Особенности индивидуальной логопедической работы с детьми, страдающими ринолалией

У детей, страдающих ринолалией, звуковая сторона ре­чи имеет ряд специфических особенностей, обусловленных нарушением анатомо-физиологических условий речеобразования. У дошкольников выявляется укороченное мягкое нёбо, расщепление твердого нёба; расщепление твердого и мягкого нёба; расщепление твердого нёба, скрытая расще­лина, расщелина верхней губы. Дети с подобными дефекта­ми могут поступить в специальный детский сад до и после хирургической операции по закрытию расщелины.

Формирование фонетически правильной речи у детей, имеющих врожденные нарушения анатомического харак­тера, направлено на решение взаимосвязанных задач:

• нормализацию «ротового выдоха», т. е. формирова­ние длительной ротовой воздушной струи при произ­несении всех звуков речи, кроме носовых;

• формирование полноценной артикуляции всех звуков речи в соответствии с программой;

• устранение назального оттенка голоса в связи со спе­цификой дефекта.

На индивидуальных занятиях в дооперационный пери­од необходимо устранить компенсаторные движения лице­вых мышц, выработать первоначальные навыки ротового выдоха, подготовить органы артикуляционного аппарата к правильному произношению доступных гласных и соглас­ных звуков.

Развитие подвижности органов артикуляции способст­вует устранению побочных напряжений мимической мус­кулатуры крыльев носа, губ и щек и сокращает сроки по­следней коррекции.

После операции с детьми проводится интенсивная рабо­та по развитию подвижности, мягкого нёба, тренировке чет­кого ротового выдоха.

В дополнение к традиционным логопедическим при­емам осуществляется массаж мягкого нёба. В течение года необходимо устранить назальный оттенок речи и обеспе­чить овладение правильной артикуляцией звуков.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: