Особенности формирования отношений собственности

Одним из важнейших условий реализации экономической реформы в Республике Башкортостан является становление и развитие негосударственных форм собственности, отвечающих требованиям рыночной экономики. Создаются все условия, необходимые для развития разнообразных форм собственности, им обеспечивается равная защита. Для этого в Башкортостане, как и в целом по стране, проводится разгосударствление собственности.

Целью приватизации является не простое изменение форм собственности, а повышение эффективности функционирования приватизируемых предприятий, структурная перестройка и обновление экономики, сохранение социальной стабильности в обществе.

В республике не форсировались процессы приватизации:

- при приватизации крупных предприятий принимались нормативные акты о продлении сроков приватизации;

- проводилась полная и всесторонняя инвентаризация государственного имущества;

- приватизация предприятий и выбор ее способов осуществлялась с учетом волеизъявления трудовых коллективов;

- оценка приватизируемых объектов проводилась с учетом инфляции по их реальной стоимости;

- в связи с тем, что ряд крупнейших предприятий (нефтедобыча, нефтепереработка, химическая промышленность, черная и цветная металлургия), находившиеся ранее в союзном подчинении, стали арендными предприятиями, в том числе и с правом выкупа, был разработан особый механизм приватизации, предоставляющий возможность сохранить государственный пакет акций;

- при приватизации предприятий агропромышленного комплекса были приняты меры по передаче акций сельскохозяйственным товаропроизводителям;

- при приватизации предприятий, имеющих стратегическое значение для экономики Башкортостана, в их учредительных документах предусмотрено сохранение за государством контрольных пакетов акций или «золотой акции»;

- учитывая особую значимость объектов социальной инфраструктуры, находящихся на балансе приватизируемых предприятий, разрабатывались различные варианты по сохранению профиля указанных объектов.

Основные принципы приватизации государственной и муниципальной собственности в Республике Башкортостан заложены в соответствующих нормативных актах:

- соблюдение законности;

- реальная оценка приватизируемого имущества;

- планомерность процесса приватизации;

- сохранение управляемости приватизируемыми предприятиями;

- обеспечение реальных прав граждан при приватизации.

В Республике Башкортостан разработаны пакеты инструктивных указаний и типовых документов, которые оказывают существенную помощь предприятиям.

Разработка собственной нормативной базы была вызвана необходимостью правового обеспечения экономического суверенитета Республики Башкортостан и осуществлялась в соответствии с законом Российской Федерации «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации».

Создание законодательной базы Республики Башкортостан осуществлялось одновременно с процессами реальной приватизации предприятий, оформлением прав государственной собственности, упорядочением учета и использования объектов государственной собственности.

Следует также отметить отличие метода оценки имущества в республиканской программе приватизации от российской программы. Программа приватизации Республики Башкортостан максимально приближает оценку к реальной стоимости приватизируемого имущества, в то время как российская программа предусматривает продажу государственного имущества по стоимости, зафиксированной в балансе предприятия на 1 января 1994 года.

Реформирование отношений собственности осуществляется в соответствии с законом «О приватизации государственного и муниципального имущества в Республике Башкортостан», принятым в 1998 году. Этот закон позволил существенно улучшить весь процедурный механизм правового обеспечения, в связи с чем отменено более сорока нормативных правовых актов Республики Башкортостан (РБ). Принятие данного закона значительно упростило ежегодные программы приватизации, отпала необходимость совершенствования правовых норм и дало возможность в большей мере сосредоточиться на вопросах их практической реализации.

Несмотря на постепенность преобразований отношений собственности уже к 2000 году в республике было приватизировано 1350 предприятий, в том числе 441 предприятие республиканской и федеральной собственности и 909 предприятий муниципальной собственности.

Так, приватизация в Башкортостане приходится на 1993 г., когда было приватизировано 435 предприятий, в том числе 45 предприятий республиканской собственности и 390 – муниципальной собственности. Были использованы следующие способы приватизации, в процентах к итогу:

- акционирование – 8,5

- продажа на аукционах –6,7

- коммерческий конкурс –20,0

- инвестиционный конкурс – 1,1

- выкуп арендованного имущества – 63,7.

В последующие годы резко возрастает доля акционирования от 58 до 65,8%.

В таблице приведены данные о приватизации в 1998-2002 гг. по формам собственности и способам приватизации.

Таблица 4.1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: