Одним из важнейших условий реализации экономической реформы в Республике Башкортостан является становление и развитие негосударственных форм собственности, отвечающих требованиям рыночной экономики. Создаются все условия, необходимые для развития разнообразных форм собственности, им обеспечивается равная защита. Для этого в Башкортостане, как и в целом по стране, проводится разгосударствление собственности.
Целью приватизации является не простое изменение форм собственности, а повышение эффективности функционирования приватизируемых предприятий, структурная перестройка и обновление экономики, сохранение социальной стабильности в обществе.
В республике не форсировались процессы приватизации:
- при приватизации крупных предприятий принимались нормативные акты о продлении сроков приватизации;
- проводилась полная и всесторонняя инвентаризация государственного имущества;
- приватизация предприятий и выбор ее способов осуществлялась с учетом волеизъявления трудовых коллективов;
|
|
- оценка приватизируемых объектов проводилась с учетом инфляции по их реальной стоимости;
- в связи с тем, что ряд крупнейших предприятий (нефтедобыча, нефтепереработка, химическая промышленность, черная и цветная металлургия), находившиеся ранее в союзном подчинении, стали арендными предприятиями, в том числе и с правом выкупа, был разработан особый механизм приватизации, предоставляющий возможность сохранить государственный пакет акций;
- при приватизации предприятий агропромышленного комплекса были приняты меры по передаче акций сельскохозяйственным товаропроизводителям;
- при приватизации предприятий, имеющих стратегическое значение для экономики Башкортостана, в их учредительных документах предусмотрено сохранение за государством контрольных пакетов акций или «золотой акции»;
- учитывая особую значимость объектов социальной инфраструктуры, находящихся на балансе приватизируемых предприятий, разрабатывались различные варианты по сохранению профиля указанных объектов.
Основные принципы приватизации государственной и муниципальной собственности в Республике Башкортостан заложены в соответствующих нормативных актах:
- соблюдение законности;
- реальная оценка приватизируемого имущества;
- планомерность процесса приватизации;
- сохранение управляемости приватизируемыми предприятиями;
- обеспечение реальных прав граждан при приватизации.
В Республике Башкортостан разработаны пакеты инструктивных указаний и типовых документов, которые оказывают существенную помощь предприятиям.
|
|
Разработка собственной нормативной базы была вызвана необходимостью правового обеспечения экономического суверенитета Республики Башкортостан и осуществлялась в соответствии с законом Российской Федерации «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации».
Создание законодательной базы Республики Башкортостан осуществлялось одновременно с процессами реальной приватизации предприятий, оформлением прав государственной собственности, упорядочением учета и использования объектов государственной собственности.
Следует также отметить отличие метода оценки имущества в республиканской программе приватизации от российской программы. Программа приватизации Республики Башкортостан максимально приближает оценку к реальной стоимости приватизируемого имущества, в то время как российская программа предусматривает продажу государственного имущества по стоимости, зафиксированной в балансе предприятия на 1 января 1994 года.
Реформирование отношений собственности осуществляется в соответствии с законом «О приватизации государственного и муниципального имущества в Республике Башкортостан», принятым в 1998 году. Этот закон позволил существенно улучшить весь процедурный механизм правового обеспечения, в связи с чем отменено более сорока нормативных правовых актов Республики Башкортостан (РБ). Принятие данного закона значительно упростило ежегодные программы приватизации, отпала необходимость совершенствования правовых норм и дало возможность в большей мере сосредоточиться на вопросах их практической реализации.
Несмотря на постепенность преобразований отношений собственности уже к 2000 году в республике было приватизировано 1350 предприятий, в том числе 441 предприятие республиканской и федеральной собственности и 909 предприятий муниципальной собственности.
Так, приватизация в Башкортостане приходится на 1993 г., когда было приватизировано 435 предприятий, в том числе 45 предприятий республиканской собственности и 390 – муниципальной собственности. Были использованы следующие способы приватизации, в процентах к итогу:
- акционирование – 8,5
- продажа на аукционах –6,7
- коммерческий конкурс –20,0
- инвестиционный конкурс – 1,1
- выкуп арендованного имущества – 63,7.
В последующие годы резко возрастает доля акционирования от 58 до 65,8%.
В таблице приведены данные о приватизации в 1998-2002 гг. по формам собственности и способам приватизации.
Таблица 4.1