Суздаля. С постройкой кремля и возник город. Кремль расположился в излучине реки Каменки, окружившей его с трех сторон. Глубокий искусственный ров, заполненный водой, замыкал своеобразную цепь ограждений.

Кольцо каменных валов, окружающих кремль было сооружено по приказу Владимира Мономаха во второй половине ХI в. и вновь укреплено Всеволодом Большое Гнездо. Остатки этого памятника оборонного зодчества дошли до наших дней: земляной вал вал был устроен из глины и имел внутри деревянную конструкцию –«городню», благодаря которой он довольно хорошо сохраняет свою форму.

Первоначально по валу был сооружен «заборол» – тын из заостренных сверху бревен. В 1194 г. Мономахов тын, как устаревший тип военно-оборонительного сооружения был заменен крепостью «рубленой», т.е. в виде соединенных вместе срубов и клетей с глиняной засыпкой. Бревенчатые стены и башни неоднократно сгорали во время пожаров и вражеских набегов, но восстанавливались горожанами вплоть до ХVIII в. На территории кремля проживал князь, его бояре и дружина. Здесь находился главный городской собор.

До наших дней дошли, в основном, поздние архитектурные сооружения: Богородице-Рождественский собор (ХIII, ХVI вв.), архиерейские палаты (ХVI – ХVII вв.), соборная колокольня
(ХVII в.), Успенская церковь (ХVII в.), Никольская летняя и зимняя церкви (ХVIII в.).

Центром всего кремлевского ансамбля является собор Рождества Богородицы. Он имеет сложную архитектурную историю. Летопись дает возможность утверждать, что первоначально суздальская церковь была поставлена Владимиром Мономахом во время второго своего приезда в Ростово-Суздальскую землю, в 1101 – 1102 гг. при епископе Ефреме, который занимал местную кафедру
до 1105 г. В Печерском Патерике упоминается, что церковь в Суздале была построена «в ту же меру», что и Успенский собор Киево-Печерского монастыря. Возможно, что она была посвящена, как и Печерская – Успению Богородицы.

Археологические раскопки в 1936-1940-х гг. выявили основание древнейшего храма. Он был шестистолпным и, по-видимому, имел выделенный нартекс. Его размеры вопреки сведениям Патерика разнятся с киевским монастырским собором. В Лаврентьевской летописи под 1194 г. отмечено его поновление, при котором здание покрыли «оловом от верху до комар и до притворов». При Юрии Долгоруком на этом месте был поставлен новый белокаменный собор. В 1222-1225 гг. при внуке Долгорукого – Георгии Всеволодовиче старый храм был разобран и построен новый. Летописец упомянул, что вновь созданная церковь «краснейшее первых». Новую церковь сдвинули к северу со старого основания и несколько повернули по оси. По фасадам собор украшал аркатурно-колончатый фриз с женскими масками. Перспективные порталы были богато украшены резьбой. В 1230-х гг. собор был расписан, но росписи не сохранились (правда, в верхней части южной апсиды раскрыты в 1938 г. фигуры преподобных старцев). Роспись ростовских и суздальских мастеров отличалась свободным фресковым письмом и остротой характеристик.

Но и этот храм не дошел до наших дней. В 1445 г. храм рухнул и долгих 83 года простоял разрушенным и лишь во время правления великого московского князя Василия III здание было восстановлено. Сначала были разобраны верхние части стен, а 1530 г. оставшиеся нижние белокаменные части надстроили из кирпича. Позднее собор несколько раз ремонтировали и перестраивали. В настоящее время большая часть поздних добавлений снесена.

Собор задумывался как усыпальница княжеских и церковных властителей суздальской земли. Основные захоронения приходятся на ХVI-ХVII вв. Здесь нашли свое пристанище Шуйские, Скопины-Шуйские, Ногтевы, Бельские и др.

Подлинным шедевром русского прикладного искусства можно считать западные «златые врата» собора. Огромные створы врат расчленены выпуклыми валиками на отдельные тябла. Богатейшая орнаментика и многочисленные изображения в тяблах выполнены в своеобразной и сложной технике золотой наводки по бархатисто-черному фону медных листов, на котором мерцает и светится золотой рисунок. Львиные маски, державшие в пасти массивные кольца, служили дверными ручками. Врата были подобны гигантской золотой иконе, сиявшей в резном «киоте» портала.

Неподалеку от собора стоят Архиерейские палаты. Теперь они представляют исключительно сложный комплекс, образовавшийся на протяжении ХV-ХVII вв. В конце ХVII в. старые здания епископского дворца ХVI в. вошли в состав новых, более обширных Архиерейских палат, построенных суздальским митрополитом Илларионом (1682-1707). Основной корпус, обращенный своим фасадом с широкими окнами, обрамленными разнообразными наличниками, в соборный двор был тесно связан с собором как в композиционном, так и в бытовом отношении. Главный вход в палаты, отмеченный каноническим шатриком, помещается на оси западного портала собора. Отсюда два торжественных марша вводят в обширные сени, пройдя которые посетитель попадал в огромный бесстолпный зал Крестовой палаты – главное парадное помещение второго этажа митрополичьего дворца. Своды палаты восстановлены в 1969-1970 гг. А.Д.Варгановым. За крестовой палатой располагался ряд комнат бытового назначения. Нижний этаж занимали разнообразные службы двора, складские и хозяйственные помещения. В ХVIII в. трапезная епископская церковь была объединена с основным корпусом палат.

Колокольня связывалась со вторым этажом палат галереей на кирпичных столбах. От этого перехода сохранился портал у юго-восточного угла палат.

Неподалеку от собора и от палат, в западной части кремля удачно поставлена привезенная сюда из села Глотова Юрьевского района деревянная церковь Николы 1766 г.

Если посмотреть с кремлевского вала на север, то у подножья городского холма течет заросшая осокой тихая Каменка. Справа над кручей ее левого берега – группа церквей ХVIII в.: Входоиерусалимская и Пятницкая, за ними – Воскресенская «на торгу». Дольше видна церковь Лазаря и высокая колокольня Ризоположенского монастыря, у подножия которой – знаменитые двухшатровые ворота. Левее виднеются могучий красно-белый четверик проездной башни Спасо-Евфимиева монастыря и верхи храма и колокольни Александровского монастыря. В низине на правом берегу реки прямо перед нами – Богоявленская и Рождественская церкви с изящной шатровой колокольней при них.

Сразу за ними вдали чуть видны здания Покровского монастыря и Петропавловская церковь; левее на подьеме правого берега, белеет Тихвинская церковь, ставшая на месте старого Андреевского монастыря. Таким образом панорама города складывается из множества зданий, определивших причудливый характер его ажурного силуэта.

За восточными земляными валами кремля раскинулся посад. Здесь стоят такие церкви ХVIII в. как Пятницкая, Входоиерусалимская, Иоанно-Предтеченская. В центре торговой площади расположен Гостиный двор. Это памятник 1806-1811 гг. представляет прямоугольник. Четкость и ритм его фасадам придают парные колонны. Гостиный двор сейчас используется по прямому назначению: в нем уютно расположились магазины. От торговых рядов можно увидеть Покровский монастырь.

Покровский монастырь был основан в 1364 г. суздальско-нижегородским князем Андреем Константиновичем. Поводом для основания монастыря послужило чудесное спасение князя от гибели во время бури на Волге. В молитве князь обещал Богу в случае спасения «монастырь соградить инокиням» в Суздале. Князь сдержал свое обещание: женский монастырь был построен и назван в честь Покрова Богородицы Покровским.

С ХVI в. монастырь получает известность как место заточения опальных княгинь и цариц. Начало положила первая жена Василия III Соломония Сабурова, первая жена Петра I Евдокия Лопухина.

В центре ансамбля возвышается Покровский собор (1510-1518), отреставрированный в 1962 г. В помещении подклета сохранился некрополь, в котором находятся захоронения Соломонии Сабуровой (Софьи), Евдокии Сабуровой и Прасковьи Соловой – жен царевича Ивана Ивановича, Анны Васильчиковой – жены Ивана Грозного, Екатерины Шуйской – жены князя Д.И.Шуйского, Марфы Долгоруковой-Шуйской – жены И.И.Шуйского, Евдокии Старицкой – жены князя В.А.Старицкого.

В те же годы, что и собор, была построена благовещенская надвратная церковь. С первой четверти ХVI в. сохранилась нижняя часть соборной колокольни. Верхняя, завершенная шатром относится к ХVII в. С противоположной стены от собора стоит церковь Зачатия святой Анны с трапезной палатой, построенная в 1551 г. Это двухэтажное здание вытянутое с востока на запад, увенчанное обычным луковичным куполом. В юго-западном углу поставлена маленькая шатровая башенка часосозвоня. К ХVII в. относится одноэтажный каменный корпус «Приказной избы», где ведали всеми монастырскими делами и где размещался архив. В 1974 г. был воссоздан деревянный дом, в котором представлена обстановка монашеской кельи конца ХIХ в.

На противоположном высоком берегу реки Каменки можно увидеть Спасо-Евфимьев монастырь. Он был основан в 1352 г. Его основателем считается Суздальско-Нижегородский князь Константин Васильевич. Монастырь был основан как мужская обитель святого Спаса и первоначально назывался Спасо-Преображенский. Позднее в 1511 г. монастырю было присвоено имя первого игумена, причисленного к лику святых – Евфимия. Во время своего основания монастырь находился за чертой города и был важной крепостью. Первоначально стены и башни монастыря были деревянными. Но во время разорения Суздаля поляками они сгорели. За воротами проходной башни расположена Благовещенская надвратная церковь (ХVII в.), нижняя часть которой, подобно крепостным воротам имеет две арки прохода. Основное архитектурное ядро монастыря сложилось в ХVI в., образовав чуть вытянутою центральную площадку, северную часть которой занимает Спасо-Преображенский собор, справа от него монастырская звонница, за ней братский корпус, где располагались кельи монахов, слева от собора находится Успенская трапезная церковь и корпус жилых покоев архимандрита. Позднее были пристроены Никольская больничная церковь (1669) и монастырская тюрьма (1764).

Спасо-Преображенский собор является главным храмом монастыря. Собор имеет два придела: Сергия Радонежского (1865) и Евфимиев (1507 – 1511). Первоначальным ядром собора был живописный придел, ныне примыкающий к юго-восточному углу храма. Он закладывался как самостоятельный храм Спаса и был воздвигнут в 1507 – 1511 гг. над местом погребения первого игумена монастыря Евфимия (по старинной традиции над могилой святого человека сооружали церковь или часовню. Потом в 1525 г. появилась Успенская трапезная церковь и в конце ХVI в. монастырская звонница. И только в 1594 г. к маленькому храму Спаса было пристроено большое здание, ставшее собором, а первоначальный храм преаратился в придел, освященный во имя Евфимия. Архитектурное исполнение Спасо-Преображенского собора традиционно: формами и декором он повторяет белокаменные храмы Владимиро-Суздальской школы зодчества ХII-ХIII вв.

Первоначально собор имел три притвора, которые в ХVIII в. объединили галереей. В 1865 г., как бы для симметрии, к северному фасаду собора был пристроен новый придел в честь Сергия Радонежского. Последние перестройки сильно изменили облик собора: нижняя часть увеличилась и собор смотрится приземистым и несколько расплывшимся. Роспись собора выполнил артель костромских мастеров, возглавляемая Гурием Никитиным и Силой Савиным. Фрески были записаны, но в настоящее время живопись ХVII в. освобождена от слоев грубой записи и хорошо видна.

Расположенная слева от собора звонница является редким памятником архитектуры ХVI – ХVII вв. Это сооружение объединяет в себе несколько разновременных построек. Первоначально в монастыре была возведена церковь Иоанна Предтечи «иже под колоколы», построенная в виде мощного девятигранного столпа. В 1592 и в 1609 гг. по колоколу жалует монастырю служилый дворянин Д.И. Черемисинов. Для них пристраивается галерея в один пролет – одна арка звона. В 1618 г. жалует монастырь двумя колоколами Дмитрий Пожарский – пристраивают еще две арки звона. Результатом такого поэтапного строительства стала архитектурная композиция из столпообразного объема и трехпролетной галереи для колоколов. В ХVII в. звонницу завершила палатка «часозвоня», увенчанная маленьким шатром. На «часозвоне» размещались колокола, отбивавшие время на часах. В 1930-х гг. все колокола с монастырской звонницы были сняты «на нужды государства». Колокола, которые в настоящее время на звоннице, были собраны по всей Владимирской области в 1980-е гг.

С монастырем связан ряд исторических событий. Сюда перед решающим сражением за Москву приезжал помолиться Всевышнему и «проститься у родительских гробов» князь Дмитрий Пожарский, возглавивший народное ополчение против польско-литовских интервентов. Пожарский принадлежал к древнему роду суздальских князей, получивших за большие вклады и пожалования место для родовой усыпальницы на территории монастыря. В 1642 г. Пожарский был захоронен в родовой усыпальнице, в 1885 г. над его могилой установлен памятник-часовня, разрушенный в 1930 г. Современное надгробие установлено в 1974 г. В пятидесятые годы ХХ в. у входа в монастырь на фоне башни был установлен бюст Пожарскому.

В 60-е годы ХVIII в. по указу Екатерины П в монастыре под видом крепости «для безумствующих колодников» была организована секретная тюрьма с официальным названием «арестантское отделение». Она существовала до 1907 г. В 1918 г. монастырь был закрыт ликвидационной комиссией. С 1923 по 1932 гг. на территории монастыря располагалась суздальская тюрьма особого назначения (СТОН).

С лета 1940 по июнь 1941 гг. на территории монастыря находились интернированные чехи. С 1943 по 1946 гг. в монастыре находился лагерь для военнопленных немцев, среди которых были офицеры штаба 6 гитлеровской армии, которой командовал генерал Паулюс, взятые в плен под Сталинградом. Сам генерал Паулюс после недолгого пребывания в лагере был переведен в Чернцы. С послевоенных лет и до конца 60-х гг. в монастыре находилась детская колония. В конце 60-х архитектурный комплекс Спасо-Евфимиевого монастыря было передан Владимиро-Суздальскому музею-заповеднику. Решение ХVI сессии ЮНЕСКО в 1992 г. комплекс памятников Спасо-Евфимиевого монастыря города Суздаля включен в Список Всемирного наследия.

Особое место занимает созданный на территории Суздаля Музей деревянного зодчества и крестьянского быта, расположенный к западу от Кремля на противоположном берегу реки Каменки. Это музей под открытым небом: воссоздана типичная планировка русского села с деревянными жилыми избами, хозяйственными постройками: лабазом, баней, овинами, амбарами, мельницами. Все деревянные строения музея доставлены в Суздаль из разных мест Владимирской области, где охрана памятников деревянной архитектуры затруднена или невозможна.

В музее представлены жилые дома ХVIII – начала ХХ вв. с фасадами, сплошь рубленными из бревен, а также покрытие по слегам с «курицами» – крюками из корневища дерева, имевшими форму головы птицы и поддерживавшими «поток», выдолбленный из цельного бревна и служащий для оттока воды с крыши. Дома были не только прочными, но и красивыми: их украшала резьба. К середине ХХ в. в крестьянском зодчестве сложилась особая техника резьбы – «глухая» или рельефная. При таком виде резьбы орнамент не сквозной, а в виде выемок.

В двух жилых домах восстановлены интерьеры: в доме середняка Волкова из деревни Илькино и в доме зажиточного крестьянина Кузовкина из деревни Лог.

В центре музея деревянного зодчества установлены две церкви Воскресенская церковь с колокольней (1776) из села Потакино – «теплая», отапливаемая зимой дровами, и Спасо-Преображенская церковь (1756) из села Козлятьево, летняя холодная.

Знакомство с Суздальским музеем было бы неполным без села Кидекши – бывшей резиденции Юрия Долгорукого. Здесь в 1152 г. была построена церковь Бориса и Глеба. Храм производит исключительно сильно впечатление своей мудрой простотой и мощью. Он поставлен почти на краю обрыва реки Нерли, куда обращены его апсиды. Где-то около храма стояли хоромы княжеского двора и рубленые дома придворной знати с их службами. Храм перенес много невзгод. После нашествия татар в 1239 г. ростовский епископ Кирилл ремонтировал пострадавшее здание дворцовой церкви. Затем наступила пора запустения. Лишь в ХVI – ХVII вв. его починили использовав старый белый камень. Но восточную часть здания не восстановили, а храм завершили новым весьма плохо сделанным сомкнутым сводом с четырехскатной крышей и маленькой главкой, совершенно не отвечающими первоначальному облику замечательного памятника.

К югу от храма в конце ХVII – начале ХVIII в. поставлены очень изящные Святые ворота, а в 1780 г. «теплую» церковь Стефана. В ХVIII в. была поставлена и колокольня. Так сложился дошедший до нас архитектурный ансамбль Кидекши[21].

Владимирская область бережно хранит уникальные памятники древнерусского зодчества широко известные во всем мире. А некоторые города области также являются уникальными памятниками русской культуры.

Тесты

1. Более древним (если судить по первому упоминанию в летописи) городом Северо-Восточной Руси является:

а) Суздаль;

б) Ростов;

в) Владимир

2. Город Владимир был основан:

а) Владимиром Мономахом;

б) Владимиром Святым;

в) Владимиром Старицким

3. Резиденция Юрия Долгорукого была:

а) В Боголюбове;

б) В Кидекше;

в) В Москве

4. Юрий Долгорукий был князем:

а) Ростово-Суздальским;

б) Владимиро-Суздальским;

в) Московским

5. Более древним собором является:

а) Храм Покрова на Нерли;

б) Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском;

в) Георгиевский собор в Юрьеве-Польском

6. Первым московским князем был:

а) Юрий Долгорукий;

б) Андрей Боголюбский;

в) Даниил Александрович

7. Главным собором Владимира стал:

а) Софийский;

б) Успенский;

в) Спасо-Преображенский

8. Самый древний памятник гражданской архитектуры Владимира – это:

а) Дворец Всеволода Большое Гнездо;

б) Здание Присутственных мест;

в) Золотые ворота

9. Росписи Андрея Рублева сохранились в г. Вдадимире в соборе:

а) Покровском;

б) Успенском;

в) Никольском

10. Зал крестовой палаты Митрополичьего дворца в Суздале:

а) Одностолпный;

б) Бесстолпный;

в) Двухстолпный

Литература

1. Белов Ю. Суздаль, Ярославль.,1986.

2. Вагнер Г.К. Суздаль, М.,1969

3. Владимирская область. Свод памятников архитектуры и монументального искусства России.Ч.1.М.,2004

4. Воронин Н.Н. Зодчество Северо-Восточной Руси ХII – ХV вв. Т.1,2. – М.,1961-1962.

5. Воронин Н.Н. Владимир. Боголюбово. Суздаль. Юрьев-Польской. – М.,1983

6. Памятники истории и культуры Владимирской области. Каталог. – Владимир, 1996.

7. Список памятников истории и культуры Владимирской области, находящихся на государственной охране. – Владимир, 1986

8. Ягодынская Н.В., Малышкин С.А. Культурно-исторические центры России. М.,2007.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: