вопрос. Экономическая теория французской социал-демократии

В первые послевоенные года под давлением левого крыла ряда партий Социалистического Интернационала в программные документы были включены требования расширения государственного сектора. Наиболее радикальную программу демократической национализации разработала (в союзе с коммунистами) Французская социалистическая партия.

С 1981 г. после прихода социалистов к власти были приняты меры по

реализации этой программы. Однако национализацию нельзя считать основным средством реализации социал-демократических установок. С конца 80-х гг. большинство государственных предприятий во Франции функционируют в том же режиме рыночной конкуренции, что и предприятия частного сектора. Значительная их часть прошла реприватизацию.

Французские социалисты не считают больше

национализацию альтернативой рыночной экономике. Рыночные механизмы рассматриваются как условие формирования «здоровой» экономики, но «глобальным регулятором» провозглашается план, который определяет ориентиры развития, обеспечивает социальную ориентацию, определяет условия экономического равновесия, является средством борьбы с кризисами, основным стабилизатором экономики.

6 вопрос. Экономические аспекты программы Социнтерна

Концепция демократического социализма остается в центре

демократической идеологии и в интерпретации партий Социалистического Интернационала. В данный момент он основывается на тех же ценностях, что и в момент его создания. Мировой опыт убедил социал-демократов, которые ни частная, ни государственная собственность не гарантируют сами по себе экономической эффективности и социальной справедливости. Поэтому социал-демократия, как и раньше, выступает за

смешанную экономику (соединение национализированного, кооперативного и частного секторов), но под эффективным демократическим контролем.

К числу мер общественного контроля над экономикой поныне

программные документы относят:

- демократическую, общедоступную и децентрализованную производственную политику;

- общественный контроль над инвестициями, защита социальных и общественных интересов;

- участие трудящихся в общем принятии решений на уровне компании и производственном уровне, а также участие профсоюзов в разработке национальной экономической политики;

- государственные предприятия с демократическими формами контроля и управления в тех случаях, когда необходимо предоставить правительству возможность решать приоритетные социальные и экономические задачи.

Важные меры предполагаются для реформирования мирохозяйственных связей:

- демократизация мировых финансовых институтов и экономической системы, которая позволяет принимать участие в их деятельности всем странам;

- международный контроль и надзор за деятельностью транснациональных корпораций, в том числе международные права профсоюзов в отношениях с такими предприятиями.

Все указанные принципы отображают не только теорию, но в значительной мере и реальную экономическую политику в тех случаях, когда социал-демократы находятся у власти. Критики «слева» нередко упрекают социал-демократов в том, что они стоят на позициях «управления капитализмом», идеализируют «социальное партнерство» труда и капитала. Но нельзя не видеть того, что деятельность социал-демократических партий по защите интересов трудящихся приносит свои плоды. Не случайно в странах Западной Европы, где влияние этих партий наиболее ощутимо, за них регулярно голосует 30-40% избирателей. В наше время движение к «демократическому социализму» согласно идейным концепциям международной социал-демократии выступает как реальная левая альтернатива современному консерватизму.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: