Критерии оценки полученных результатов

(для детей от 5 лет 7 мес. до 6 лет 7 мес.):

1) 0 баллов — высокий уровень развития произволь­ного внимания;

2) 1—2 балла — средний уровень развития произ­вольного внимания;

3) 3 — 4 балла — уровень ниже среднего;

4) более 4 баллов — низкий уровень развития произ­вольного внимания.

МЕТОДИКА «ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ»*

(Д.Б. Эльконин)

Цель: диагностика развития произвольности (уме­ния слушать, понимать и точно выполнять указания взрослого, действовать в соответствии с правилом, использовать образец).

Материал: тетрадный лист в клетку, на котором, отступив 4 клетки от левого обреза, ставится три точки одна под другой (расстояние между ними по вертика­ли — 7 клеток).

Ход работы: с помощью данной методики обследу­ются дети 6—7 лет. Обследование можно проводить как в группе детей, так и индивидуально. Карандаш перед испытуемым кладут так, чтобы он был на одинаковом расстоянии от обеих рук (в случае, если ребенок ока­жется левшой, психолог должен сделать соответству­ющую запись в протоколе).

Инструкция: «Сейчас мы с вами будем учиться рисовать разные узоры. Надо постараться, чтобы они получились красивыми и аккуратными. Для этого вы должны внимательно меня слушать — я буду говорить, в какую сторону и на сколько клеточек провести ли­нию. Проводите только те линии, которые я буду диктовать. Когда прочертите линию, ждите, пока я не скажу, куда направить следующую. Каждую новую линию начинайте там, где кончилась предыдущая, не отрывая карандаш от бумаги. Все помнят, где правая рука? Это та рука, в которой вы держите карандаш. Вытяните ее в сторону. Видите, она показывает на дверь (дается реальный ориентир, имеющийся в клас­се). Итак, когда я скажу, что надо провести линию направо, вы ее проведете вот так — к двери (на дос­ке, заранее расчерченной на клетки, проводится ли­ния слева направо длиной в одну клетку). Это я про­вела линию на одну клетку направо. А теперь я, не отрывая руки, провожу линию на две клетки вверх, а теперь — на три клетки направо (слова сопровожда­ются вычерчиванием линий на доске)».

После этого переходят к рисованию тренировоч­ного узора.

Инструкция к тренировочному узору: «Начинаем рисовать первый узор. Поставьте карандаши на са­мую верхнюю точку. Внимание! Рисуйте линию: одна клетка вниз. Не отрывайте карандаш от бумаги. Те­перь одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка на­право. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Дальше продолжайте рисовать такой же узор сами».

Во время работы над этим узором психолог ходит по рядам и исправляет допущенные детьми ошибки. При рисовании последующих узоров такой контроль снимается, и психолог следит только за тем, чтобы дети не переворачивали свои листочки и начинали узор с нужной точки. Диктуя, нужно соблюдать достаточно длинные паузы, чтобы дети успевали кончить преды­дущую линию. На самостоятельное продолжение узо­ра дается 1,5—2 минуты. Детей следует предупредить, что не обязательно занимать всю ширину страницы.

Основной эксперимент включает в себя рисова­ние двух узоров.

Инструкция: 1) «Теперь поставьте карандаши на следующую точку. Приготовились! Внимание! Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. А теперь сами продолжайте рисовать этот узор».

2) «Все. Этот узор дальше рисовать не надо. Мы займемся последним узором. Поставьте карандаши на следующую точку. Начинаю диктовать. Внимание! Три клетки вверх. Одна клетка направо. Две клетки вниз. Одна клетка направо. Две клетки вверх. Одна клетка направо. Три клетки вниз. Одна клетка направо. Две клетки вверх. Одна клетка направо. Две клетки вниз. Одна клетка направо. Три клетки вверх. Теперь сами продолжайте рисовать этот узор».

Приведем образцы узоров.

Тренировочный узор

Основной эксперимент

1) 2)

В целях предотвращения снижения валидности методики можно предлагать другие варианты узоров для основного эксперимента.

Инструкция к варианту «А»: 1) «Теперь поставь­те карандаши в следующую точку. Приготовились! Внимание! Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Две клетки вверх. Одна клетка налево. Одна клетка вверх. Две клетки направо. Одна клетка вниз. А теперь сами продолжайте рисовать этот узор».

2) «Все. Этот узор дальше рисовать не надо. Мы займемся последним узором. Поставьте карандаши на следующую точку. Начинаю диктовать. Внимание! Три клетки вниз. Одна клетка направо. Две клетки вверх. Одна клетка направо. Две клетки вверх. Одна клетка направо. Три клетки вверх. Одна клетка направо. Две клетки вниз. Одна клетка направо. Три клетки вниз. Теперь сами продолжайте рисовать этот узор».

Инструкция к варианту «Б»: 1) «Теперь поставьте карандаши в следующую точку. Приготовились! Внима­ние! Одна клетка направо. Две клетки вниз. Одна клет­ка направо. Три клетки вверх. Одна клетка направо. Две клетки вверх. Две клетки направо. Две клетки вниз. Одна клетка направо. Три клетки вниз. Одна клетка направо. Две клетки вверх. Одна клетка направо. А те­перь сами продолжайте рисовать этот узор».

2) «Все. Этот узор дальше рисовать не надо. Мы займемся последним узором. Поставьте карандаши на следующую точку. Начинаю диктовать. Внимание! Две клетки вверх. Две клетки направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Две клетки вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Три клетки вниз. Одна клетка направо. Две клетки вверх. Одна клетка направо. Две клетки вверх. Теперь сами продолжайте рисовать этот узор».

Приведем образцы узоров.

Вариант «А»

1) 2)

Вариант «В»

1) 2)

Анализируя результаты выполнения заданий, сле­дует порознь оценить действия под диктовку и правиль­ность самостоятельного продолжения узора. Первый показатель свидетельствует об умении внимательно слушать и четко выполнять указания взрослого, не отвлекаясь на посторонние раздражители. Второй — о степени самостоятельности ребенка в учебной работе. И в том, и в другом случае можно ориентироваться на такие качественные критерии:

1) высокий уровень — оба узора (не считая трениро­вочного) в целом соответствуют диктуемым; в од­ном из них встречаются отдельные ошибки;

2) средний уровень — оба узора частично соответству­ют диктуемым, но содержат ошибки, или один узор сделан безошибочно, а второй вовсе не соответству­ет диктуемому;

3) уровень ниже среднего — один узор частично соответствует диктуемому, другой — вовсе не со­ответствует;

4) низкий уровень — ни один из двух узоров вовсе не соответствует диктуемому.

Можно использовать также количественные кри­терии (при этом результаты выполнения тренировоч­ного узора не оцениваются):

1) 4 балла — точное воспроизведение узора (неров­ность линий, «дрожащая» линия, «грязь» и т. п. не учитываются и не снижают оценки);

2) 3 балла — воспроизведение, содержащее ошибку в одной линии;

3) 2 балла — воспроизведение с несколькими ошиб­ками;

4) 1 балл — воспроизведение, в котором имеется лишь сходство отдельных элементов с диктовавшимся узором;

5) 0 баллов — отсутствие сходства даже в отдельных элементах.

За самостоятельное продолжение узора оценка производится по той же шкале.

Таким образом, за каждый узор ребенок получает по две оценки: одну — за выполнение диктанта, дру­гую — за самостоятельное продолжение узора. Обе они колеблются в пределах от 0 до 4 баллов.

Итоговая оценка работы под диктовку выводится из двух соответствующих оценок за отдельные узоры путем суммирования и может колебаться в пределах от 0 до 8 баллов. Аналогично выводится итоговая оцен­ка за самостоятельное продолжение узора. Затем обе итоговые оценки суммируются, давая суммарный балл (СБ), который может колебаться в пределах от 0 (если и за работу под диктовку, и за самостоятельную работу получено 0 баллов) до 16 баллов (если за оба вида ра­боты получено по 8 баллов). СБ позволяет определить уровень сформированности изучаемых умений:

1) 0—1 балл — низкий уровень;

2) 2 — 4 балла — уровень ниже среднего;

3) 5— 10 баллов — средний уровень;

4) 11—13 баллов — уровень выше среднего;

5) 14—16 баллов — высокий уровень.


* Рабочаяя книша школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1991. – С. 85-89.

* Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1991. – С. 90-92.

* Описывается по:

· Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. – М., 1988. – С. 126-128.

· Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1991. – С. 68-69.

· Бугрименко Е.А., Венгер А.Л., Поливанова К.Н., Сушкова Е.Ю. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагополучных вариантов / Е.А. Бугрименко. – Томск, 1992. –

С. 22-23.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: