Новейшая история рынка природного газа

По мере того как природный газ стал рассматриваться как полезный, чистый энергоноситель, а не просто как бросовый побочный продукт добычи нефти, повышалась его ценность. Однако в связи с трудностями транспортировки газа по сравнению с жидкостями и с тем, что инфраструктура сектора энергопользования была построена в основном с учетом нефти и угля, на ранних стадиях своей истории природный газ не стал востребованным товаром. За пределами США его использовали крайне незначительно.

В 1950—1960-е годы рынок природного газа в США расширялся; спрос на него поддерживался за счет низких цен. Из многих факторов, оказывающих влияние на рынок природного газа в течение этого периода, наиболее важными были федеральные регулирующие комиссии и органы штатов, которые устанавливали потолок цен на природный газ за счет многоярусной структуры ценообразования, столь же запутанной, сколь и неэффективной в своей способности дать производителям возможность возмещать добытые объемы разработкой новых запасов. Цены ниже рыночных на определенные категории природного газа в сочетании с высоким спросом привели к его нехватке в некоторых областях во второй половине 1970-х годов.

Рис. 1.7. Добыча нефти и газоконденсата газонефтяных месторождений и производительность нефтяных скважин в США

Рис. 1.8. Газовый баланс США, млн барр./сут. (состояние на 1993г.)

В 1972г. общее потребление природного газа в США достигло рекордной величины — 22 трлн фут.3 (tcf) (623 млрд м3). В дальнейшем неопределенности с наличием запасов и рост цен на энергию привели к размыванию спроса. К 1980 г. в связи с уменьшением спроса возник краткосрочный избыток поставляемого природного газа, что послужило снижению добычи во многих районах. В 1986 г. потребление природного газа составило 16 tcf (450 млрд м3) — это была самая низкая величина с 1965 г.

Снижение спроса охватило все области сбыта природного газа, но в промышленности и электроэнергетике оно было наиболее значительным. В этих областях, особенно в начале и в середине 1980-х годов, возможности выбора энергоносителя были наиболее широкими. Более половины от наблюдавшегося снижения добычи природного газа на 5,9 tcf (170 млрд м3)— это результат уменьшения его потребления в промышленном секторе, а приблизительно четверть этой величины приходится на долю электроэнергетики. По достижении минимума в 1986г. потребление природного газа в США стало постепенно расти и в 1994г. превысило 21 tcf (600 млрд м3), причем его использование увеличилось во всех областях.

Спрос и предложение природного газа в других странах мира также резко возросли в течение последних десятилетий. Значительная добыча природного газа из морских месторождений в Северо-Западной Европе, особенно в районе Северного моря, в Северной Африке и в республиках бывшего Советского Союза, обеспечивает возросший спрос в Европе. Разработка технологии сжижения природного газа, которая позволила транспортировать огромные его объемы на специально построенных контейнерных судах, предназначенных для перевозки на большие расстояния через океан, способствовала созданию гигантского рынка природного газа в Азии. Таким образом, в странах Дальнего Востока, особенно в Японии, появилась возможность потребления больших объемов сжиженного природного газа, поступающего из Австралии, Индонезии, Малайзии, Брунея и стран Ближнего Востока. В мире, постоянно озабоченном ухудшением состояния окружающей среды, природный газ, способный полностью сгорать с образованием нетоксичных продуктов, должен оказаться наиболее предпочтительным и перспективным топливом в XXI в.

Рис. 1.9. Общая добыча природного газа в США и производительность газовых скважин

Точно так же как нефтяная промышленность изменилась раз и навсегда в результате взлета цен на нефть в 1970-х годах, газовая промышленность претерпела столь же кардинальные изменения в 1980-х годах вследствие потрясений, вызванных государственным регулированием. В эти годы изменения в государственном регулировании и законодательстве позволили потребителям приобретать газ непосредственно у производителя и договариваться с газораспределительными компаниями о доставке газа по трубопроводу за плату. Эта тенденция к увеличению эффективности рынка усилилась в результате приказа № 636 Федеральной энергетической регулятивной комиссии (Federal Energy Regulatory Commission, FERC), вступившего в силу в ноябре 1993 г., согласно которому при перемещении природного газа по трубопроводу из одного штата в другой продажа и транспортировка должны осуществляться как отдельные услуги. В 1992 г. объем природного газа, доставленного промышленным и коммерческим потребителям, а также электроэнергетическим компаниям за счет других лиц, достиг в США 7,4 tcf (210 млрд м3), в том числе 70% потребителям в промышленности, 64% — электроэнергетическим компаниям и 17%— коммерческим потребителям. Вскоре в США почти все эти поставки, за исключением небольшой доли, будут осуществляться посредством транспортировки по газопроводам, а не продажи природного газа через посредников.

Рис. 1.10. Показатели освоения ресурсов нефти и газа

Рис. 1.11. Работающие установки роторного бурения и сейсморазведочные партии

Еще одна недавняя рыночная тенденция в газовой промышленности, которая также впервые появилась в США, — это увеличение доли использования природного газа, хранящегося в истощенных коллекторах и прочих подземных резервуарах, что помогает справиться с периодами резко возрастающего спроса. Кроме того, повышение доли газа, оставляемого на хранение, позволяет сглаживать сезонные колебания цен, которые были характерны для отрасли в прошлом, когда внезапное похолодание могло привести к возрастанию местной цены на природный газ более чем вдвое. В свою очередь, это способствует более четкому планированию добычи газа, так как обеспечивает более предсказуемый объем потребления, вместо того чтобы предоставить отрасли определять соотношение предложения и спроса.

Рис. 1.12. Число буровых установок в США

В 1993 г. объем природного газа, отобранного из пластов, достиг 23 tcf (650 млрд м3), причем это был уже седьмой год, когда данная величина непрерывно возрастала. Это отражало повышение роли природного газа, добываемого в скважинах в открытом море, а также включало небольшой, но быстро возрастающий объем газа, добываемого из угольных пластов (который также называют попутным газом). Примерно три четверти природного газа, добываемого в США, поступает из газовых скважин, называемых сухими (газ, добываемый без нефти), в то время как остальное количество поступает из нефтяных скважин (нефтяной газ).

К неудовольствию газодобывающих компаний Северной Америки, создание практически ничем не ограниченного рынка в области торговли природным газом в результате реформы государственного регулирования привело к подвижности цен, характерной для нефтяного рынка, а также к конкуренции между газовыми компаниями. В итоге в последние годы наблюдались резкие колебания цен на природный газ, которые, по мнению аналитиков, могут быть сглажены за счет увеличения объемов газа, закладываемого на хранение.

Рис. 1.13. Использование установок для ремонта скважин в США

Компании—производители нефти и газа должны следить за несколькими ключевыми рыночными показателями, которые отражают состояние их отраслей промышленности. Это проиллюстрировано на рис. 1.10—1.13. Приведенные на рисунках величины показывают, что периоды быстрого подъема, хотя и приветствуются производителями, в целом оказываются неблагоприятными для отрасли. Если воспринимаемый спрос на некий товар или услугу в течение длительного времени превышает предложение, цены раскручиваются по спирали и выходят из-под контроля, тогда потребители этого товара или услуги сокращают расходование и/или переходят на альтернативные варианты. Таким образом, взвинчиваемые цены неизбежно наталкиваются на понижение спроса, и взлет обязательно сменяется падением. В конце концов глобальная нефтяная промышленность осознала данный факт, поэтому ее роль и структура постоянно пересматриваются с целью обеспечения доходности, несмотря на все превратности неопределенного рынка. Это будет видно из следующей главы.


Глава II
СТРУКТУРА НЕФТЯНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Из первой главы мы узнали, как распространение нефтяной промышленности в XX в. повлияло на мировую экономику. Вместе с резкими изменениями спроса и предложения и рынков сбыта нефти и газа менялась структура самой промышленности. Теперь мы рассмотрим все важнейшие компании, которые ведут разведку нефти и газа, извлекают их из земли, превращают в продукты, пригодные для использования и затем продают (рис. 2.1).

Основное различие между компаниями в нефтяной промышленности заключается в том, что одни из компаний интегрированы, а другие — нет. Интегрированными являются компании, которые перерабатывают сырую нефть и поставляют продукты на рынок (поздние операции), а также добывают сырую нефть и газ (ранние операции). Наиболее крупные из этих компаний называются главными производителями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: