Психологическое консультирование семьи в опоре на теорию семейных систем М. Боуэн

Основные теоретические положения:

Эмоциональная система семьи может формировать два основных типа личности:

- обособленную, независимую, дифференцированную от семьи (черты: личность ориентирована на цели, разделение между мышлением, чувствами и потребностями);

- подчиненную, зависимую, сплавленную с семьей (черты: личность ориентирована на отношения, а не на цели, т. е. эмоционально менее зрелая; отсутствует разделение между мышлением, чувствами и потребностями, что объясняет их ригидность (негибкость) в общении).

Цель психологического консультирования семьи в рамках данной модели - чтобы члены семьи стали более дифференцированными.

Во-первых, они должны стать гораздо менее ориентированы на отношения и более ориентированы на цели. Во-вторых, у них должна повыситься способность к рефлексивному анализу своего видения ситуации и поведения. Им надо помочь науч. сопоставлять свое видение ситуации с доводами разума, различать свои желания и реальность, осознавать реальные ограничения собств. желаний.

Применительно к ситуации внутрисем. общения их следует научить общаться друг с другом напрямую, без образования сем. треугольников. Члены семьи должны научиться открывать др.. другу свои потребности и взгляды, стрем, к большей искренности. Они должны осознать относительность и прагматический, функциональный характер любых правил.

В психологическом консультировании решается частная задача: задержать членов недифференцированных семей на наблюдении и рациональном анализе эмоциональных процессов в семье, осмыслении причин конфликтов, осознании эмоциональной подоп леки своег о и чужого поведения. Считается, что это важнее. чем рекомендации. Использ. социометрические техники:

«Семейн.скульптура», «Сем. хореография», «Генограмма» и др.

5. Внутрисемейные границы. Виды внутрисемейных границ.

Структуру семьи характеризует и понятие границ. Понятие «граница» помечает правила, которые определяют уровень и род допускаемых контактов между субсистемами, регулируют отношения между субсистемами, а вместе с тем и внутри них. Выделяют следующие виды границ: ригидные, диффузные и четкие.

О ригидных границах говорят, когда правила семейной жизни чересчур изолируют членов семьи друг от друга и от общества. Проявляется это в агрессивных взаимоотношениях между членами семьи. Они живут как бы поодиночке и в борьбе друг с другом. Выражением ригидных границ являются фразы: «У меня свои заботы», «Займись своими делами». Члены семьи автономны, однако семье трудно функционировать, так как не происходит согласование и приспособление. Дети, растущие в такой семье, приобретают навыки борьбы за себя, но не вырабатывают навыков согласования и приспособления. Общение между субсистемами скудное. Лишь интенсивные кризисы, экстремальный стресс сплачивают семью, чтобы помочь какому-либо ее члену. Члены семьи с ригидными границами чаще всего ищут помощи за пределами своей семьи.

Относительно диффузных границ можно выделить, по крайней мере, два варианта:

1) Каждый член семьи постоянно заботится о каждом, постоянно пытается помогать и оказывать помощь.

2) Возникновение семейных треугольников, т. е. таких взаимоотношений, когда один человек (например, ребенок) во­влекается в отношения двух других членов семьи (например, родителей) с целью их оптимизации.

Четкие границы между субсистемами - наиболее желательный их вариант, нечто среднее между ригидными и диффузными. Они символизируют равновесие свободы и контроля, помогают членам семьи чувствовать взаимозависимость, но не мешают проявлению их индивидуальностей.

6. Семейные треугольники и их разновидности.

Семейные треугольники - такие взаимоотношения, когда один человек (например, ребенок) вовлекается в отношения двух других членов семьи (например, родителей) с целью их оптимизации. Частным случаем может служить ситуация, когда информация, адресованная одной стороне (от жены к мужу) передается третьей стороне (не мужу, а сыну). Таким образом, сын может стать для матери заменой мужа - супружеская субсистема поглощает родительскую. Треугольники возникают потому, что трудно бывает порой людям концентрировать все внимание друг на друге, сохра­нять отношения один на один. Обычный сценарий предполагает объединение двух близких членов треугольника против «внешнего»(третьего) и обсуждение различий двоих по сравнению с третьим. Жизни другого при этом уделяется больше внимания, чем своей собственной жизни.

Другой вид треугольника - мать по мере взросления ребенка видит в нем негативные черты отца, с которым она нах-ся в молчаливом конфликте. Она все более проецирует на ребенка отрицательные черты его отца, вступает с ним в конфликт, как будто со своим мужем, что дает выход ее эмоциям и до поры сохраняет семью (detoured - как бы «заворачивает» в ребенка). Это может привод, к девиантному поведению ребенка - он оправдывает ожидания матери.

До определ. момента существования семьи треугольники выполн. в ней полезную функцию - они поддерживают баланс между близостью и отдаленностью, помогают отрицат. эмоциям у кого-либо из членов семьи не превышать «критической массы», способной разрушить семью. По мере того как треугольники становятся препятствием для развития личности кого-либо из членов семьи (как правило, это идентифицированный пациент - тот, по поводу которого семья обратилась за помощью), треугольники нуждаются в ликвидации (детриангуляции). Проблема идентифицированного пациента (который может совершить преступление, заболеть или может иметь место ранняя беременность) - это проблема модифика­ции устаревшей структуры семьи. Потому что если идентифициро­ванный пациент перестанет совершать подобные поступки, то старая структура семьи оказывается под угрозой (например, если субсис­тема пары поглощена родительской субсистемой, то взросление ребенка приведет к тому, что родителям нечего будет вместе делать).

7. Представление о семье в концепции К. Роджерса

Отношение ребенка к миру определяется характером детско-родительских отношений, а именно тем, как он "принят" в семье.

Семья как фактор индивидуализации личности обеспеч. ценност. отнош. к каждому ее члену, его индивидуальным и самобытным проявлениям, создает условия для формир. личной ответственности за происходящее в семье и творческой самореализации.

Родители не должны нарушать истинной самооценки детей и помогать их социализации. Однако они не так часто соблюдают эти правила и не прислушиваются к своему ребенку. Поэтому уже в раннем детстве ребенок может отчуждаться от своей истинной самооценки, от своей Самости. Чаще всего это происходит под давлением взрослых, у которых имеется свое представление о ребенке, его способностях и предназначении. Свою оценку они навязывают ребенку, стремясь, чтобы он ее принял и сделал своей самооценкой. Некоторые дети начинают протестовать против навязываемых им действий, интересов и представлений, приходя к конфликту с окружающими, негативизму и агрессии. Стремление во что бы то ни стало отстоять себя, преодолеть давление взрослых также может нарушить истинную самооц., т. к. своем негативизме ребенок начинает протестовать против всего, что идет от взрослого, даже в том случае, если это соотв. его истинным интересам.

Однако чаще всего дети и не пыт. противостоять родит., соглашаясь с их мнением о себе. Это происходит потому, что ребенок нуждается в принятии со стор. взрослого. Такое стремление заслужить любовь и привязанность окружающих он называл «условием ценности», которое в крайнем своем проявлении звучит как желание быть любимым и уважаемым каждым, с кем человек входит в соприкосно­вение. «Условие ценности» становится препятствием на пути личност. роста, так как мешает осознанию истинного «Я», призва­ния, заменяя его тем образом, кот. прия-тен другим. При этом человек не м. б. полностью успешен. Необх-ть постоянно игнориро­вать сигналы о собствен, несостоятельности или недостат. успешно­сти, которые приходят к субъекту из внешнего мира, связана с бояз­нью изменить свою самооценку. Строится очень огранич. и ригидная схема окруж. мира и себя, которая мало соотв. реальности. Эта неадекватность не осознается, но вызывает напряжение, невроз.

8. Коммуникационная модель психологического консультирования семьи

Акцент делается на исследовании параметров эффективной и неэффективной, деструктивной коммуникации внутри семьи и личностных основ нарушений коммуникации. Исслед-ся вербальная и невербальная коммуникации, возм-ти расхождения между ними, причины и механизмы неправильн. расшифровки чужого сообщения.

В рамках этого подхода можно выделить следующие три направления работы:

Работа с искажениями чужих сообщений В периоды стресса люди имеют тенденцию придумывать для себя мысли и ощущения другой личности, связывать это с определенными внешне регистрируемыми реакциями другой личности. Супругов побуждают к деноменализации - проверке своего понимания чужих посланий, сигналов, расшифровке их другому: «Спросите свою жену, что она чувствует сейчас. Вы боитесь? Что может случиться, если вы сделаете это? Догадайтесь!»

Работа с вычеркиваниями и обобщениями Для систематизации и организации своего непосредственного опыта люди пытаются создавать внутреннюю картину мира, логичную, непротиворечивую. При этом часть информации может вычеркиваться, теряться, люди могут чересчур обобщать реальную картину мира. В конечном итоге получается искаженный образ действительности, мешающий порой эффективно действовать в мире. Психолог помогает клиенту сделать его картины мира более объективной с помощью, например, вопросов, начинающихся словами: «Что». «Как», «Кто». Например: «Как вы узнаете, что делаете жену несчастной?», «Что говорит в пользу того, что вас невозможно любить?»

Работа с неконгруэнтными посланиями ( когда послания, которые человек посылает с помощью своего тела, тона голоса или слов, не совпадают). Неконгруэнтные сообщения - сигнал о фрагментарности личности человека, осуществляющего коммуникацию. Методика работы с семьями: осуществляется анализ того, какую репрезента­тивную систему человек использует и что он пытается сообщить в рамках каждой системы, что он при этом чувствует. Можно использ. игры из гештальттерапии, способствующие интеграции личности.

9. Методика детриангуляции К. Джонсона

Методика используется для профилактики родительско-юношеских конфликтов на почве девиантного поведения ребенка, в основе которых лежит вовлечение ребенка в деструктивные взаимоотношения между родителями. Имеется в виду ситуация семейного треугольника, когда один из родителей (чаще всего мать) имеет сильное желание спорить с другим (отцом), но не может себе этого позволить вследствие отсутствия такового в непосредственной близости (развод) или из-за страха, что открытый конфликт разрушит семью.

Методика состоит из трех этапов:

1) Юноша (или девушка) делает некое предложение своим родителям, касающееся правил, регулирующих его (или ее) поведение со стороны семьи. Например: «Хочу, чтобы мне позволили приходить домой, во сколько я захочу, и уходить из дома, когда я захочу».

2) Родители ведут переговоры друг с другом, обсуждая предложение своего сына (или дочери) в присутствии ребенка и психолога. Готовя их к этим переговорам и после того как они уже начались, психолог создает у родителей установки на согласование и приспособление и подсказывает образцы конструктивного поведения (конструктивные роли) в процессе переговоров, если родители захо­дят в тупик. Таким образом, он обучает родителей ведению конструктивных переговоров, что поможет им впоследствии начать конструктивно решать «затопленные» конфликты между собой.

3) Родители информируют ребенка о своем решении. Ребенок может принять их предложение или отвергнуть, выдвинув родителям новое предложение.

10. Особенности семейной субкультуры и межличностных контактов в неблагополучных семьях.

Конструктивная ф-ция конфликта в сем. отнош. заключ. в том, что он может стать мощным источником разв. личности и группы.

Для личности его последствия могут выражаться в достижении душевного равновесия, умиротворенности, повышении осмысленности жизни, новом ценностном сознании. В семье благодаря конфликту могут появиться новые цели, нормы, ценности. В рамках своей конструктивной функции конфликт:

1) адаптирует семью в целом и отдельных ее членов к новым условиям, в которых они оказались;

2) объективирует источник разногласия и тем самым позволяет устранить его;

3) обнажая и устраняя противоречия, освобождает семью от подтачивающих ее факторов и тем самым способствует ее стабилизации;

4) сплачивает чл. семьи и ориентирует их на защиту ее единства;

5) помогает изжить внутр. напряж-ть и избавиться от фрустрации;

6) позволяет членам семьи раскрыть лучшие качества своей личности и завоевать авторитет в семье.

Конструктивная функция конфликта начинает осуществляться тогда, когда супруги или любые другие спорящие стороны обладают навыками конструктивного поведения в конфликтной ситуации. Если этого нет, то усиливается деструктивная функция конфликта. Деструктивная ф-ция зал. в том, что на уровне личности по мере нарастания ощущения неразрешимости конфликта последний может приводить к все более нарастающему ощущению психологического дискомфорта. Нарастающий психологический дискомфорт, по мере того как конфликт начинает принимать все более затяжной и де­структивный характер, побуждает супругов более активно искать конструктивные пути выхода из конфликтной ситуации.

11. Цели и этапы оказания психологической помощи семье в рамках структурной модели консультирования семьи.

Коротко их можно определить как воссоздание семейной структуры и иерархии. Раскроем это более подробно:

1) Создание эффективной иерархической структуры в семье, в которой родители являются авторитетом для детей.

2) Создание эффективной родительской коалиции, в которой родители поддерживают друг друга при предъявлении требований детям.

3) Расширение субсистемы детей в субсистему сверстников, побуждение к общению вне семьи.

4) Создание отвечающих возрасту детей условий, для экспе­риментирования с автономией и независимостью.

5) Обособление субсистемы пары от субсистемы родителей.

6) Коммуникация в семье должна строиться по определенным правилам.

7) Отец должен играть главенствующую роль в семье.

8) Доминирующий аффект, связанный с проверкой прочности линий власти в семье, агрессией, соперничеством должен смениться на чувства, связанные с заботой друг о друге.

Этапы:

1) Психолог включается в семью и занимает в ней позицию лидера, признавая ценности семьи и приспосабливаясь к ее стилю жизни.

2) Изучение структуры семьи, особенностей коммуникации в семье, аффективной системы.

3) Трансформация структуры семьи через: а) демонстрацию иного стиля общения; б) интерпретацию семье ее структуры; в) рекомендацию изменить действие и сразу же это повторить и т. д.

12. Стратегическая модель работы с семьёй

Теоретик. воззрения на процессы, происходящие в семье, у представителей данного подхода в целом совпадают с теми, кот. хар-ны для представителей структурной модели. Отличия от других подходов заключаются в практике работы. После длинной и серьезной диагностики семьи одному или нескольким членам семьи дается достаточно краткое и понятное инвариантное предписание, т. е. очень четкая и не допускающая никаких изменений инструкция относительно того, что и как он должен сделать. И вот эти действия клиента в случае точного их выполнения должны преобразовать структуру семьи т. образом, что симптомы затруднений исчезнут.

Подчас это предписание дается в виде парадоксальной инст­рукции: клиенту предписывают делать именно то, что по расхожим представлениям, согласно логике здравого смысла в этой ситуации делать не следовало бы. Делается это для того, чтобы конструктивно использовать сопротивление клиента оказанию воздействия. Например, если девушка употребляет наркотики с целью отстоять свою самостоятельность и независимость от родителей, то ей предписывается продолжать их принимать и дальше, даже в больших количествах, потому что, как ей объясняется, ее пристрастие к наркотикам спасает родителей от скуки и деструктивных конфликтов между собой. Делается же это, конечно, совсем не для того, чтобы девушка продолжала принимать наркотики, а для того, чтобы она назло родителям и терапевту, который рекомендовал ей продолжать принимать наркотики, решила их не принимать, т. е. стала делать совсем не то, чего требует терапевт. Конечно же, парадоксальные техники - не панацея от всех бед, но подчас умелое и к месту использование парадокса приносит свои положительные результаты.

Палаззоли описала тип семьи с мягким, покладистым отцом и активной, напористой матерью. Дети в такой семье склонны делать вывод, что мать постоянно нападает на отца, а отец не знает, как от нее защититься. Ребенок решает помогать отцу и начинает своим девиантным поведением демонстрировать отцу, как ему надо бороться с матерью. Для коррекции девиант. пов-я ребенка родите­лям в таких семьях тайно от ребенка дается инвариантное предписа­ние: в опред. время и на опред. срок, с определенной степенью регу­лярности, никому и ничего не объясняя, покидать семью. По возвращ. родители не дают объяснений. Ребенок оказ. перед фактом: родители на самом деле заодно, у них есть общие тайны. Это побужд. его перестать бороться с матерью на стороне отца и начать жить своей, независимой от отношений родителей эмоц. жизнью. В рез-те девиантное поведение, если оно действительно опред. спецификой этой сем, ситуации, сокращается или сходит на нет.

13. Основанная на опыте модель работы с семьёй.

Работа психолога с клиентом должна помочь клиенту пережить «здесь и сейчас» новый опыт, помогающий членам семьи стать более гармоничными, интегрированными, творческими личностями, что должно изменить их отношения в семье. Важно, чтобы члены семьи захотели пережить этот опыт еще.

Концептуальные основы работы. Согласно К. Витакеру, дисфункциональная семья отрицает те импульсы, которые спонтанно возник, у ее членов, старается эмоции и их выражение втиснуть в уже установленные ранее рамки, т. е. общение в ней ригидное, а не спонтанное. Это, с точки зрения К. Витакера, происх. потому, что семья верит в миф, что открытый конфликт может разрушить семью. Это привод, к тому, что семья застревает в какой-то точке своего становления и не может дальше совершенствоваться. Витакер прово­цирует семьи на конфликт, считая, что они обладают потен­циальными ресурсами для самосохранения. Он подводит супругов к тому, что они должны принять различия друг др. и их согласовать.

Методы работы из арсенала Карла Витакера:

1. Витакер любит собирать вместе расширенные семьи (по 15-20 человек и более). 2. Витакер внутренне солидаризируется то с одним членом семьи, то с другим. 3. Большое значение придает восстановлению в семье ведущей роли супруга, отца. 4. Витакер демонстрирует конструктивное поведение, рассказывая подчас интимнейшие подробности своих переживаний, биографии, чтобы побудить к этому остальных членов семьи, вывести, таким образом, семью на опыт открытого общения. 5. Симптомы несогласия, затруднений расцениваются как предпосылки к совершенствованию. 6. Для того чтобы побудить членов семьи к открытому общению, Витакер порой пытается моделировать фантастические альтернативы для достижения реального ощущения стресса и вовлекает в это творчество всю семью. 7. Иногда парадоксально увеличивает значе­ние симптомов, усиливает чаяния консультируемых, и в то же время предлагает им самим найти творч. решение, отважиться и рискнуть.

Интерпретации Витакером семейных ситуаций и конкретные задачи, которые он ставит перед собой в процессе работы по отношению к семье, вполне согласуются с теоретическими основами структурной модели консультирования семьи.

14. Социометрическая техника работы с семьёй.

Социометрическими эти техники называются потому, что позволяют графически или пространственно отобразить структуру социальных взаимоотношений в семье. В этом плане они нацелены на измерение, исследование, описание, репрезентацию и познание типичных форм взаимоотношений людей в семье.

Семейная скульптура. Одному из членов семьи предлаг-ся расставить членов своей семьи или персон, их символизирующих, таким образом, чтобы это отражало типичные формы взаимоотнош. в семье. Иногда «скульптора» просят придумать для каждого члена семьи слово или фразу, которые лучше всего хар-ли бы его повед. Членам семьи следует затем последовательно их произнести.

После создания «скульптуры» психолог может задавать членам семьи следующие вопросы или делать следующие предложения:

1. Придумайте название вашему произведению, (вопрос «скульптору», раньше всех других вопросов). 2. Как вы чувствуете себя на этом месте среди ваших родственников? и др.

Семейная хореография. Предст. собой развитие техники «Семейная скульптура. Члены семьи должны показать сцену без слов, в которой была бы изображена актуальная ситуация в данной семье. Каждого члена семьи просят так разместиться в пространстве комнаты, чтобы это наилучшим образом показало проблему семьи. Затем им предлагают изобр. идеальн. ситуацию в их взаимоотнош-ях, как она им видится в данный момент. Затем психолог помогает оживить сцену, проиграть ее. Идеальная ситуация также разыгрывается семьей. При этом психолог работает с каким-нибудь одним членом семьи, обращаясь к нему с просьбой изобразить его реальную и идеальную позиции в семейной системе. Вопросы: «Каково быть в этом положении в семье? Какие чувства возникают у данного члена семьи по отношению к другим членам семьи?»

Генограмма предст. собой построение и анализ некоей графической схемы, отражающей историю и особенности системы внутрисемейных отношений в семье клиента на протяжении последних трех-четырех поколений.

Также использ. методики: Ролевая карточная игра, Семейное пространство, Соломенная башня и др.

15. Метод расстановок по Б. Хеллингеру в работе с семьями соединив в нем два базовых положения: 1) Феноменологический подход - следование тому, что проявляется в работе, без предварительных концепций и дальнейших интерпретаций.2) Сис­темный подход - рассмотрение клиента и заявленной им темы для работы в контексте взаимосвязей клиента с чл. его семьи (системы).

Работа методом семейных расстановок Берта Хеллингера состояла в том, что в группе выбирались участники - заместители членов семьи клиента и расставлялись в пространстве с использованием очень сдержанных выразительных средств - только направление взгляда, без каких-либо жестов или позы.

Хеллингер открыл, что при медленной, серьезной и уважительной работе ведущего и группы заместители членов семьи чувствуют то же, что и их реальные прототипы, несмотря на то, что они не знакомы и какая-либо информация о них отсутствует.

Этот феномен был назван «заместительским восприятием», а то место, откуда приходит информация - полем (знающим полем или морфическим полем - термин Руперта Шелдрейка.

В процессе накопления опыта и наблюдений Берт Хеллингер находит и формулирует несколько действующих в системах законов, нарушение которых приводит к явлениям («динамикам»), предъявляемым клиентами как проблемы. Следование законам, первый опыт которого клиент получает в расстановке, позволяет' восстановить порядок в системе и способствует облегчению системной динамики и разрешению предъявленной проблемы. Эти законы получили название Порядки Любви.

С какими проблемами работает метод расстановок Хеллингера?

В 1-ю очередь с перенятыми чувствами — вытесненными, не до конца переж., заблокир. или запрещенными общ-вом чувствами, кот- е испытывали наши предки. Чел-к не осозн. природы этих чувств, он восприн. их как свои собств, так как часто просто вырастает в их «поле», впитывает с молоком матери. Многие оставляют все как есть, подавляя чувство, но оно вновь появится уже у кого-то из их детей. И будет появляться вновь и вновь до тех пор, пока в семейной системе не будет найден источник и адресат перенятого чувства. Метод сем. расстан. позволяет как бы вернуться в прошлое и заново пережить те чувства, которые переживали наши предки. Он дает возможность беспристрастно взглянуть на происходившее, вернуть нашим предкам их достоинство и увидеть решение тех проблем, которые мы переживаем сейчас.

16. Проективные техники и их использование в практике семейного консультирования («Если бы я был...», «Завершение предложения», «Семейное кукольное интервью») Техника семейного кукольного интервью дает много возможн. для наблюд. как видимых, так и скрытых путей взаимодействия членов семьи друг с другом. Выбор кукол, конфликты, выраженные в фантазиях, обсуждение после спектакля, когда членов семьи просят дать свои свободные ассоциации по поводу пьесы, изучение вопроса о том, какое отношение имеет разыгранная история к функционированию семьи, - все это помогает понять внутрисемейные взаимоотношения. Конфликт между персонажами драматизируемой истории отражает фантазии членов семьи, форма и содержание кот., как правило, вращаются вокруг одной или неск. тем, что часто представляет собой символический ответ на подспудно присутствующий у психотерапевта вопрос семье: "Зачем вы сюда пришли?" Эта методика в наиб, степени подх. семьям с детьми от 5 до 12 лет, которым трудно прямо говорить с терапевтом о своих сем.проблемах, в том числе, связ. с насилием в семье.

"Если бы я был..." представляет собой игру, в основе кот.лежит задание завершить незаконченные предложения. Члены семьи обозначают самих себя или друг друга теми или иными неодуш. предметами - метафорами данного индивида, что помогает им сосредоточ. на том, кем данный чел-к в действительности является или может быть в идеале. Это же раскрывает психотерапевту роль, которую в представлении какого-то конкретного ч-ка он играет в своей семье и в общ-ве в целом. Сем. терапевт использует данную технику и для того, чтобы справиться с трудностями в работе с "невербальной" семьей или взять под контроль "заинтеллектуали- зированные" разговоры в семье. Психотерапевт мож. давать прово­цирующие фразы, направл. на выявление проблем, связ. с абьюзом. Завершение предложения. Данная техника является одновременно диагностическим и терапевтическим средством. Клиенты, сопротивляющиеся выражению своих чувств, будут более свободно делать это, завершая незаконченные предложения. Такие предлож-я косвенно поощр. клиентов давать проекции, отражающие внутр. мир ч-ка, специфику восприятия им событий, людей и внеш. действит-ти. При этом более ясно открываются как сознательные, так и бессознат. психические особ-ти клиентов. Клиницист может использ. любые основы предложений, соотв. конкр.случаю. Можно использ. некот..фразы, позвол. спроецир. ситуации травмы, абьюза (насил.)

17. Опросники «Анализ семейного воспитания» (АСВ), «Родителей оценивают дети» (РОД) и их использование в

практике работы с семьями.

Э.Г. Эйдемиллер разработал опросник АСВ («Анализ семейного воспитания», «Анализ семейных взаимоотношений»), шкалы которого позволяют выявлять около 20 наиболее распространенных отклонений в воспитании ребенка родителями. Описано 5 наиболее устойчивых сочетаний высоких показателей по шкалам этого опросника, кот. приводят к психогенным наруш. у ребенка. Существуют вар-ты для родителей, имеющих детей от 3 до 10 лет и от 11 до 21 года.

Опросник состоит из 130 утверждений, касающихся воспитания детей. Результаты отображаются по 20 шкалам. Из них первые 11 шкал касаются стиля семейного воспитания. 12, 13, 17 и 18-я шкалы позволяют получить данные о структурно-ролевом аспекте жизнедеятельности семьи. 14 и 15-я шкалы дают представление о системе взаимных влияний. 16, 19 и 20-я шкалы говорят о механизмах семейной интеграции. Шкалы: Гиперпротекция, Гипопротекция, Потворствование, Игнорирование потребностей ребенка, Чрезмерность требований-обязанностей, Недостаточность требований-обязанностей ребенка, Чрезмерность требований- запретов, Недостаточность требований-запретов к ребенку, Чрезмерность санкций, Минимальность санкций, Неустойчивость стиля воспитания, Расширение сферы родительских чувств, Предпочтение в подростке детских качеств Воспитательная неуверенность родителя, Фобия утраты ребенка, Неразвитость родительских чувств, Проекция на ребенка собственных нежелатель­ных качеств, Вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания, Предпочтение мужских качеств (ПМК), Предпочтение женских качеств (ПЖК).

Методика РОД («Родителей оценивают дети») создана на базе методики АСВ И.А. Фурмановым и A.A. Аладьиным. Здесь уже на вопросы опросника отвечают не родители, а их дети. Оценочные шкалы опросника в целом те же, что и у опросника АСВ, только их меньше (18 шкал). Отсутствуют шкалы ПМК и ПЖК. Методика стандартизирована на выборке подростков от 12 до 16 лет

18. Проективная методика «Рисунок семьи» и её использование в практике семейного консультирования.

«Рисунок семьи» в первую очередь предназначен для выявления особенностей внутрисемейных отношений и эмоциональных проблем. На основе выполненного изображения, комментариев и ответов клиента на вопросы психолога, касающегося рисунка, эта методика раскрывает его чувства к тем членам семьи, которых он считает самыми важными, чье влияние, как положительное, так и отрицательное, для него наиболее значимо.Испытуемому предлагают лист белой бумаги, ручку или простой карандаш. Ластик использ.не реком. Допустимо использовать различные варианты инструкций: «Нарисуй свою семью,Нарисуй свою семью в виде

метафоры, образа, символа, который выражает ее особенности».

В протоколе отмеч. последоват. рисования персонажей и предметов, паузы более 15 с, попытки исправл. деталей, спонтанные комментарии, эмоц. реакции и их связь с содерж. изображ-я.

После выполнения задания обычно задаются следующие вопросы: «Кто тут нарисован?», «Где они находятся?», «Что они делают?», «Какое у них здесь настроение?», «О чем они думают?» и т. д. При опросе психолог должен стараться выяснить смысл нарисованного: чувства к отдельным членам семьи; причины, ко­торые заставили не изображать кого-то из них (если так произошло) или, напротив, нарисовать лиц, к семье не принадлежащих. Прямых вопросов следует избегать, на ответах не настаивать, так как это может вызвать тревогу и спровоцировать защитные реакции.

Рисунки оцениваются качественно. Для их интерпретации рекомендуется собрать семейный анамнез. На основании таких рисунков можно определить следующее: 1. Особенности внутрисемейных отношений и эмоционального самочувствия в семье. 2.Особенности состояния клиента во время рисования.3. Степень изобразительной культуры, стадию изобразительной деятельности, на которой находится клиент.

След. обрат, вним. на примитивность изображ. или, напротив, на четкость и выразит, образов, изящество линий, эмоц. выраз-ть. При интерпретации рисунков всегда следует обращать внимание на те случаи, когда нарисовано больше или меньше членов семьи, чем это есть на самом деле.

19. Проективная методика «Родительское сочинение» и её использование в практике семейного консультирования.

По результатам методики «Родительское сочинение» становится возможным выявление родительской позиции в семьях дошкольников, сложившегося образа ребенка у родителя, особенностей восприятия и переживания родителем характера отношений и взаимодействия с ребенком. Методика позволяет также получить данные об индивидуально-личностных особенностях родителя.

В используемом нами модифицированном варианте методики «Родительское сочинение» в форме незаконченных предложений особенности родительской позиции выявляются по одиннадцати шкалам: «Открытая», «Сравнительная оценка ребенка», «Значимые характеристики ребенка», «Позитивные особенности ребенка», «Идеальные ожидания», «Возможные страхи, опасения», «Реальные требования», «Причины трудностей», «Анамнестические данные», «Интересы, предпочтения ребенка», «Ситуация "Мы- взаимодействия"». Например, «Открытая» шкала: Когда я думаю о своем ребенке, то... Скорее всего, он/она... Я всегда замечал(а)...

На основе анализа предл-й делается вывод о типе взаимод. род. с ребенком: конфликтный, гармоничный, дистантный, родитель-диктатор, ребенок-диктатор.

20. Методики РАRУ и ОРО (опросник родительского отношения) и их использование в практике семейного консультирования

РАRУ. Предмет диагностики: Измерение родительских установок и реакций. Направлен на изуч. наиб, общих особенностей воспитания. Затрагивает не только сферу взаимоотнош. родителей с ребенком, но и отражает позицию в межсупружеских отношениях. Включ. 115 утверждений, кас-ся сем. жизни и воспитания детей. В него заложены 23 шкалы, в каждой из шкал по 5 вопросов. Есть шкалы, связанные между собой. Утверждения в опроснике расположены так, что они повторяются в шкале через каждые 23 пункта. Шкалы: 1. Предоставление ребенку возможности высказаться. 2. Оберегание ребенка от трудностей. 3. Ограничение матери ролью хозяйки дома. 4. Подавление воли ребенка. 5. “Жертвенность” родителей. 6. Страх причинить вред ребенку. 7. Супружеские конфликты. 8. Строгость родителей. 23. Необходимость посторонней помощи в воспитании ребенка и др.

ОРО. Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств и поступков взрослых людей по отношению к детям. С психологической точки зрения родительское отношение - это педагогическая социальная установка по отношению к детям, включающая в себя рациональный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Все они в той или иной степени оцениваются при помощи опросника, составляющего основу данной методики. 61 вопрос опросника составляет пять следующих шкал, выражающих собой те или иные аспекты родительского отношения: 1. Принятие - отвержение ребенка. Эта шкала выражает собой общее эмоционально положительное (принятие) или эмоц. отрицательное (отвержение) отнош. к ребенку. 2. Кооперация. Эта шкала выражает стремление взрослых к сотрудничеству с ребенком, проявл. с их стор. искренней заинтересов-ти и участие в его делах. 3. Симбиоз. Вопросы этой шкалы ориентир, на то, чтобы выяснить, стремится ли взрослый к единению с ребенком или старается сохранить между ребенком и собой психол. дистанцию, т.е. контактность ребенка и взрослого человека. 4. Контроль. Данная шкала хар-ет то, как взрослые контролируют повед. ребенка, насколько они демократичны или авторитарны в отнош-ях с ним. 5. Отношение к неудачам ребенка показывает, как взрослые относ, к спос-тям ребенка, к его достоинствам и недостаткам, успехам и неудачам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: