Допрос лица, наблюдавшего объект. Подготовка к предъявлению для опознания

Решение о целесообразности и необходимости проведения предъявления для опознания принимается обычно после допроса, на котором допрашиваемый говорит о том, что при определенных обстоятельствах наблюдал конкретный объект, запомнил его индивидуализирующие признаки и сможет его опознать. В такой ситуации следователь должен скорректировать предмет допроса и особое внимание уделить выяснению обстоятельств, связанных с восприятием конкретного объекта. В процёссе допроса предполагаемого опознающего выясняются следующие обстоятельства:
1) когда, при каких условиях, каким образом опознающий воспринимал объект, сколько времени это продолжалось;
2) не видел ли допрашиваемый названный объект ранее, если видел, то при каких обстоятельствах;
З) при каких обстоятельствах воспринимался объект, в каком состоянии находилось Допрашиваемое лицо в момент восприятия;
4) не имеет ли допрашиваемый психических отклонений, дефектов органов чувств;
5) может ли допрашиваемый опознать объект в случае предъявления его для опознания;
6) по каким индивидуализирующим признакам допрашиваемое лицо может опознать объект;

7)кто еще воспринимал интересующий следствие объект и может назвать его индивидуализирующие признаки и т.п.
Для оказания помощи в припоминании забытого допрашиваемому ставятся напоминающие вопросы, основанные на закономерностях запоминания. При этом можно использовать известный в психологии метод ассоциаций. В то же время, проводя допрос, нельзя внушать допрашиваемому образ подлежащего опознанию объекта, задавать вопросы, подсказывающие ответ, и т.п.
Следует иметь в виду, что первоначальный допрос может быть менее эффективным, нежели повторный допрос, произведенный спустя несколько дней. Такое явление памяти психологи именуют реминисценцией. Исходя из этого, повторный допрос, проведенный спустя несколько дней, может быть более результативным, нежели первичный. В тех случаях, когда при повторном допросе не только выясняются дополнительные сведения об индивидуальных признаках объекта опознания, но и дается другое их описание, следователь должен уточнить причины изменения показаний. Если расхождение не устранено, то налицо противоречия в показаниях, в силу которых последующее опознание утрачивает доказательственное значение.
Успех проведения рассматриваемого следственного действия во многом обусловливается качеством подготовки к нему. Решение о целесообразности проведения предъявления для опознания обычно возникает после допроса. Если из показаний допрашиваемого видно, что он при определенных обстоятельствах наблюдал конкретный объект, запомнил какие-то приметы и сможет его опознать, то следственное действие следует проводить.
Подготовка к предъявлению для опознания включает: выбор момента (времени) предъявления для опознания; выбор условий,: наиболее благоприятствующих предъявлению для опознания; подбор объектов, среди которых будет предъявляться искомый, приглашение понятых (переводчика, педагога); подготовку научно технических средств фиксации хода и результатов следственного действия.
Выбор момента (времени) предъявления для опознания зависит от ряда различных обстоятельств, однако промежуток времени между восприятием и опознанием должен быть наиболее коротким. Это связано с тем, что с течением времени возрастает вероятность того, что образ воспринятого ранее объекта полностью или частично утратится из памяти воспринимавшего, забудутся отличительные признаки, по которым возможно опознание, к тому же может произойти наслоение признаков различных объектов, воспринятых позднее, которые отрицательно скажутся на результатах опознания. Исследования социологов показывают, что лучшие результаты опознания получают на 6—7-й день с момента восприятия.
Выбор условий, наиболее благоприятствующих предъявлению для опознания, направлен на исключение волнений опознающего, так как возникшие при этом эмоции могут отрицательно повлиять на его память. Выбирая обстановку предъявления для опознания, следователь должен исключить возможность постороннего влияния на опознающего как до, так и в процессе предъявления для опознания,
Помещение, где будет проводиться предъявление для опознания, должно быть достаточно просторным, чтобы в нем свободно разместились участники данного следственного действия и присутствующие при этом лица.
Иногда предъявление для опознания целесообразно провести в том месте, где опознающий наблюдал объект. Это относится к тем случаям, когда опознающий имеет дефекты памяти, сильно испугался происходившего либо само событие было быстротечным и есть опасение, что конкретное лицо плохо запомнило особенности наблюдаемого объекта. При таких обстоятельствах предъявление объекта непосредственно там, где таковой ранее наблюдался, может способствовать выявлению у опознающего соответствующих ассоциаций, благоприятствующих опознанию предъявляемого объекта (человека, предмета), воспринимаемого в окружений тех самых предметов которые были при первоначальном наблюдении.
В связи с тем что предъявление для опознания предполагает сравнение предъявляемых объектов с мысленным образом ранее воспринятого объекта, предъявление объекта в числе других, имеющих внешнее сходство между собой, создает наиболее благоприятные условия для того, чтобы опознающий проявил повышенную психическую активность при проведении такого сравнения и достоверно выделил бы при этом индивидуальные признаки узнаваемого объекта из числа сходных. Поэтому в процессё подготовки к предъявлению для опознания следователь должен подобрать максимально сходные объекты. Рассматриваемое подготовительное мероприятие в отдельных случаях связано со значительными временными затратами. Это относится к тем ситуациям, когда приходится иметь дело с предметами, исполненными в одном экземпляре, уникальными, а также предметами, имеющими оригинальные индивидуальные признаки. Для поиска похожих предметов следователю приходится обращаться к общественности, коллекционерам, работникам музеев.
Если внешний вид объекта претерпел изменения, то возникает необходимость его восстановления. Это относится как к предметам, так и к живым людям. Им предлагается одеть прежнюю одежду, сделать прическу, которая была ранее, и т.д.
При подборе понятых наряду с запретами, установленными ч. 2 ст. 60 УПК, не рекомендуется приглашать: лиц, обладающих физическими недостатками, затрудняющими выполнение ими обязанностей понятых (плохое зрение, слух и т.д.); лиц, не проживающих постоянно в местности, где ведется расследование (во избежание затруднений с их вывозом в случае необходимости к следователю или в суд); лиц, знакомых с опознаваемыми (это может вызвать сомнение в объективности опознания).
При проведении рассматриваемого следственного действия в случае необходимости принимают участие специалисты и педагог. Педагог, как правило, полезен, когда опознающим является несовершеннолетний, не достигший 16 лет. Товаровед может помочь при подборе некоторых объектов, среди которых должна быть предъявлена опознаваемая вещь. Искусствовед — при подборе предметов, представляющих художественную или иную ценность, судебный медик как специалист полезен при опознании трупа, подвергшегося существенным изменениям, психолог — при оценке достоверности результатов предъявления для опознания и т.п.
Следует иметь в виду, что подготовка научно-технических средств нередко не заканчивается подбором средств фиксации хода и результатов предъявления для опознания, так как могут потребоваться средства дополнительного освещения, создание условий безопасности опознающего и т.п.
Ориентируясь на личностные свойства субъекта опознания, в отдельных случаях при подготовке к следственному действию возникает необходимость разъяснить опознающему порядок проведения предстоящего следственного действия. Некоторые граждане неверно полагают, что предъявление для опознания проводится скрытно. Не будучи заведомо психологически подготовленным к предстоящей процедуре, при виде лица, совершившего преступление, опознающий может растеряться и в результате сильного волнения или под влиянием чувства страха заявить, что среди предъявляемых лиц ранее знакомых нет. Разъясняя опознающему сущность данного следственного действия, следователь психологически готовит его к предстоящей встрече.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: