Осознание значимости потери — это один из ключевых этапов переживания утраты, в котором консультант может сыграть свою посредническую функцию. Задача консультанта состоит в том, чтобы самому понять значение утраченного человека в жизни клиента, а это в свою очередь проясняет это значение для самого клиента. Возможно, это самое экологичное направление работы с людьми, переживающими или уже пережившими утрату близкого человека. Несмотря на то, что эта работа может быть достаточно болезненна, тем не менее она отражает естественный процесс осознавания потери, проходящий в душе переживающего эту потерю человека.
Помощь в понимании значимости потери проходит через три этапа:
1) описание человека, его характера, внешности, привычек, ситуаций и т.д.;
2) значение этого человека в прошлом, настоящем и будущем клиента;
3) подведение итогов — осознание значимости потери.
Таким образом, цель работы консультанта заключается в осознании клиентом значимости потери. Эта цель достигается с помощью вопросов, направленных на описание человека и его значение (примеры этих вопросов приведены ниже), а также с помощью обратной связи, то есть вербализации консультантом своего понимания значимости потери.
При задавании вопросов консультанту лучше придерживаться естественной схемы: «прошлое — настоящее — будущее». Это означает, что консультант начинает с наименее болезненных вопросов, касающихся прошлого, и только после этого он задает вопросы о настоящем и будущем, которые являются ядром переживаний, связанных с потерей.
Примерные вопросы консультанта, направленные на описание человека
· Расскажите об этом человеке. · Какой он был, какой у него был характер, чем он занимался и т.д. · Что вы вспоминаете сейчас, думая об этом человеке? · Как вы его вспоминаете, какие эпизоды, ситуации, слова, поступки? · Что в нем нравилось, что не нравилось? |