Республика Татарстан

Татарстан расположен в центре Российской Федерации на Восточно-Европейской равнине, в месте слияния двух крупнейших рек — Волги и Камы.

Протяженность территории Республики — 290 км с севера на юг и 460 км с запада на восток. Территория республики представляет собой равнину, более 16 % территории республики покрыто лесами, состоящими из деревьев преимущественно лиственных пород (дуб, липа, береза, осина), хвойные породы представлены сосной и елью. Местная фауна представлена 430 видами позвоночных животных и сотнями видов различных беспозвоночных.

Волжская Болгария была образована в результате переселения в основе своей кочевого народа болгар с междуречья Волги и Дона. В начале X века булгарский хан Алмаз (Алмыш) принял ислам под именем Джафар ибн Абдаллах, о чём свидетельствуют серебряные монеты, отчеканенные в Болгарии Алмазом. Монеты выпускались в Болгаре и Суваре на протяжении всего X века, последняя из них датируется 387 годом по мусульманскому календарю (997/998). В 922 году хан Алмыш (Непобедимый) в поисках военной поддержки против хазар приглашает посольство из Багдада и официально объявляет ислам в качестве государственной религии. Часть племен принимает ислам, начинают строиться мечети и проводиться службы. Но небольшая группа людей из разделившегося на две части племени Суваз (Сувар, Саван) отказалась сменить веру предков, что дало толчок к образованию чувашской нации.

В 985 г. Киевский князь Владимир провёл большой объединённый русско-половецкий военный поход на Камскую Болгарию и остатки Хазарии. Чуть позже в том же 985 г. подписан первый договор Киевской Руси с Волго-Камской Болгарией. В 986 г. из Волжской Болгарии Киев посетило посольство с предложением принятия киевлянами во главе с князем Владимиром мусульманской веры от болгар.

Первой столицей государства был город Булгар (Болгар Великий), в 140 км южнее Казани, нынешний город Болгар. Современные города Поволжья: Казань, Елабуга и Уфа были основаны как пограничные крепости. Страна имела высокоразвитую для того времени экономику, включая торговлю, металлообработку.

В 1240 году, после двух восстаний, Волжская Болгария вошла в состав Золотой Орды, хотя еще долго продолжались волнения в крае и ордынцам не раз приходилось усмирять непокорных болгар. После распада Золотой Орды и переселения в Казань небольшой орды Махмутека в количестве около 4000 человек, которое конечно же никак не могло повлиять, а тем более изменить этническую ситуацию в регионе, а лишь придало новый государственный порядок и толчок краю, начинается новый этап в жизни Волжской Болгарии под условным в нынешней исторической науке названием Казанское ханство. Для людей того времени данное государство продолжало являться Болгарским ханством или Болгарским царством, а жители страны — болгарами. Не случайно после взятия Казани русскими войсками Иван Грозный прибавил ко всем своим имеющимся титулам титул царя Болгарского, а не Казанского или Татарского.

Столица Республики Татарстан - город Казань расположен на северо-западе Татарстана. Город протянулся вдоль двух берегов реки Казанки - у места ее впадения в Волгу.

Численность населения Казани составляет 1 млн. 116 тыс. человек.
Здесь проживают представители ок. 80 национальностей.

Казань - крупный железнодорожный, автодорожный и авиационный узел, крупнейший на Волге речной порт. Главными отраслями промышленности города являются машиностроение и металлообработка, авиа- и приборостроение, химическая и нефтехимическая промышленность, легкая и пищевая промышленность.

Казань - крупный научный центр России и Татарстана. Третьим в России, после Московского и Санкт-Петербургского, был основан Казанский государственный университет. Всего в городе работает 30 высших учебных заведений, а также Академия наук Республики Татарстан и Казанский научный центр Российской Академии наук, сеть научно-исследовательских институтов. Столица Татарстана по историко-культурной ценности и сохранности наследия относится к классу "А" (как Москва и Санкт-Петербург"). Казанский Кремль включен в перечень памятников "Всемирного наследия" ЮНЕСКО.

Город является колыбелью татарской культуры. В Казани работали и творили Каюм Насыри, Муса Джалиль, Салих Сайдашев, Фарид Яруллин.

Казань - многоконфессиональный город. В городе действует свыше 20 мечетей, православные храмы, лютеранская кирха, католическая часовня, иудейская синагога и другие культовые учреждения. Открыты православная духовная семинария и Российский Исламский университет.

Образование в начале ХХ в. государства Волжская Булгария, становление и развитие торгового пути из Балтики в страны Востока (Великий Волжский путь) способствовали возникновению по берегам Волги и Камы булгарских торгово-ремесленных поселений. Одним из таких торговых центров стала Казань, возникшая на рубеже ХХ–ХХI вв. в низовьях Казанки. В Казани производился сбор налогов и дани для Золотой Орды с земель, расположенных в бассейне Казанки, что, наряду с выгодным стратегическим положением, способствовало её превращению в один из крупных городских центров Среднего Поволжья. Археологические находки - джучидские монеты, фрагменты китайского фарфора, средне-азиатской посуды, свинцовые пломбы, стеклянные бусы и др. - свидетельствуют о развитых торгово-экономических связях К.

Сказаний и легенд о возникновении Казани немало. Наиболее достоверна такая версия: название города произошло от слова тюркского происхождения «казан», в переводе «край, предел, границы». Казань – место на краю земли, город на границе.

С 1438 г. Казань являлась столицей самостоятельного государства - Казанского ханства. Многочисленное население города проживало на территории Кремля, неукреплённого посада, и примыкавших к ним слобод и сёл. Развивалось производство оружия, кожаных, гончарных, ювелирных и др. изделий, высокого уровня достигли плотничное дело, резьба по камню. На европейских картах XV-XVI вв. Казань обозначалась как крупный столичный город. Его удобное местоположение привлекало купцов из разных стран; некоторые из них образовали здесь свои колонии. Казань имела торговые отношения с Москвой, Кавказом, Крымом, Турцией, Ногайской степью, Средней Азией и Сибирью. Внутренняя и внешняя политика Казанского ханства во многом определялась отношениями с Москвой, носившими характер военного и экономического соперничества (в основном, за установление господства над торговыми путями).

2 октября 1552 г., после семинедельной осады, Казань была взята войсками Ивана IV. Город был почти полностью разрушен, основная масса населения погибла, часть уведена в плен. Начался новый период в истории Казани, сопровождавшийся резкой ломкой культурных традиций и привычного уклада жизни.

В 1556 г. началось строительство каменных стен и башен Кремля, заменивших деревянные укрепления прежней ханской крепости. С 1550-х гг. Казань становится центром распространения православия на восточных окраинах Русского государства. В 1555 г. здесь учреждается Казанская епархия; были основаны монастыри: Зилантов (1553), Спасо-Преображенский (1556), Казанский Богородицкий женский (ок. 1591). В 1579 г. в Казани была обретена чудотворная Казанская икона Божией Матери, ставшая впоследствии одной из наиболее почитаемых общероссийских православных святынь. К концу XVI в. в городе насчитывалось свыше 20 церквей.

Значительной была роль Казани как торгового центра для тюркоязычных народов, исповедовавших ислам. Отсюда распространялись книги религиозного и светского содержания на татарском, арабском, казахском и др. языках, предметы обихода - головные уборы, обувь, мыло, азиатские украшения и т. п.

С Казанью связаны жизнь и деятельность многих выдающихся писателей, общественных деятелей, учёных, среди которых А.Е. и Б.А. Арбузовы, Ф.Амирхан, В.М.Бехтерев, А.М.Бутлеров, А.В.Вишневский, Е.К.Завойский, Н.Н.Зинин, Г.Исхаки, Г.Х.Камай, Н.И.Лобачевский, Ш.Марджани, К.Насыри, Г.Тукай, С.Х. и И.И. Хальфины. В Казанском университете учились С.Т.Аксаков, П.И.Мельников (А.Печерский), Л.Н.Толстой, В.И.Ульянов (Ленин), В.Хлебников, А.И.Рыков, М.Джалиль. В 1833 в Казань приезжал А.С.Пушкин для сбора материалов о "Пугачёвском бунте". Город посещали А.Олеарий, А.Н.Радищев, Т.Г.Шевченко, А.И.Герцен, А.Гастгаузен, А.Гумбольдт, А.Дюма-отец и др. Казань - родина поэтов Г.Р.Державина, Н.А.Заболоцкого, выдающегося певца Ф.И.Шаляпина.

Находясь на стыке культур татарского, чувашского, русского и финно-угорских народов, Казань всегда была важным узлом их историко-культурного взаимодействия. Здесь формировалось основное ядро татарской интеллигенции, происходило становление национальной системы образования, татарской периодической печати, литературы, журналистики, книгоиздательского дела, театра, различных видов национального искусства. Вместе с тем Казань издавна являлась одним из крупных центров русской культуры. Эти факторы определили тот специфический синкретизм культурного облика населения Казани и самого города, который отличает его от других городов РФ.

В Казани в соответствии с мусульманскими традициями при мечетях издавна существовали конфессиональные школы - мектебы и медресе. Среди татарского населения города широко была распространена грамотность на основе арабской графики, в высших слоях общества - знание арабского и персидского языков. Со 2-й пол. XVIII в., после снятия запрета на строительство в татарских слободах мечетей, Казань превратилась в важнейший центр мусульманского образования в России.

В XIX - нач. ХХ вв. учёными Казанского университета были сделаны открытия и сформулированы научные теории, имевшие мировое значение: геометрия Лобачевского, система неклассической логики Н.А.Васильева в математике, реакция Зинина, открытие К.К.Клаусом химического элемента рутения, теория химического строения А.М.Бутлерова, правило Марковникова в химии, теория фонем и фонетических чередований И.А.Бодуэна де Куртенэ в лингвистике и др. Ведущим центром востоковедения в России в 1-й пол. XIX в. стал Восточный разряд Казанского университета. В Казани работали выдающиеся учёные, основоположники многих научных направлений: Е.В.Адамюк, В.М.Бехтерев, В.А.Богородицкий, Н.П.Вагнер, А.В.Васильев, В.И.Григорович, Н.П.Загоскин, А.М.Зайцев, А.О.Ковалевский, Н.О.Ковалевский, М.А.Ковальский, П.Ф.Лесгафт, В.В.Радлов и др.

Город жил насыщенной литературной жизнью. В историю татарской поэзии вошло имя хана Мухаммад-Амина. С Казанью связаны жизнь и творчество выдающегося татарского поэта Мухаммадьяра. Достойное место в истории Казани и татарской литературы занимает имя поэта, государственного и религиозного деятеля Кул Шарифа. Здесь жили и творили поэты Гарифбек, Касим-Шейх. На рубеже XVIII-XIX вв. в городе жил и работал поэт Кулмухаммад. Сохранилась его религиозно-дидактическая поэма на персидском языке "Наставление о городе Казани".

Казань дала русской литературе Г.Р.Державина, одного из родоначальников русского романтизма Г.П.Каменева. В 1806 г. при Казанском университете было создано Казанское общество любителей отечественной словесности - первое в Поволжье и на Урале объединение литераторов. Здесь прошёл свои "университеты" М.Горький. С Казанью связаны имена Е.А.Баратынского, Л.Н.Толстого, В.Хлебникова.

Казань – город, в котором любят театр. Первые публичные театральные представления, дававшиеся учениками Казанской славяно-латинской школы, известны с 1723 г. В 1802 г. с разрешения конторы Императорских театров помещик П.П.Есипов выстроил деревянный театр, который сыграл большую роль в формировании в городе театральной культуры. Спектакли в нём давались регулярно и отличались довольно высоким уровнем исполнения. На сцене этого театра в 1805 г. играл актёр и драматург П.А.Плавильщиков, один из основателей русской реалистической театральной школы. 1830-40-е гг. ознаменованы гастролями в Казани крупнейших русских актёров П.С.Мочалова, А.Е.Мартынова, многократными выступлениями М.С.Щепкина. В 1849 было закончено строительство каменного здания городского театра, по технической оснащённости одного из лучших в России. Неоднократно в Казани гастролировали В.Ф.Комиссаржевская, М.В.Дальский, Г.Н.Федотова, П.Н.Орленев, Ю.М.Юрьев, в 1860-е гг. - знаменитый американский трагик А.Олдридж.

В 1906 г. впервые был показан публичный спектакль на татарском языке. В 1907 г. в Казани гастролировала "Первая в России передвижная труппа мусульманских драматических артистов" под руководством И.Б.Кудашева-Ашказарского, с 1908 г. периодически выступала драматическая труппа "Сайяр", положившая начало татарскому профессиональному театру.

Историческим ядром Казани является Кремль. С XXI в. в северной части Кремлёвского холма располагалась булгарская крепость домонгольского и золотоордынского периодов. По историческим источникам известно о существовании внутри неё Ханской мечети, мечетей Нур-Али, Кул Шарифа и ханских мавзолеев. За крепостными стенами находился торгово-ремесленный посад. Пределы посада окончательно определились к 1530 г., когда он был опоясан дер. крепостными стенами.

После завоевания в 1552 г. город подвергся коренной перестройке в соответствии с русскимий православными традициями. Для укрепления крепостных сооружений Кремля в 1555 г. сюда были направлены 200 каменотёсов и каменщиков. В 1556-64 г. возведены белокаменные стены в северной и южной частях крепости, надстроены или перестроены башни. На смену мусульмансской культовой архитектуре пришла православно-христианская. Во 2-й пол. XVI в. в Кремле были основаны Спасо-Преображенский и Троицко-Сергиевский монастыри, возведены Преображенский собор, Благовещенский кафедральный собор, церковь Киприана и Иустины; на территории посада возникли Казанский Богородицкий женский монастырь, Иоанно-Предтеченский женский монастырь, Николо-Девичий монастырь. На левом берегу озера Кабан сформировалась Татарская слобода. В это время посад был расширен, защищён деревянными стенами с башнями и заселён русскими. В XVII в. в Кремле были построены Пушечный двор, церковь Введения Богородицы, деревянные стены крепости полностью заменены кирпичными, надстроены Спасская и др. башни. Появились новые церкви и монастыри: Фёдоровский монастырь, церковь Иоакима и Анны, Иоанно-Предтеченский собор одноименного монастыря; деревянные здания церквей начали заменять кирпичными. В архитектуре города получил распространение стиль "русское узорочье" ("кирпичное узорочье"). В 1708 г. в связи с приданием Казани статуса губернского города началась её коренная реконструкция. В Кремле на месте бывшего Ханского двора разместился Двор губернатора, построена семиярусная проездная башня из красного кирпича, ставшая архитектурной. доминантой города. В городе были возведены здания в стиле барокко: Петропавловский собор, церковь Четырёх Евангелистов, колокольня Покровской церкви.

Казанский кремль является уникальным архитектурным и историческим памятником, по праву причисленным к самым замечательным объектам мирового наследия. Уникальность Казанского кремля состоит в целом ряде присущих лишь ему черт. Казанский кремль – это единственный в мире действующий центр татарской государственной культуры и государственной власти; единственная сохранившаяся в Российской Федерации татарская крепость, в которой сбережены основы первоначальной градостроительной идеи: основы планировки, градостроительная композиция и функциональная организация архитектурных комплексов; итог исторического взаимодействия различных градостроительных и архитектурных культур: волжско-булгарской, золотоордынской, средневековой казанско-татарской, итальянской, русской и современной; наиболее северная точка распространения исламской культуры в мире и наиболее южная точка распространения памятников псковско-новгородского строительного стиля в России; единственный в своем роде образец концептуального синтеза татарского и русского архитектурных стилей.

Современный городской ансамбль, окружающий Казанский кремль, как и сам внутренний архитектурный комплекс кремля, в главном и целом получили свое завершение к середине 40-х годов XIX века. С тех пор основные черты городской застройки, в центре которой стоит казанский кремль, выступает как важнейший композиционный узел Казани, сохраняются во всей своей исторической неизменности.

На рубеже 1760-70-х гг. впервые после 200-летнего перерыва в Старотатарской слободе были построены 2 кирпичные мечети, тем самым было положено начало возрождению в городе мусульманского каменного зодчества. С конца 1990-х гг. в Казани построено 13 мечетей (в т.ч. "Рамазан", "Булгар", "Медина", "Хузайфа ибн аль-Ямоний"), 4 церкви и другие культовые здания. Сохранившиеся мечети и церкви возвращены восстановленным или вновь созданным приходам, их здания реставрируются. На территории Казанского кремля возведена новая мечеть - "Кул Шариф", ставшая одним из наиболее ярких украшений города.

Вопросы:

1. Охарактеризуйте особенности географического положения Татарстана.

2. Какое древнее государство находилось на территории современного Татарстана?

3. Какой город был первой столицей Волжской Болгарии?

4. Перечислите известных людей – уроженцев Казани.

5. Какие открытия были сделаны учеными Казанского университета?

Тесты:

1. Столицей Татарстана является:

а) Ижевск;

б) Казань;

в) Чебоксары.

2. Какую веру предлагало принять киевлянам посольство из Волжской Болгарии:

а) христианство;

б) ислам;

в) иудаизм.

3. Какой торговый путь пролегал через Казань?

а) Великий Волжский путь;

б) Путь из варяг в греки;

в) Великий шелковый путь.

4. В каком веке началось строительство Казанского кремля?

а) XV;

б) XVI;

в) XVII.

5. Укажите соответствие:

1)Н.А.Васильев а)открытие рутения

2)К.К.Клаус б)теория химического строения

3)А.М.Бутлеров в)система неклассической логики в математике.

6. В каком году в Казани была основана постоянная оперная труппа:

а) 1804;

б) 1874;

в) 1758.

7. Какой собор был построен в Казанском кремле:

а) Петропавловский;

б) церковь Четырех Евангелистов;

в) церковь Введения Богородицы.

8. Какое количество мечетей было построено с конца 1990х годов:

а) 2;

б) 13;

в) 4.

Литература:

Халитов Н.Х. Памятники архитектуры Казани XVIII - начала XIX в. М., 1989; его же.

Архитектура мечетей Казани. К., 1991;

История Казани: В 2 кн. К., 1988-91;

Литвин А.Л. Казань: время гражданской войны. К., 1991;

Республика Татарстан. Памятники истории и культуры: Каталог-справ. К., 1993;

Салихов Р.Р., Хайрутдинов Р.Р. Республика Татарстан: Памятники истории и культуры татарского народа (конец XVIII - начало XX веков). К., 1994;

Древняя Казань глазами историков и современников. К., 1996; Знаменитые люди о Казани и казанском крае. К., 1999;

Зорин А.Н. Города и посады дореволюционного Поволжья. К., 2001; Хузин Ф.Ш., Ситдиков А.Г. Средневековая Казань: Краткий библиогр. указ. К., 2002;

Султанов Р.И. Историческая география Казани (город и его предместья в XVI-XVII вв.). К., 2004.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: