В ежегодных программах по приватизации не предусматривались специальные процедуры по приватизации земли, так как в соответствии с законодательством РБ земля не является объектом купли-продажи.
Однако с принятием Государственной Думой Российской Федерации «Кодекса о земле» с 2002 г. в программе намечается отразить процедурные механизмы правового обеспечения отношений земельной собственности.
Основной целью преобразований в земельных отношениях в соответствии с законом о земельной реформе является перераспределение земли для создания условий равноправного развития различных форм хозяйств, с тем, чтобы обеспечить рациональное использование и охрану земельных ресурсов. Земельные участки предоставляются в пользование, владение или в собственность.
В собственность граждан земельные участки передаются для ведения личного подсобного и крестьянского хозяйства, садоводства и животноводства. Для колхозов и совхозов, акционерных обществ, кооперативных хозяйств земельные участки передаются в пользование или в аренду.
Формами платы за пользование землей является земельный налог, арендная плата и нормативная цена земли. Основой определения величины налога служит земельная рента, которая представляет собой дополнительный чистый доход. Он образуется на средних и лучших по плодородию земельных участках.
Земельная реформа – это сложный и многогранный комплекс мер, реализующий следующие основные цели:
а) создание многоукладного хозяйствования;
б) обеспечение равных условий функционирования для всех форм хозяйствования;
в) создание экономического механизма регулирования и охраны земель;
г) остановка процессов деградации земли.
Необходимо отметить существенную особенность проведения реформы в аграрном секторе экономики РБ. В то время как в РФ проводилась политика всеобщей фермеризации, Башкортостан не стал проводить аналогичную кампанию, а обеспечил постепенную реорганизацию колхозов и совхозов. Их доля до настоящего времени остается значительной в агропромышленном комплексе (АПК).
Земельный фонд РБ составляет 14,3 млн га. Из них 6,8 млн га (или 48%) составляет сельхозугодия, 5,2 млн га (или около 37%) принадлежит лесохозяйственным предприятиям. Около 0,1% земельного фонда составляет государственный земельный запас, около 15% - это земли, находящиеся в ведении городских, районных, поселковых администраций, а также промышленности, транспорта, связи, заповедников и т.п.
В 2006г. в РБ проводится инвентаризация и учет всех земельных ресурсов с целью упорядочения использования земли и осуществления дальнейшей реформы земельных отношений.
Кроме природного ресурса – земли, Республика Башкортостан располагает большим природно-ресурсным потенциалом. По их величине на душу населения РБ занимает ведущее место в Российской Федерации.
Основными природными ресурсами республики являются:
а) земельные ресурсы;
б) поверхностные и подземные воды;
в) лесные ресурсы (деловая древесина и древесное топливо);
г) полезные ископаемые (нефть, природный газ, бурый уголь, руды черных и цветных металлов, строительные и керамические виды сырья);
д) особые виды ресурсов – рыбные ресурсы, лекарственные растения, лечебные грязи, торф, минеральные и термальные воды.
Нефтедобыча и нефтепереработка в республике обеспечивают бездотационное развитие экономики.
Согласно статье 10 Конституции Республики Башкортостан, земля, недра, природные богатства являются достоянием (собственностью) ее многонационального народа. Вопросы владения, пользования и распоряжения природными ресурсами регулируются законодательством республики.
По всем видам природных ресурсов разработаны и действуют законодательные акты (кодексы), регулирующие вопросы пользования. Согласно этим кодексам земля, ее недра, водный и лесной фонды республики являются государственной собственностью РБ.
Право распоряжаться от имени государства предоставлено высшим органам законодательной и исполнительной власти республики.
Предоставление физическим лицам в пользование природных ресурсов производится путем оформления соответствующих разрешающих документов (земельных актов, лицензий).
Сохранение государственной формы собственности за переданными в пользование объектами природных ресурсов обеспечивается следующим образом:
а) сами объекты и лицензии на право пользования ими не являются объектом купли-продажи;
б) устанавливаются регулярные платежи за право пользования природными ресурсами;
в) осуществляется контроль за правильным использованием природных ресурсов, в случае нарушения аннулируются разрешительные документы.