С помощью электрической энергии на самолётах и вертолётах обогреваются стёкла кабины экипажа. Нагревательные элементы плёночного типа располагаются между слоями стекла (на Ан-2 нагревательные элементы представляют собой тугоплавкую проволоку, имеющую большое электрическое сопротивление). На нагревательные элементы подаётся напряжение переменного тока, обеспечивающее защиту от обледенения стекла в полёте (на Ан-2 – напряжение постоянного тока).
На большинстве самолётов обогрев стёкол имеет два режима работы:
- сильно – обеспечивает защиту от обледенения;
- слабо – обеспечивает защиту от запотевания.
Режимы отличаются друг от друга величиной подаваемого на нагревательный элемент напряжения, а следовательно – мощностью, рассеиваемой на стекле. Чтобы обеспечить для разных режимов разные значения напряжения, используются автотрансформаторы, а на самолётах с основной системой электроснабжения трёхфазного переменного тока – также и переключение питания при разных режимах обогрева на линейное напряжение 200 В и фазное – 115 В.
|
|
На разных самолётах рабочая температура стекла определена в +30°С или в +40°С. Контроль температуры производится с помощью термодатчиков, запрессованных между слоями стекла. В настоящее время используется два вида датчиков температуры:
- терморезисторы, сопротивление которых при росте температуры уменьшается;
- датчики из платиновой проволоки (ТД-1 или ТД-2) толщиной, сопротивление которых при росте температуры увеличивается.
Терморезисторы используются в автоматах обогрева стёкол АОС-81М. Проволочные датчики используются в термоэлектрорегуляторах ТЭР-1М.