в % к предыдущему году
Год | 2006* | ||||||||||
ВРП | 97,8 | 100,7 | 91,4 | 104,4 | 105,6 | 108,1 | 102,7 | 104,1 | 102,8 | 104,6 | 104,7 |
* прогнозное значение
Таким образом, видно, что если в начале периода реформ (в 1991 - 1998 гг.) в основном наблюдалось снижение ВРП, то начиная с 1999 г. продолжается неуклонный рост этого важнейшего для республики показателя. Сейчас республика входит в десятку наиболее крупных, экономически развитых регионов России.
Тем не менее, процесс реформирования в Башкортостане пока еще далек от завершения. Сложность и многоплановость этого процесса объясняются тем, что в республике, как и по России в целом, одновременно решаются две труднейшие задачи, на которые западные страны потратили многие десятилетия и даже столетия: переход к системе рыночной экономики и трансформация традиционной индустриальной системы производства в постиндустриальную. Оба направления осуществляемых реформ ориентированы на коренное качественное обновление (преодоление накопленных в дореформенный период неэффективных форм хозяйствования, крупных деформаций, вызванных ошибочным курсом реформ) и обусловлены требованиями новой экономики, современной цивилизации. Реализация этих задач требует дальнейших социально-экономических преобразований, глубокой модернизации всех сфер и отраслей экономики республики, основными направлениями которой в ближайшей перспективе (2006-2015 гг.) должны стать:
- структурные преобразования, вызванные ориентацией республиканского хозяйства на условия рыночной экономики: создание условий для эффективной и добросовестной конкуренции, санация убыточных предприятий, повышение ответственности и культуры крупного бизнеса и поддержка малого предпринимательства;
- снижение сырьевой специализации экономики, повышение доли обрабатывающих отраслей и рост конкурентоспособности продукции этих отраслей промышленности, ускорение развития сферы услуг;
- трансформация индустриальной системы производства в постиндустриальную и формирование новой экономики, стержнем которой являются высокоэффективные наукоемкие технологии, информационные и компьютерные системы;
- коренное обновление, реконструкция и реновация производственного аппарата, переход на энерго- и ресурсосберегающие, экологически безопасные технологии.
Одним из главных способов финансирования реформ в субъектах Российской Федерации является использование целевых программ для решения территориальных задач структурной перестройки экономики.
Программа - это универсальное понятие, имеющее греческий корень (programma – объявление, предписание) и распространенное во многих языках мира. Однако существуют принципиальные различия между трактовкой «программы» как перечня или расписания («программа передач», «программа дел на сегодня») и «программой» как механизмом управления.
Наука управления, теория и практика решения сложнейших многоаспектных и долгосрочных задач политического, социального, экономического и технического характера выработали вполне устойчивое представление о «программах» и о «программно-целевых» методах.
Целевая программа есть специально разработанный для решения доказательно приоритетной региональной проблемы комплекс мер политического, нормативно-правового, экономического, социального, экологического, производственного, исследовательского, информационного и иного характера, выстроенных в определенной последовательности и согласованных по ресурсам, исполнителям и срокам исполнения. Программно-целевой метод – это теоретические и научно-методические основы разработки и реализации целевых программ в вышеприведенном смысле (научно-методические основы управления решением сложных проблем с использованием целевых программ).
Проблемы территориального развития и целевые подпрограммы созданы друг для друга. Трудно представить метод, более подходящий для решения многофакторных, многоаспектных и внутренне противоречивых проблем территориального развития, чем программно-целевой. В основе предпочтительности программно-целевых подходов лежит их уникальная способность системно воздействовать на предмет регулирования, стягивая вокруг единой цели и политические, и социальные, и экономические, и экологические и многие другие частные решения. Разработка и реализация целевых программ есть особая форма концентрации финансовых и других ресурсов.
В частности, для совершенствования экономики и социальной сферы Башкортостана на федеральном уровне в 2002 г. была принята Федеральная целевая программа «Социально-экономическое развитие Республики Башкортостан до 2006 года». Основная цель Программы – способствовать экономическому росту в республике: так, в ней зафиксировано, что увеличение валового регионального продукта (ВРП) составит примерно 29% по сравнению с 2001 г. Это означает, что при реализации Программы заложен среднегодовой темп прироста ВРП на уровне 4,3% годовых (надо отметить, что эта цифра вполне соответствует реальности). В соответствии с этим из федерального бюджета было запланировано выделить 34 млрд руб. на осуществление реформ и создание благоприятных условий для дальнейшего роста экономики Башкортостана, а 29 млрд руб. должна изыскать республика. Именно с этой программой связана возможность завершения структурной перестройки республики, что, в конечном счете, должно отразиться на повышении качества жизни населения. В частности, согласно Программе, на нужды социальной сферы запланировано выделить 50 млрд руб.
В чем же состояла специфика модели преобразований в переходный период в Башкортостане? Принципиальным было абсолютное неприятие радикализма и рыночного фундаментализма в любых проявлениях. Рыночный фундаментализм – это иррациональное и извращенное представление о рынке, где отдельные институциональные его формы фетишизируются или абсолютизируются с позиции интересов отдельных субъектов или социальных групп, вопреки интересам общества. Здесь доминирует политический курс.
Представители правого радикального крыла нелиберальных научных школ эти постулаты довели до абсурда, отвергая всякое вмешательство государство в рыночную экономику.
Альтернативный метод постепенного, поэтапного, регулируемого перехода к рынку показал свои преимущества в Республике Башкортостан. Республика сразу отказалась от поспешности и непродуманности в реформах, затрагивающих коренные интересы людей. Мы последовательно обновляли основы экономики и её структуру, исключив «шоковую терапию». Башкортостан в короткий срок перешел от тактики выживания к стратегии роста.