Раздел 1. Характеристики, структура и содержание учебной дисциплины

КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТЕЙ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ

основной образовательной программы высшего профессионального образования

«Психология»

подготовки по направлению 030300.62 – «Психология»

по профилю:

для получения квалификации (степени): бакалавр психологии

код дисциплины ЕН.Ф.04 по учебному плану ___________, форма обучения очная

виды промежуточной аттестации: зачетов - нет, экзаменов - 1

Трудоемкость учебной дисциплины: 3 зачетных единицы

Санкт-Петербург


Раздел 1. Характеристики, структура и содержание учебной дисциплины

1.1. Цели и результаты изучения дисциплины

Обучение по данной рабочей программе учебной дисциплины является составной частью основной образовательной программы (ООП) по направлению 030300 – Психология с присвоением квалификации (степени) – бакалавр психологии. Данная рабочая программа учебной дисциплины реализуется на основе требований компетентностно-ориентированного учебного плана и направлена на приобретение студентами ряда культурных, личностно-ориентированных и профессиональных компетенций, необходимых для успешной деятельности психолога при оказании помощи личности или семье с девиантным поведением.

Проблема отклоняющегося поведения представляется одной из наиболее сложных и актуальных в настоящее время. Данное обстоятельство связано с междисциплинарным характером понятия «отклоняющееся поведение», а также его сопряженностью с понятием «норма», границы которой оказываются весьма изменчивыми в условиях кардинальных социально-экономических перемен. За последнее десятилетие уровень социальных девиаций в России возрос в десятки раз. Прежние - идеологический и клинический подходы к девиантному поведению требуют серьезного переосмысления.

Исходя из этого в данной программе поставлены следующие цели и задачи.

Целью учебной дисциплины является формирование системы научно обоснованных представлений о современном состоянии проблемы девиантности и девиантного поведения, а также совокупности профессионально-важных умений и навыков, необходимых для оказания психологической помощи личности с девиантным поведением.

Задачи:

1) развитие системного взгляда на сущность (факторы и механизмы) девиантности и девиантного поведения личности как социально-психологического феномена;

2) формирование представлений о социально-психологической характеристике и клинической картине отдельных видов девиантного поведения;

3) формирование представлений о методах изучения девиантности и девиантного поведения;

4) формирование навыков диагностики девиантности и девиантного поведения личности;

5) развитие представлений о современных методах превенции и интервенции отклоняющегося поведения;

6) формирование профессионально-важных навыков психологического консультирования по проблемам девиантного поведения;

7) развитие конструктивной профессионально-личностной позиции по отношению к проблеме девиантности и личности с девиантным поведением.

1.2. Язык обучения – русский

1.3. Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины

Данный курс является важным компонентом совокупности учебных мероприятий (программ, практик, семинаров), самостоятельной и научно-исследовательской работы студентов, обучающихся по направлению 030300 – психология. Дисциплина «Консультирование личностей с девиантным поведением» является обязательной в подготовке бакалавров психологии, ориентированных на оказание психологической помощи населению. Она тесно связана с такими дисциплинами, как «ГСЭ.Ф.08 - Социология», «УПР.Р.08 – Психология социальной работы», «СД.09 - Психологическое консультирование в наркологии», «ОПД.Р.03 - Юридическая психология», «СД.05 - Психологическое консультирование в кризисной службе», «ОПДФ.09 – Психодиагностика».

Студент, обучающийся по данной дисциплине, должен иметь знания, умения, навыки и компетенции, соответствующие полному среднему образованию. Для успешного изучения дисциплины «Консультирование личностей с девиантным поведением» студенты должны иметь базовые знания, умения, навыки по дисциплинам: «ГСЭ.Ф.05 - Культурология», «СД.01 - Консультативная психология», «СД.07 - Семейное консультирование», «ОПР.Ф.08 - Психология личности», «Клиническая психология», «СД.09 - Психотехнологии группового тренинга».

1.4. Перечень компетенций, формируемых при изучении дисциплины

Общекультурные компетенции:

ОК-3 - владение культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений;

ОК-4 - использование системы категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики

ОК-6 владение навыками анализа своей деятельности и умению применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции (для оптимизации) собственной деятельности и психического состояния;

ОК-7- восприятие личности другого, эмпатии, установлению доверительного контакта и диалога, убеждению и поддержке людей).

Профессиональные компетенции:

ПК-1 - реализации стандартных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развития, а также профессиональных рисков в различных видах деятельности;

ПК-2 - отбору и применению психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпретаций;

ПК-4 -осуществление стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий

ПК-5- выявление специфики психического функционирования человека с учётом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам

ПК-7- прогнозирование изменений и динамики уровня развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях.

1.5. Знания, умения, навыки, осваиваемые обучающимися при изучении дисциплины

В случае успешного освоения дисциплины студенты должны знать:

основные понятия и категории девиантологии (психологии девиантности и девиантного поведения);

основные концепции девиантности и девиантного поведения;

факторы и механизмы формирования девиантности и девиантного поведения личности;

специфику отдельных видов поведенческих девиаций;

сценарии девиантного развития личности;

внешнюю и внутреннюю мотивацию девиантного поведения личности;

современные диагностические, преветивные и коррекционные технологии психологической работы с девиантным поведением;

уметь:

проводить комплексный анализ девиантности и девиантного поведения личности;

выявлять систему взаимосвязанных факторов, детерминирующих девиантное поведение личности (социальные факторы, конституциональные предпосылки, ситуативные провокации и личностные причины девиантного поведения);

составлять программы профилактики отдельных видов девиантного поведения в для конкретных социальных групп;

устанавливать качественный психологический контакт с личностью с девиантным поведением;

проводить диагностическую и коррекционную работу с личностью с девиантным поведением;

работать с семьей;

иметь навыки:

диагностики видов и особенностей девиантного поведения;

психологического анализа девиантного поведения;

поведенческого интервью (поведенческого анализа), раскрывающего особенности и мотивацию девиантного поведения конкретной личности;

психологической коррекции девинтного поведения (эмпатического выслушивания клиента; снижения сопротивления; стимулирования мотивации позитивных изменений; угашения нежелательного поведения, подкрепления конструктивной активности)

1.6. Перечень и объем активных форм учебной работы по дисциплине

Для реализации цели и задач учебной дисциплины используется комплекс организационных форм в следующем соотношении: аудиторная работа – 50%; самостоятельная работа студентов – 50 %. Для стимулирования учебной мотивации и повышения качества подготовки студентов в ходе аудиторных (лекционных, семинарских и практических) занятий широко используются методы активного обучения: групповая дискуссия; выполнение творческого задания в малых группах; проектирование (разработка альтернативных проектов профилактических программ); моделирование (сценариев развития личности, консультативной ситуации); выступление с докладом по заданной теме; анализ литературных произведений и видеопродукции; прочее.

Особое внимание уделяется творческой самостоятельной подготовке студентов. Для этого учащимся предлагаются необходимые методические материалы, а также серия заданий, позволяющих организовать систематизацию и отработку знаний, полученных в ходе аудиторных занятий. В качестве обязательных заданий предлагаются: конспекты первоисточников; разработка и защита собственной рабочей концепции девиантного поведения (на основе существующих теорий); проведение самоанализа любой формы отклоняющегося (нежелательного поведения) на основе предложенной схемы поведенческого интервью; выбор и обоснование одной или нескольких техник работы с девиатным поведением личности в формате психологического консультирования.


1.7. Виды учебной работы

Трудоёмкость, объёмы учебной работы и наполняемость групп обучающихся

(очная форма обучения)

Код модуля Аудиторная учебная работа обучающихся Самостоятельная работа Объём активных форм учебной работы Трудоемкость
  лекции семинары консультации практические занятия лабораторные работы контрольные работы коллоквиумы под руководством преподавателя в присутствии преподавателя без участия преподавателя
Очная форма обучения
  часов часов Часов Часов Часов часов часов часов часов часов часов зачётн. единиц
Распределение часов по модулям:
  1) 12 2) 8 3) 12 1) 4 2) 0 3) 4 1) 2) 2 1) 2 2) 0 3) 10     2)8            
  студентов не огр. студентов 20- 30 студентов студентов 20-30 студентов студентов студентов студентов 20- 30 студентов 20-30 студентов не огр.    
ИТОГО: часов 54 аудиторных + 8 консультаций часов часов часов часов часов часов часов зачётн. единиц

1.8. Виды, формы и сроки текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации

Код модуля Период по учебному графику по учебному графику Промежуточная аттестация Всего зачётов и экзаменов Текущий контроль
Виды Сроки Формы Сроки
Очная форма обучения
    По текущему контролю Устанавливаются деканатом Экзамен 1) 2 реферата с докладом 2) контрольная работа (поведенческий анализ) 3) тест 2 недели на каждый 2 недели 1 час
Заочная форма обучения
    По текущему контролю Устанавливаются деканатом Экзамен 1) реферат с докладом 2) контрольная работа (поведенческий анализ) 3) тест 1 неделя 1 неделя 1 час

1.9. Структура и содержание учебной дисциплины

Учебная дисциплина «Консультирование личностей с девиантным поведением» состоит из трех содержательно-организационных модулей: 1) теоретические основы изучения девиантного поведения (понятия и концепции); 2) психологический анализ отдельных видов девиантного поведения; 3) психологические методы и технологии работы с девиантным поведением.

Распределение часов курса по темам и видам работы:

  Аудиторные занятия Сам. работа Всего:
  лекции семинары и пр.зан.
Модуль 1. Теоретические основы изучения девиантного поведения (понятия и концепции)
1. Определение понятий «поведение» и «девиантное поведение личности»        
2. Классификация видов отклоняющегося поведения        
3. Социальные и биологические предпосылки отклоняющегося поведения        
4. Психологические механизмы отклоняющегося поведения личности (на примере ведущих психологических концепций)        
Модуль 2. Психологический анализ отдельных видов девиантного поведения
5. Краткая психологическая характеристика основных видов отклоняющегося поведения: мотивация, формы и особенности проявления, механизмы функционирования 5.1. Агрессивное поведение 5.2. Делинквентное поведение 5.3. Зависимое поведение 5.4. Суицидальное поведение        
Модуль 3. Психологические методы и технологии работы с девиантным поведением
6. Методы изучения отклоняющегося поведения        
7. Психопрофилактика отклоняющегося поведения        
8. Социально-психологические стратегии воздействия на девиантное поведение        
9. Поведенческое консультирование и поведенческая коррекция отклоняющегося поведения личности        
Общая трудоемкость дисциплины:        

1.9.1. Темы дисциплины, их краткое содержание и виды занятий

Модуль 1. Теоретические основы изучения девиантного поведения (понятия и концепции)

Тема 1. Определение понятий «поведение», «девиантность», «девиантное поведение личности».

Поведение как психологическая категория. Свойства и характеристики поведения личности. Отличительные особенности основных форм поведения: патологическое, маргинальное, нормативное (нормальное), креативно-позитивное, девиантно-деструктивное. Критерии определения понятия «отклоняющееся поведение». Определение понятия «отклоняющееся/девиантное поведение». Специфические признаки девиантного поведения. Девиантность как свойство личности и латентная форма девиантного поведения.

Психологический практикум: групповой анализ отдельных видов поведения (нормативное, патологическое, маргинальное, креативно-отклоненное, девиантное).

Тема 2. Классификация видов отклоняющегося поведения.

Проблема классификации поведенческих отклонений. Единство и многообразие подходов: социологический, правовой, медицинский, психологический (критерии деления и классификации). Медицинская классификация поведенческих расстройств. Психологическая классификация видов отклоняющегося поведения. Сравнительный анализ родственных понятий: отклонение, девиация, дезадаптация, делинкветность, десоциализация.

Психологический практикум: работа с МКБ – 10 (медицинской классификацией болезней 10-го пересмотра).

Тема 3. Социальные и биологические предпосылки отклоняющегося поведения.

Единство социального и природного в детерминации отклоняющегося поведения. Биологические основы отклоняющегося поведения. Гендерная обусловленность. Воздействие средовых условий. Социальные факторы отклоняющегося поведения. Индивидуально-личностные детерминанты отклоняющегося поведения. Семейные взаимоотношения и влияние личностей родителей. Влияние стиля воспитания на поведенческие девиации. Взаимодействие со сверстниками и отклоняющееся поведение. Общественные предпосылки отклоняющегося поведения.

Тема 4. Психологические механизмы отклоняющегося поведения личности (на примере ведущих психологических концепций).

Экзистенционально-гуманистический подход к девиантному поведению личности. Психодинамические аспекты отклоняющегося поведения. Отклоняющееся поведение как результат научения. Когнитивная модель девиантного поведения. Отклоняющееся поведение как результат стрессонеустойчивости и малопродуктивных копинг-стратегий (копинг-теория).

Семинарское занятие № 1. Психологические теории девиантного поведения (анализ ведущих психологических концепций).

Задание: Выбрать одно из психологических направлений (гуманистическая психология, поведенческий подход, когнитивные теории, психоанализ или другие). Записать название направления. Назвать трех его представителей. Для каждого исследователя сформулировать: 1) ведущие идеи его концепции, 2) причины отклоняющегося поведения личности с позиций его теории. ( Выполнить в форме таблицы). Сделать вывод о ведущих психологических причинах отклоняющегося поведения личности. Назвать используемую литературу.

Литература к модулю 1:

1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. – М., 1993.

2. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. – М., 1999.

3. Братусь Б.С. Аномалии личности. – М., 1988.

  1. Гилинский Я.И. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других отклонений. – СПб, 2004.
  2. Змановская Е.В. Девиантология (психология отклоняющегося поведения). - 1-е, 2-е, 3-е, 4-у, 5-е изд. — М., 2003-2009.

6. Короленко Ц.П., Донских Т.А. Семь путей к катастрофе (Деструктивное поведение в современном мире). – Новосибирск, 1990.

  1. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. – М., 2001.

8. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М., 1990.

9. Фрейд А. Психология “Я” и защитные механизмы. - М. 1993.

10. Фрейд З. Лекции по введению в психоанализ. - М., 1989.

11. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. – М., 1994.

Модуль 2. Психологический анализ отдельных видов девиантного поведения.

Тема 5. Краткая психологическая характеристика основных видов отклоняющегося поведения: мотивация, формы и особенности проявления, механизмы функционирования

Определение, виды и признаки агрессивного поведения. Условия формирования агрессивного поведения личности. Агрессия и делинквентное поведение.

Делинквентное поведение как форма отклоняющегося поведения личности: определение, формы и признаки. Условия формирования делтинквентного поведения. Противоправная мотивация. Психологический портрет антисоциальной (социопатической личности).

Зависимое поведение как социальная проблема (аспекты проблемы). Опреджеление. виды и общая характеристика зависимого поведения. Концептуальные модели зависимого поведения. Факторы зависимого поведения. Химическая зависимость. Со-зависимость: определение, проявления, способы профилактики и преодоления.

Суицидальное поведение: понятие, виды и структура суицидального поведения. Понятие суицидального риска. Возрастные особенности суицидального поведения. Концепции формирования суицидальной динамики. Мотивация суицидального поведения.

Литература к модулю 2:

  1. Егоров А.Ю., Игумнов С.А. Расстройства поведения у подростков. – СПб., 2005.
  2. Змановская Е.В. Девиантология (психология отклоняющегося поведения). - 1-е, 2-е, 3-е, 4-у, 5-е изд. — М., 2003-2009.
  3. Змановская Е.В., Рыбников В.Ю. Девиантное поведении е личности и группы. – СПб., 2009.

4. Криминальная мотивация. / Под ред. В.Н. Кудрявцева. М., 1986.

5. Кудрявцев В.Н. Генезис преступления. Опыт криминологического моделирования. – М., 1998.

  1. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. – М., 2001.

7. Моховиков А.Н. Телефонное консультирование. – М., 2000.

8. Психология деструктивных культов: профилактика и терапия культовых травм. //Специальный выпуск Журнала практического психолога. – М., 2000, № 1-2.

  1. Старшенбаум Г.В. Аддиктология: психология и психотерапия зависимостей. – М., 2006.
  2. Старшенбаум Г.В. Суицидология и кризисная психотерапия. – М.,

11. Суицидология: прошлое и настоящее: Проблема самоубийства в трудах философов, социологов, психотерапевтов и в художественных текстах. – М., 2001.

Модуль 3. Психологические методы и технологии работы с девиантным поведением

Тема 6. Методы изучения отклоняющегося поведения.

Экспериментальные и не-экспериментальные подходы. Методы диагностики групп риска. Выявление девиантной направленности личности. Определение эмоционального профиля личности. Диагностика агрессивности. Оценка стрессоустойчивости и риска отклоняющегося поведения. Оценка степени сформированности химической зависимости. Диагностика депрессии. Оценка суицидального риска.

Поведенческое интервью (клиническое интервью) – как специфический метод анализа девиантного поведения.

Практическое занятие «Психологический анализ конкретного случая отклоняющегося поведения»:

Провести поведенческое интервью с человеком, имеющим выраженную форму девиантного поведения. Протестировать личность с девиантным поведением.

Подготовить выступление по результатам исследования личности по плану: история жизни, поведенческий анализ, результаты тестирования, внешние условия и психологические причины девиантное поведения, программа психологической помощи.

Тема 7. Психопрофилактика отклоняющегося поведения.

Основные подходы к психопрофилактической работе. Современные формы и методы организации психогигиенической и психопрофилактической работы: информирование; социальное воздействие через организацию средовых факторов или альтернативную деятельность; методы активного социального обучения эффективным способам саморегуляции и общения; психологическое консультирование, ориентированное на решение проблем и коррекцию межличностных отношений; психотерапия пограничных состояний и нервно-психических расстройств. Образовательные программы как форма психопрофилактической работы. Психопрофилактическая работа в школе. Трудности и ошибки в проведении психопрофилактической работы.

Психологический практикум: работа в малых группах по созданию программы профилактики конкретной формы девиантного поведения в определенной социальной группе.

Тема 8. Социально-психологические стратегии воздействия на отклоняющееся поведение.

Примерные стратегии социально-психологического вмешательства при различных формах отклоняющегося поведения на примере зарубежного и отечественного опыта. Репрессивная модель. Стратегия минимизации риска. Реабилитационный и личностно-реконструктивный подход.

Тема 9. Поведенческое консультирование и поведенческая коррекция отклоняющегося поведения личности.

Сравнительный анализ эффективности различных форм психокоррекции и психотерапии при отклоняющемся поведении. Цели и принципы поведенческой коррекции и поведенческого консультирования. Специфика психологической работы с личностью с девиантным поведением. Типичные ошибки в работе консультанта.

Методы работы с девиантным поведением. Методы угашения (ослабления) отклоняющегося поведения. Методы формирования позитивного поведения.

Техники усиления мотивации изменения поведения. Техники повышения самоконтроля и воздержания от нежелательного поведения. Техники когнитивного переструктурирования. Методики коррекции эмоциональной сферы. Работа с самооценкой. Логотерапия.

Семинарское занятие № 2. Методы коррекции отклоняющегося поведения личности.

Задание: Выбрать одно из психологических направлений, записать его название. Перечислить основные методы интервенции отклоняющегося поведения, применяемые в рамках данного подхода. Описать конкретную методики коррекции поведения (разработанные в данной психологической школе) по плану:

· Название методики и ее автор.

· Показания (сферы применения).

· Задачи.

· Условия применения.

· Ограничения.

· Процедура (описание методики).

· Эффективность в случае коррекции отклоняющегося поведения.

(Выполнить в форме таблицы).

Варианты направлений: психодинамическая традиция (в том числе классический психоанализ), гуманистическая психология, духовная психология, позитивная психология, поведенческая психология, теория социального научения, гештальт-теория, когнитивная психология, НЛП, копинг-теория, другие.

Литература к модулю 3:

  1. Змановская Е.В. Девиантология (психология отклоняющегося поведения). - 1-е, 2-е, 3-е, 4-у, 5-е изд. — М., 2003-2009.
  2. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. – М., 2001.

3. Моховиков А.Н. Телефонное консультирование. – М., 2000.

4. Нельсон–Джоунс Р. Теория и практика консультирования. – СПб., 2000.

  1. Практика телефонного консультирования. Хрестоматия. /Под общей редакцией А.Н. Моховикова. – М., 2001.

6. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании. /Под ред. С.В. березина, К.С.Лисецкого, И.Б.Орешниковой. – М., 2000.

7. Психотерапевтическая энциклопедия. / Под общ. ред. Б.Д. Карвасарского.- СПб., 1998.

8. Раттер М. Помощь трудным детям. М., 1987.

  1. Старшенбаум Г.В. Аддиктология: психология и психотерапия зависимостей. – М., 2006.
  2. Старшенбаум Г.В. Суицидология и кризисная психотерапия. – М.,

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: