Вставка 7.2. Признаки ухудшения кредитной культуры

Федеральная резервная система США в своем руководстве по проверке коммерческих банков указывает на следующие признаки ухудшения кредитной культуры.

· Частные интересы. Предоставление кредитов сверх установленных лимитов директорам и крупным акционерам или в их интересах вразрез с установленными кредитными принципами под давлением заинтересованных сторон. Частные интересы являются ключевой проблемой во многих ситуациях.

· Невыполнение кредитных принципов. Оно возникает, когда банки предоставляют чрезмерно рискованные кредиты или кредиты на неудовлетворительных условиях с полным осознанием того, что нарушаются кредитные принципы. Причинами такого компромисса являются частные интересы, желание получить большую прибыль, давление со стороны конкурентов на ключевых рынках банка или конфликты личных интересов.

· Чрезмерная озабоченность прибылью. Ситуация, когда стремление получить прибыль перевешивает благоразумие и банк принимает кредитные решения в надежде, что риски не осуществятся или условия погашения не окажутся невыгодными. Это очень частая проблема, так как кредитный портфель обычно является основным активом, приносящим доходы.

· Неполнота кредитной информации. Исчерпывающая кредитная информация представляет собой единственный достаточно точный инструмент оценки финансового положения заемщика. Именно на основе такой информации должны предоставляться кредиты, а от заемщика нужно требовать все необходимые финансовые отчеты. Кредитное дело должно также содержать информацию о цели заимствования, намеченный план погашения и его источник, отчеты по состоянию и надзору за кредитом, экспертные заключения и протоколы кредитных совещаний.

· Потеря внимания из-за самодовольства. Часто является причиной принятия неадекватных кредитных решений. Потеря внимательности обычно выражается в недостаточном контроле за старыми, хорошо знакомыми заемщиками, доверии к устной информации, а не к надежным и полным финансовым данным и в оптимистичном толковании известных недостатков заемщика, так как в прошлом они не повлияли на возврат кредита. Банки часто игнорируют тревожные знаки в отношении заемщика, экономики, региона, индустрии или других существенных факторов. Они также могут не заключить необходимые соглашения о погашении кредитов, например в результате того, что вовремя не инициировали соответствующие юридические процедуры.

· Недостаток надзора. Неэффективный надзор неизменно приводит к тому, что банк имеет неполную информацию о действиях заемщика на протяжении всего срока кредита. Вследствие этого первоначально надежные кредиты могут создать проблемы или принести убытки.

· Некомпетентность. Служащие кредитного отдела недостаточно профессиональны для того, чтобы проанализировать финансовые отчеты, а также получить и оценить любую другую необходимую информацию.

· Неправильный выбор рисков. Под этим обычно понимается следующее.

· Предоставление кредитов, первоначально с приемлемым риском, в таком количестве, которое уже превосходит реальный уровень платежеспособности заемщика. Это является частой проблемой для нестабильных экономик с неустойчивыми процентными ставками.

· Кредиты на создание нового предприятия, доля капитала в котором, финансируемая банком, значительно превышает инвестиции самих владельцев предприятия.

· Кредиты, основанные на предположении благополучного завершения торговой операции, а не на платежеспособности заемщика, и кредиты, предоставленные под спекуляции ценными бумагами или товарами.

· Кредиты компаниям, работающим в экономически неблагополучных регионах или отраслях промышленности.

· Кредиты, предоставленные для получения преимуществ, таких как контроль над значительными депозитами в банке, а не на основе стоимости залога.

· Кредиты, основанные на залоге с сомнительной ликвидационной стоимостью, или кредиты, залог по которым не обеспечивает необходимого запаса безопасности.

Процедуры урегулирования. Процедуры урегулирования являются важным элементом управления кредитными рисками. Если не предпринять своевременные действия в отношении проблемных кредитов, то может быть окончательно упущена возможность укрепить их или получить по ним деньги, вследствие чего убытки могут возрасти до такой степени, что они станут угрожать платежеспособности банка. Оценивая процедуры урегулирования, нужно рассмотреть организацию данной функции, включая анализ эффективности работы отделов и ответственных служащих. В итоге должна быть определена эффективность действий подразделений по взысканию долгов; сколько было успешных попыток взыскания (их количество и объем) и сколько времени в среднем уходило на каждый случай. Также нужно оценить участие высшего руководства в этом процессе.

При урегулировании каждый кредит и заемщик должны рассматриваться индивидуально. Типичная стратегия урегулирования состоит из следующих действий:

· сокращение кредитных рисков, которым подвергается банк; для этого можно, например, заставить заемщика предоставить дополнительный капитал, фонды, залог или гарантии;

· работа с заемщиком по оценке проблем и нахождению решений, которые позволят увеличить возможности заемщика по обслуживанию кредита и его платежеспособность, например предоставление консультаций, разработка программы по сокращению операционных расходов и/или по увеличению доходов, продаже активов, создание программы реструктуризации долга или изменение условий кредита;

· передача управления заемщиком более кредитоспособному лицу или организация его продажи; организация совместного предприятия;

· погашение задолженности путем внесудебного урегулирования или через подачу судебного иска, использование гарантий, лишение права выкупа залога или ликвидация залога.

Публичное раскрытие информации. Очень важно, чтобы банки предоставляли необходимую информацию контролирующим организациям и другим заинтересованным лицам для того, чтобы те могли правильно оценить финансовое состояние банков, так как у банков разных стран разные правила классификации кредитов, резервные требования, практика обращения с проблемными кредитами, а также степень профессионализма банковского руководства. Принципы предоставления информации в отношении кредитных рисков должны контролироваться регулирующими организациями, как рекомендовано Базельским комитетом по банковскому надзору. В частности, должна раскрываться следующая информация:

· политика и методы, используемые в отчетах для кредитов и для допущений снижения стоимости (например, для резервов);

· политика управления рисками и контроль над ними;

· кредиты, в т.ч. ослабленные и просроченные, а также соответствующие общие резервы и специальные резервы по основным категориям заемщиков и географическим регионам, методы согласования изменений резервов;

· крупные кредиты, кредиты связанным с банком лицам;

· суммы кредитов (и другая относящаяся к ним информация), которые отличаются от первоначально заключенных кредитных соглашений, например, в том случае, если они были реструктурированы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: