Ломоносов

Дворцово-парковый музей-заповедник города Ломоносова расположен на южном берегу Финского залива, в 40 км от Санкт-Петербурга. В 1707 г. сподвижник Петра I А.Меншиков получил здесь от царя земли, а также титул герцога Ижорского.

Здесь в 1710 г. началось строительство огромного дворца и разбивка регулярного парка. Резиденция получила название Ораниенбаум[50]. В первой четверти XVIII в. Большой дворец Ораниенбаума, впоследствии названный Меншиковским, превосходил Большой Петергофский дворец и размерами и роскошью.

В 1743-1761 гг. этот дворец стал местом пребывания великого князя Петра Федоровича (будущего императора Петра III) и его супруги – будущей императрицы Екатерины II. Сохранились многие дворцовые постройки барочного времени, Большой дворец (в стиле раннего барокко, 1710-1725 гг.), небольшой дворец Петра III (позднее барокко, 1758-1762 гг., архитектор А. Ринальди). В оформлении залов комплекса собственной дачи Екатерины II с «Китайским дворцом» использованы мотивы китайского искусства (1762-1768 гг.,), павильон «Катальная горка» (1762-1774 гг.) декорирован в стиле рококо.

Сам город с конца XVIII в. застраивался по регулярному плану и сохранил здания в стиле классицизма: Присутственные места (1815-1824 гг., архитектор В.П.Стасов и А.А.Михайлов), городские ворота (1826-1829, архитектор А.М.Горностаев). В Ораниенбауме размещались Офицерская стрелковая и Оружейная школы, с ними связаны имена знаменитых оружейников – В.А.Дегтярева, Ф.В.Токарева, В.Г.Фёдорова, которые работали здесь. Сохранились корпуса училищ и казарм конца XIX в.

В период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. здесь существовал «Ораниенбаумский пятачок», который так и не был захвачен фашистами.

В 1753 г. недалеко от города М.В.Ломоносов основал Усть-Рудицкую фабрику цветного мозаичного стекла. На ее основе было возрождено мозаичное живописное искусство, уходящее корнями еще в традиции мозаичной иконописи Киевской Руси. В честь этого исторического события в 1948 г. город был переименован в Ломоносов.

Гатчина впервые упоминается в 1499 г. как новгородское владение Хотчино. Это место впоследствии отошло к Ливонии и было возвращено России в результате Северной войны в 1721 г.

С 1765 г. Гатчина является владением графа Г.Г.Орлова, а с 1783 г. была подарена Екатериной II ее сыну, будущему императору Павлу I. В годы правления Павла I была его главной резиденцией. При графе Орлове архитектор Ринальди возвел здесь дворец в стиле классицизма с двумя граненными башнями на углах паркового фасада. В 1793-1797 гг. архитектор В.Ф.Бренна перестроил дворец для Павла I, в результате чего он приобрел более суровый облик, близкий к крепостному. Луг перед дворцом был превращен в плац-парадную площадь с каменными бастионами, подъемным мостом.

Парковый ансамбль занимает площадь более 600 га. Живописные пейзажные парки «Зверинец», «Сильвия» включают озера, каналы, речки, многочисленные мосты, павильоны (Орла, Венеры, Птичник, Ферма), собственное Адмиралтейство, монументальные парковые ворота.

На берегу Черного озера стоит уникальный по технике исполнения землебитный Приоратский дворец (архитектор Н.А.Львов, 1798-1799 гг.), который был возведен по случаю учреждения в России Мальтийского ордена. Интересна архитектура собственно города, который имеет в своей основе четкий регулярный план. Главной его улицей является проспект Павла I, начинающийся от Ингербургских ворот (со стороны Санкт-Петербурга) и заканчивающийся на границе дворцового комплекса ансамблем площади Коннетабля с обелиском (1792-1793 гг.).

В городе сохранилось много зданий конца XVIII и начала XIX веков (здание дворцового управления, госпиталь, дома, построенные по «образцовым проектам», финская церковь).

В центральной части города находятся монументальный собор апостола Павла, законченный к 1852 г., и Покровская церковь подворья Богородицкого монастыря, построенная в псевдорусском стиле в начале ХХ века.

Вопросы и задания:

1. Каковы принципиальные отличия архитектуры и городской планировки Санкт-Петербурга от древнерусских городов, в том числе Москвы?

2. Каким образом строительство новой столицы повлияло на развитие других городов?

3. Какие общедоступные культурно-просветительские учреждения впервые были открыты в Петербурге в 1-й четверти XVIII века? Как можно оценить их значение?

4. На рубеже XV-XVI вв. Иван III пригласил итальянских зодчих для строительства Московского Кремля. По приглашению Петра I в начале XVIII века в Петербург съехалось множество западноевропейских архитекторов. Сопоставьте задачи и результаты их деятельности.

5. Чем отличается Петербург в произведениях А. С. Пушкина от Петербурга у Н. В. Гоголя и Ф. М. Достоевского?

6. Какие направления естественнонаучных исследований развивались в Российской академии наук особенно успешно? Почему? Назовите важнейшие научные достижения в различных областях и имена ученых, составивших славу не только российской, но и мировой науки.

Тесты

1. При Петре I были открыты:

1 Академия наук

2 Академия художеств

3 Московский университет

2. Санкт-Петербург являлся столицей России

1 свыше 100 лет

2 свыше 200 лет

3 не являлся

3. Жизненно важная для России задача – выход в Балтийское море – была решена в результате

1 Крымской войны

2 Северной войны

3 Войны 1812 года

4. Русский порт на Балтике начал свою службу в

1 1725 г.

2 1640 г.

3 1703 г.

5. Выдающимся архитектором петровского времени являлся

1 Д. Трезини

2 Ф. Б. Растрелли

3 Э. М. Фальконе

6. Первым Петербургским музеем считается:

1 Зимний дворец

2 Кунсткамера

3 Летний дворец Петра I

7. Архитектурный стиль барокко начинает формироваться в Петербурге

1 с 1740 -1750 гг.

2 с 1703-1710 гг.

3 с 1800-1812 гг.

8. При каком правители Санкт-Петербург становится центром политической жизни и превращается в один из крупнейших городов России:

1 при правлении Екатерины II

2 при правлении Петра I

3 при правлении Александра I

9. В каких строениях ощущалась особая потребность с первых дней застройки Санкт-Петербурга:

1 в дворцовых постройках

2 в мостах

3 в крепостях

10. Мраморный дворец построен в стиле:

1 модерн

2 классицизм

3 барокко

4 ампир

Литература:

Каган М. С. Град Петров в истории русской культуры. Спб., 2006.

Курбатов В. Петербург. Художественно-исторический очерк и обзор художественного богатства столицы. Л.,1993.

Санкт-Петербург. Петроград, Ленинград. Энциклопедический справочник. М.,1992.

Ленинград. Архитектурные ансамбли и памятники. Л.,1980.

Тихонов А.П. Музеи Ленинграда. Л.,1986.

Шварц В. Пригороды Ленинграда. Л.,1967.

Бунин М.С.Мосты Ленинграда. Л.,1986.

Буллах А. Г., Абакумова Н. Б. Каменное убранство центра Ленинграда. Л., 1987.

Бурлак В. Н. Петербург таинственный. история. Легенды. Предания. М., 2006.

Санкт-Петербург и пригороды. Путеводитель по культурно-историческим памятникам. Смоленск «Русич», 2003.

Витязева В.А., Кириков В.М. Ленинград. Путеводитель. Л.,1986.

Каменский В.Л. Ленинград. Генеральный план развития города. Л.,1972.

Канн П.Я. Прогулки по Петербургу. СПб.,1994.

Куликова В.Ф. Российского театра первые актеры. Л.,1991.

Очерки истории Ленинграда Т.1-7.М.-Л., 1955-1989.

Курбатов В.Я. Гатчина. Л.,1925

Макаров В. Петров А. Гатчина. Л.,1974

Замки. Дворцы (самые красивые и знаменитые). М., 2007.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: