Проверка расчетов по претензиям

В ходе ревизии (аудита) расчетных операций немаловажное значение имеет проверка расчетов по претензиям за невыпол­нение договорных обязательств.

В организации могут возникать претензии:

- к поставщикам и подрядчикам в связи с несоблюдением цен и тарифов, предусмотренных договорами; обнаружением арифметических ошибок в расчетных документах; несоответст­вием качества поставленных ценностей стандартам или техни­ческим условиям и др.;

- к транспортным организациям за недостачу и порчу груза в пути;

— к банку по суммам, ошибочно списанным со счетов орга­низации;

— по санкциям (штрафы, пени, неустойки) за несоблюде­ние договорных условий, признанных плательщиками или при­сужденных хозяйственным судом.

Претензии нередко предъявляют также самой организации по различным основаниям.

Учет таких расчетов ведется на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» субсчет 3 «Расчеты по претензиям».

При их анализе ревизору (аудитору) следует обратить внимание на следующие вопросы:

- своевременность и правильность оформления претензион­ных документов;

- обоснованность предъявленных претензий к проверяемой организации;

- правильность корреспонденции счетов;

- правильность ведения аналитического учета в разрезе каж­дой предъявленной претензии.

Проверяющий должен знать, что претензии предъявляются в письменной форме с указанием требований заявителя, суммы претензии и ее расчета, фактов, на которых основаны требова­ния, доказательств, подтверждающих требования со ссылкой на соответствующие нормативные акты, и должны содержать пере­чень прилагаемых документов.

Претензия отправляется заказным или ценным письмом, по факсу или вручается под расписку и рассматривается в течение 30 дней, если иной срок не установлен договором. Ответ на пре­тензию дается в письменном виде. При полном или частичном отказе в удовлетворении претензии или неполучении в срок от­вета на нее заявитель вправе предъявить иск в хозяйственный суд.

При проверке реальности сальдо субсчета 76.3 ревизор (ау­дитор) выясняет:

- отсутствие в учете сумм по претензиям с истекшим сроком исковой давности;

- наличие претензий, предъявленных с нарушением сроков, предусмотренных в договоре;

- наличие претензий, не подтвержденных документально. Путем изучения первичных документов и учетных регистров

по субсчету 76.3 проверяющему предстоит выяснить, не скры­ваются ли под видом расчетов по претензиям суммы недостач и потерь товарно-материальных ценностей, не возмещенных ор­ганизации в установленном порядке и по которым отсутствуют документы, дающие право на списание, а также факты хище­ний ценностей должностными лицами. Следует, кроме того, ус­тановить, не проводились ли внутренние расследования с це­лью выявления лиц, виновных в возникновении претензии к организации, и взыскивался ли с них причиненный ущерб.

При проверке правильности и своевременности отражения в учете расчетов по претензиям следует иметь в виду то, что сум­мы предъявленных претензий в основном должны быть отраже­ны в учете по факту предъявления (начисления), а в случаях предъявления претензий за брак, простои и по штрафам, пеням, неустойкам, взыскиваемым с поставщиков, покупателей и др. виновных лиц только при условии их признания платель­щиком или присужденных судом следующей записью:

Д-т 76.3 «Расчеты по претензиям»;

К-т 10, 26, 41, 60, 92.

С сумм штрафов, пеней, неустоек, полученных за наруше­ние договорных обязательств, должен быть начислен НДС.

Погашение задолженности по претензиям проверяется по данным платежных документов и выписок банка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: