Собственность на землю, природные ресурсы

В ежегодных программах по приватизации не предусматривались специальные процедуры по приватизации земли, так как в соответствии с законодательством РБ земля не является объектом купли-продажи.

Однако с принятием Государственной Думой Российской Федерации «Кодекса о земле» с 2002 г. в программе намечается отразить процедурные механизмы правового обеспечения отношений земельной собственности.

Основной целью преобразований в земельных отношениях в соответствии с законом о земельной реформе является перераспределение земли для создания условий равноправного развития различных форм хозяйств, с тем, чтобы обеспечить рациональное использование и охрану земельных ресурсов. Земельные участки предоставляются в пользование, владение или в собственность.

В собственность граждан земельные участки передаются для ведения личного подсобного и крестьянского хозяйства, садоводства и животноводства. Для колхозов и совхозов, акционерных обществ, кооперативных хозяйств земельные участки передаются в пользование или в аренду.

Формами платы за пользование землей является земельный налог, арендная плата и нормативная цена земли. Основой определения величины налога служит земельная рента, которая представляет собой дополнительный чистый доход. Он образуется на средних и лучших по плодородию земельных участках.

Земельная реформа – это сложный и многогранный комплекс мер, реализующий следующие основные цели:

а) создание многоукладного хозяйствования;

б) обеспечение равных условий функционирования для всех форм хозяйствования;

в) создание экономического механизма регулирования и охраны земель;

г) остановка процессов деградации земли.

Необходимо отметить существенную особенность проведения реформы в аграрном секторе экономики РБ. В то время как в РФ проводилась политика всеобщей фермеризации, Башкортостан не стал проводить аналогичную кампанию, а обеспечил постепенную реорганизацию колхозов и совхозов. Их доля до настоящего времени остается значительной в агропромышленном комплексе (АПК).

Земельный фонд РБ составляет 14,3 млн га. Из них 6,8 млн га (или 48%) составляет сельхозугодия, 5,2 млн га (или около 37%) принадлежит лесохозяйственным предприятиям. Около 0,1% земельного фонда составляет государственный земельный запас, около 15% - это земли, находящиеся в ведении городских, районных, поселковых администраций, а также промышленности, транспорта, связи, заповедников и т.п.

В 2006г. в РБ проводится инвентаризация и учет всех земельных ресурсов с целью упорядочения использования земли и осуществления дальнейшей реформы земельных отношений.

Кроме природного ресурса – земли, Республика Башкортостан располагает большим природно-ресурсным потенциалом. По их величине на душу населения РБ занимает ведущее место в Российской Федерации.

Основными природными ресурсами республики являются:

а) земельные ресурсы;

б) поверхностные и подземные воды;

в) лесные ресурсы (деловая древесина и древесное топливо);

г) полезные ископаемые (нефть, природный газ, бурый уголь, руды черных и цветных металлов, строительные и керамические виды сырья);

д) особые виды ресурсов – рыбные ресурсы, лекарственные растения, лечебные грязи, торф, минеральные и термальные воды.

Нефтедобыча и нефтепереработка в республике обеспечивают бездотационное развитие экономики.

Согласно статье 10 Конституции Республики Башкортостан, земля, недра, природные богатства являются достоянием (собственностью) ее многонационального народа. Вопросы владения, пользования и распоряжения природными ресурсами регулируются законодательством республики.

По всем видам природных ресурсов разработаны и действуют законодательные акты (кодексы), регулирующие вопросы пользования. Согласно этим кодексам земля, ее недра, водный и лесной фонды республики являются государственной собственностью РБ.

Право распоряжаться от имени государства предоставлено высшим органам законодательной и исполнительной власти республики.

Предоставление физическим лицам в пользование природных ресурсов производится путем оформления соответствующих разрешающих документов (земельных актов, лицензий).

Сохранение государственной формы собственности за переданными в пользование объектами природных ресурсов обеспечивается следующим образом:

а) сами объекты и лицензии на право пользования ими не являются объектом купли-продажи;

б) устанавливаются регулярные платежи за право пользования природными ресурсами;

в) осуществляется контроль за правильным использованием природных ресурсов, в случае нарушения аннулируются разрешительные документы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: