Стадии правотворчества

Правотворчество.

Понятие правотворчества. Виды и принципы правотворчества.

Систематизация законодательства.

Юридическая техника

1.

Правотворчество – это деятельность компетентных государственных органов по формированию нормативных правовых актов.

Виды правотворчества

в зависимости от субъектов, наделенных правотворческой компетенцией

Ø правотворчество народа, осуществляемое им в процессе референдума

Ø правотворчество государственных органов всех трех ветвей власти

по способу придания юридической силы нормативному акту

Ø правотворчество самого государственного органа,

Ø делегированное правотворчество, когда государственный орган часть своих правотворческих функций делегирует другому государственному органу,

Ø санкционированное правотворчество, при котором государственный орган утверждает нормы, принятые негосударственными организациями, в частности в процессе регистрации уставов общественных организаций

в зависимости от юридической силы нормативного акта

Ø законотворчество – правотворчество высшего представительного органа власти создающего законы,

Ø подзаконное правотворчество – специальная деятельность всех других органов власти в результате чего появляются подзаконные нормативные правовые акты.

Принципы правотворчества.

1. Демократизм правотворчества проявляется в участии граждан в правотворческом процессе. Этот принцип воплощается в таких формах как референдум, как вынесение на всеобщее обсуждение в средствах массовой информации наиболее важных законов, да и деятельность самого парламента

2. Принцип законности предполагает соблюдения процедуры принятия нормативных правовых актов в пределах компетенции правотворческого органа.

3. Принцип своевременности, понимается как точное определение момента подготовки и принятия нормативного правового акта, соответствующего социальной потребности, готовности общественных отношений к их правовому регулированию, принцип профессионализма, требующий от субъектов правотворчества особого уровня правовой культуры.

4. Принцип исполнительности, который позволяет принимать такие нормативные правовые акты, который могут реально действовать, т.е. опираться на реальные экономические, финансовые, кадровые, организационные, юридические условия.

Принцип гласности

Стадии правотворчества

1. Планирование нормотворческой деятельности;

2. Нормотворческая инициатива;

3. Подготовка проекта нормативно-правового акта;

4. Принятие (издание) нормативно-правового акта;

5. Включение нормативно-правового акта в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь;

6. Опубликование нормативно-правового акта.

Принятие решения об издании нормативно-правового акта В соответствии с Конституцией право законодательной инициативы при­надлежит Президенту, депутатам Национального собрания, Правительству, а также гражданам, обладающим избирательным правом, в количестве не менее 50 тыс. человек.
Разработка проекта, нормативно-правового акта и его согласование На этом этапе проводится экспертная оценка предложенного проекта, отработка его текста. Эта деятельность осуществляется в комиссиях и комитетах парламента с привлечением специалистов-практиков.
Обсуждение и принятие нормативно-правового акта Рассмотрение проекта может осуществляться в нескольких чтениях. После пер­вого обсуждения вносятся дополнения и замечания для подготовки проекта ко второму чтению. В результате второго обсуждения законопроект может быть принят или воз­вращен на доработку. После принятия законопроекта в нижней палате его передают на утверждение в верхнюю палату - в Совет Республики.
Опубликование нормативно-правового акта и введение его в действие Подписанные главой государства законы публикуются в специальном издании «Ведомости Национального Собрания Республики Беларусь», а также газетах «Звязда» и «Народная газета». Акты Президента и Правительства публикуются в таких изданиях, как «Собра­ние декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Бела­русь», газета «Советская Белоруссия». Все принятые нормативно-правовые акты подлежат опубликованию в Нацио­нальном реестре правовых актов Республики Беларусь.

2.

Систематизация законодательства –целенаправленная деятельность государственных органов, не государственных организаций, отдельных лиц по упорядочению, усовершенствованию, нормативно правового материала, приведению его в определенную внутреннюю согласованную систему.

Современная юридическая практика различает такие виды систематизации НПА как:

1. Инкорпорация – вид систематизации, при которой нормативно-правовые акты подвергаются только внешней обработке и размещаются в определенном порядке. (Например: Ведомости Национального собрания РБ, Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства РБ).

Виды:

Официальная – издание унифицированных сборников, собраний актов органами, принявшими эти акты.

Неофициальная – осуществляется научными и другими учреждениями, организациями, специалистами по их собственной инициативе (Например: Сборник нормативных актов о предпринимательстве).

2. Кодификация – вид систематизации, который предполагает не только внешнюю обработку нормативно правового материала, но и изменение его содержания в процессе создания кодифицированных актов.

При кодификации происходит существенная переработка нормативно правового материала: отмелются устаревшие юридические нормы, разрабатываются новые, устраняются пробелы в законодательстве, выявляются противоречия между актами. В настоящее время наиболее распространенными формами кодификации являются: кодексы, уставы, положения, правила.

3. Консолидация - вид систематизации, при которой несколько близких по содержанию нормативно-правовых актов сводится в один укрупненный акт с целью преодоления множественности НПА и обеспечения единства правового регулирования (Например: Национальный реестр правовых актов РБ).

4. Учет нормативных актов. Выделяют различные виды учета. Журнальный учет – это фиксация реквизитов нормативных актов в специальных журналах. Такой учет может вестись по хронологическому, алфавитному или системно-предметному принципам. Другая, учета законодательства – карточный учет. Это создание разного ряда картотек, то есть системы карточек, расположенных по определенной системе. Карточки могут располагаться по хронологическому, алфавитному или предметно-отраслевому принципам. Автоматизированный учет законодательства – это учет на базе применения современной компьютерной техники и новейших достижений информатики. Существуют и такие поисковые системы, как ЮрИнформ, Консультант-Плюс, Гарант, Кодекс и др.

3.

Юридическая техника – это совокупность правил разработки, оформления, публикации и систематизации нормативных правовых актов.

Условно процесс разработки законопроекта может быть разбит на три последовательных стадии: подготовительную, основную и заключительную.

Подготовительная стадия составления законопроекта заключается в выяснении необходимости законодательного регулирования отношений, составляющих предмет предполагаемого законопроекта.

Основная стадия разработки законопроекта заключается в письменном изложении текста законопроекта в соответствии с определенными требованиями.

Можно выделить следующие правила юридической техники (они носят рекомендательный характер, но, тем не менее, являются общепризнанными правилами):

1. Законопроект должен содержать лишь один предмет регулирования, отражаемый, как правило, в наименовании законопроекта.

2. Логическая последовательность изложения текста акта. Вначале требуется изложение норм материального права, затем процессуальных норм; сперва общих, а после – конкретизирующих. Следует избегать ненужных повторений правовых предписаний.

3. Максимальная краткость и компактность изложения нормативного материала. Закон не может предусмотреть все конкретные ситуации, поэтому он не должен носить излишне детализированный характер. В то же время краткость и лаконичность изложения текста не должна приводить к использованию чересчур общих и абстрактных формулировок. Нельзя допускать возможности двойного толкования некоторых статей и норм.

4. Использование специального языка законопроекта, терминов и дефиниций. При разработке законопроекта предпочтительно ориентироваться на тот круг лиц, которые будут использовать данный закон в своей повседневной практике.

Заключительная стадия завершает процесс разработки законопроекта. На данной стадии разработчику необходимо внимательно перепроверить насколько законопроект отвечает всем вышеизложенным требованиям и подготовить все необходимые материалы для внесения законопроекта в Палату Представителей Национального собрания РБ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: