Содержание

Введение. О нравственных основах милицейской профессии. 5

РАЗДЕЛ 1. НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ.. 10

1.1. Международные документы.. 10

Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка. 10

Европейский кодекс полицейской этики. 17

1.2. Нормативные правовые акты Российской Федерации. 79

Закон Российской Федерации от 18 апреля 1991 года № 1026-1
«О милиции». 79

Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ
«Об оперативно-розыскной деятельности
в Российской Федерации». 81

Федеральный закон 25 июля 2002 года № 114-ФЗ
«О противодействии экстремистской деятельности». 83

Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ
«О противодействии коррупции». 85

Общие принципы служебного поведения государственных служащих. 96

1.3. Нормативные правовые акты МВД России. 99

Кодекс профессиональной этики сотрудника органов
внутренних дел Российской Федерации. 99

Приказ МВД России от 1 февраля 2007 г. № 120. 125

«О комплексном реформировании системы воспитательной работы
в органах внутренних дел». 125

РАЗДЕЛ 2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ И БОРЬБЫ
С КОРРУПЦИЕЙ.. 139

Выступление Президента Российской Федерации Д. А. Медведева
6 февраля 2009 г. на расширенном заседании коллегии Министерства внутренних дел Российской Федерации. 139

Выступление Министра внутренних дел Российской Федерации генерала армии Р. Г. Нургалиева 1 июля 2008 г.
на Всероссийском совещании руководителей органов,
подразделений, учреждений системы Министерства
внутренних дел Российской Федерации. 144

Нургалиев Р.Г. Барьер от коррупции. Концепция обеспечения собственной безопасности очистит милицию от взяточников
и преступников. 151

Выступление Генерального прокурора Российской Федерации
Ю. Я. Чайки 24 сентября 2008 г. на Координационном
совещании руководителей правоохранительных органов
Российской Федерации «О состоянии работы и первоочередных
мерах по усилению борьбы с коррупцией в свете
реализации Национального плана противодействия
коррупции, утвержденного 31 июля 2008 года
Президентом Российской Федерации». 160

РАЗДЕЛ 3. КУЛЬТУРА, ЭТИКА, ПОВЕДЕНИЕ СОТРУДНИКА.. 168

3.1. Служебный этикет и такт. 168

3.2. Культура речи и внешний вид. 174

3.3. Культура общения с гражданами. 179

3.4. Из исторического наследия: В. М. Кульчицкий
«Советы молодому офицеру». 186

3.5. В мире мудрых мыслей (словарь афоризмов
о профессиональной этике) 195

3.6. Глоссарий понятий и терминов, используемых в Кодексе профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел
Российской Федерации. 205


Введение.
О нравственных основах милицейской профессии

Особое место и значение в системе профессионального воспитания сотрудников милиции занимает проблема нравственного, профессионально-этического воспитания. Органы внутренних дел подвержены тем же «болезням», что и остальное общество, они развиваются и меняются вместе с ним. Понятно, что без «издержек» здесь не обойтись. Процесс изменения социальных ценностей и ориентиров человека – явление объективное, оно сопровождает изменение всей системы общественных отношений. Вопрос в другом – можно ли допустить, чтобы органы правопорядка, на которые в обществе возложена особая роль, «прогибались под изменчивый мир»? И если говорить о нравственных ценностях сегодняшних сотрудников органов внутренних дел, − то соответствуют ли они подлинным потребностям обеспечения безопасности личности, общества и государства?

Мнение общества на этот счет – резкое, порой одностороннее и предвзятое – многократно растиражировано СМИ. Это вполне объяснимо: «любить» силовую структуру (которой правоохранительные органы были, есть и будут) не склонны граждане даже самых благополучных мировых государств. Однако, ни в коей мере не пытаясь защитить честь мундира и «обелить» отдельных недобросовестных наших коллег-сотрудников, должны заметить: к любой проблеме надо подходить объективно. Вопрос сейчас даже вообще не о «любви» и не о «симпатии». Пока что программа-минимум для российской милиции − заслужить уважение и доверие людей, доказать делом, что девиз милиции, вышитый золотом на ее знамени: «Служа Закону − Служу народу!» – не громкие декларации и не пустые слова. А для этого нам важно пересмотреть многое в подходах к своей повседневной практике, в профессиональной этике и служебном этикете. Не забывая при этом, что милиция создана народом и служит ему, являясь по сути своей действительно народной милицией, в основе профессионализма которой люди хотели бы видеть культурно-эстетическую зрелость и, пусть никто не удивляется, привлекательность.

Что же происходит на деле?

В нынешних условиях у сотрудников милиции нет и, видимо, не скоро появится достаточно «социально-экономических» стимулов к тому, чтобы отдавать своему делу все силы, зачастую – здоровье, а то и жизнь (по статистике, в год при исполнении служебных обязанностей гибнет около пятисот сотрудников милиции, более полутора тысяч сотрудников получают ранения. Количество же нервных стрессов никому и в голову не приходит учитывать – это в порядке вещей). Государство, увы, не гарантирует милиционерам ни достойных зарплат, ни социальной защищенности (она сегодня носит фиктивный характер), ни решения «квартирных вопросов»… А работать сотрудникам милиции все равно надо так, чтобы служба действительно была Служением – людям, Отечеству… Каждый сотрудник милиции обязан знать и понимать, что на государственной службе – служат, а не обслуживают и не выслуживаются; зарабатывают авторитет, доброе имя, живут по средствам, сознательно жертвуют своим здоровьем и лучшими годами жизни. Правда, на Руси не зря испокон веков говорилось: «От трудов праведных не наживёшь палат каменных». Служба в милиции и есть такой вот «труд праведный», и далеко не всем он по плечу.

Может быть, кому-то это покажется пафосным, но в сложившихся условиях нет ничего более действенного, чем воспитание у наших сотрудников высокой духовно-нравственной культуры, основанной на человеческом достоинстве и профессиональной чести.

Размышляя о том, когда следует закладывать в человека нравственные требования и начала, знаменитый русский юрист А.Ф. Кони убеждённо говорил: прежде всего в юные годы, годы учёбы и постижения жизни. В повседневной работе среди злободневных вопросов зачастую бывает уже не до того, тогда уже поздно. И недаром призывал Николай Васильевич Гоголь: «Забирайте с собою, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте все человеческие движения, не оставляйте их на дороге… Не подымете потом!».

О кризисе духовности, утрате традиционных ценностей, падении нравов и беспомощности любых воспитательных усилий говорилось везде и всегда, едва только государства вступали в смутные исторические эпохи перемен. Россия, увы, исключением из общего правила не стала. В наследство от времен шоковых реформ и дикого капитализма нам досталось ужасающее состояние нравов буквально во всех сферах общества.

Недавно в нашей стране проводилось социологическое исследование, в ходе которого людям задавали такой вопрос: можно ли поступиться моралью ради того, чтобы разбогатеть? Среди людей старшего и преклонного возраста только 21% согласился на то, чтобы их дети пошли против совести ради обогащения. А 59% убеждённо ответили: пусть лучше наши дети будут бедными, но честными. Совершенно противоположная картина была среди молодых. Только 28% считали, что нравственными принципами ради богатства жертвовать нельзя. А 54% – то есть каждый второй! готовы преступить нормы морали, чтобы обогатиться и достичь успеха.

И вместе с тем постепенно приходит понимание того, что жизнь «по понятиям» – самое худшее, что мы могли сами с собой сделать. И что теперь только от нас зависит, вернемся ли мы, наконец, к тому, от чего опрометчиво отказались во имя «выживания в агрессивной рыночной среде». К традициям самопожертвования ради блага других, к неподкупности и нравственной чистоплотности, к верности профессиональному и человеческому долгу, к бескорыстию, милосердию и доброте.

Это можно отнести ко всему обществу вне зависимости от того, чем занимаются его граждане. Но есть профессии, представителям которых такое «возвращение к идеалам» не просто нужно, а необходимо как воздух. Например, органам внутренних дел. Дефицит таких ключевых для любого человека ценностей, как коллективизм, патриотизм, верность высоким нравственным идеалам, в правоохранительной сфере чреват не просто «досадными упущениями», но и тяжелейшими долговременными последствиями. Духовно-нравственная культура сотрудника милиции – это основа его профессионализма, без чего об эффективности работы органов правопорядка говорить невозможно. Любые же оправдания жестокости или взяточничества, черствости или халатности ссылками на «рыночную психологию», «новые стандарты», «сложную обстановку» права на существование и употребление не имеют.

Во все правоохранительные органы мира отбор кандидатов производится на основе высоких критериев, предъявляемых к духовно-нравственным качествам личности, уровню её культуры, интеллигентности. Это не благое пожелание, а объективная потребность нашей милицейской профессии. Человек может быть прекрасным специалистом в своём деле (в совершенстве владеть мастерством раскрытия преступлений, быть незаменимым в искусстве оперативной работы), но главный вопрос здесь состоит в том, кому и чему служит это мастерство.

Люди доверяют тем, в ком они видят своего настоящего помощника и надёжного защитника. Ещё раз подчеркнём, что именно такой и должна быть милиция, созданная людьми и для людей. А что в жизни? Стараясь разрешать проблемы повышения эффективности правоохранительной работы, мы все глубже замыкаемся на вопросах внутренней организации, или, точнее, ставим во главу угла преимущественно проблемы профессиональной морали и этики. И как правило забываем при этом, что в первую очередь необходимо отталкиваться не от своих, корпоративных забот, а от повседневных нужд и психологии людей, которым служим. В этом, пожалуй, и состоит серьезный стратегический просчет правоохранительной идеологии (хотя накопленные за 200 лет существования российской милиции (полиции) богатые профессиональные традиции и опыт позволили бы этой ошибки избежать).

Сколько еще потребуется приказов, директив и кодексов, чтобы научить сотрудника органов внутренних дел быть честным, чутким, чистоплотным? Бумаг можно настрочить сколько угодно. Однако подход к решению известен и прост – каждому начать с себя и помочь тому, кто рядом с тобой.

Очень важно постоянно развивать в себе и «чутьё» к добру и злу. И никогда не идти на компромисс с собственной честью, понимая, что это означает измену и поражение – перед собой и перед обществом. Нужно жить в гармонии с действительностью и в ладу с совестью. Вот такие простые истины.

Милицейская служба по всем статьям не сахар. Сотрудники милиции, как правило, первыми сталкиваются с самыми острыми проблемами общества, принимают (а то и «вызывают») огонь на себя. На человека, пришедшего работать в милицию, обрушивается поток негативной информации, которая слабого духом может попросту сломать. И дело не только в том, что эта работа физически достаточно тяжела. Важен моральный, этический фактор.

Допустим, сотрудник милиции добросовестно сделал свою работу: арестовал грабителя, предотвратил преступление, обезвредил убийцу, покушавшегося на чью-то жизнь… Но сам себе героем он будет казаться недолго. На следующий день к нему явится семья преступника: престарелая мать, отец-инвалид, жена, дети… Хочешь − не хочешь, а «переоценки ценностей» не избежать. Закон восторжествовал – но семья потеряла кормильца, сына, мужа, отца… Спасение одних обернулось горем других. Это нелегкое противоречие знакомо многим профессионалам.

Важно учитывать и то, что наш сотрудник, выполняя свою работу, постоянно находится в состоянии опасности, риска, повышенной боевой готовности. Не располагая резервом морально-духовной прочности, он рано или поздно может «надломиться». И в этом случае (а они не единичны) происходит то, что называется нравственной деформацией, точнее – профессиональной нравственной деформацией. Зачастую расслабиться нельзя, и мощный психологический и психический пресс способны выдержать только очень сильные духом люди, с крепким нравственным «стержнем».

Боевые заслуги милиционеров-героев государство ценит весьма высоко. В центре Москвы, на Трубной площади возвышается памятник «Благодарная Россия – солдатам правопорядка, погибшим при исполнении служебного долга», колонну которого венчает образ Георгия Победоносца – символ победы добра над злом и мракобесием. Выпущена в свет книга «Герои России»: в ней запечатлены подвиги наших современников, патриотов Отечества – сотрудников милиции и военнослужащих внутренних войск МВД России. Соорудить памятник – это не значит успокоиться и забыть о тех людях, которые в самом ярком, активном возрасте, в лучшие годы своей жизни каждый день идут на риск. Между тем в отечественных СМИ днем с огнем не сыщешь позитивных материалов об этой действительно опасной и трудной службе. Так или иначе, в итоге всех перекосов в борьбе за «правдивость» информации мы порой получаем информацию однобокую. Такую, которая даже самого убежденного гуманиста заставит опустить руки – и уж точно не употребить свои таланты на благо тех, кого все массмедиа дружно клеймят позором и презрением, аккуратно «не замечая» в них каких бы то ни было перемен к лучшему. Даже если они в реальности есть.

Это намного серьёзнее, чем обычное правило «житейской» психологии, это аксиома: сегодня забудем о человеке, совершившем подвиг, − завтра забудут и о нас. Сегодня не поможешь убелённому сединами ветерану − завтра не удивляйся человеческой чёрствости в свой адрес. Добро становится великой силой лишь, когда оно преемственно и передается от человека к человеку. Так должно быть. Иначе теряется смысл и добра, и подвига, и благородного поступка.

Николай Васильевич Гоголь в «Правиле жития в мире» писал: «...воспитать другого и подать ему душевную истинную помощь мы можем тогда, когда достигли сами до высочайшего незлобия, когда никакие оскорбления не могут оскорбить нас. Тогда и разум наш получает свет и может наблюдать поступки других, видеть их прегрешения и научать нас, как избавляться от них... На сем основана жизнь: учиться самому и научать других, и самому вознестись и другого вознести...».

Не менее половины рядового и младшего начальствующего состава органов внутренних дел – молодые люди в возрасте моложе тридцати лет. А ведь именно с ними население сталкивается, как правило, чаще всего. Следовательно, по их поведению и отношению к службе наши граждане составляют впечатление о системе МВД России в целом. Мировоззрение этих людей сформировалось во времена верховенства законов стихийного рынка, низкой эффективности социально-нравственного и патриотического воспитания. Должный порядок, регламентированные отношения и субординацию многие из них считают неоправданным формализмом и даже рудиментом советского строя.

Увы, очень многим нашим сотрудникам, поступившим на службу в период «смутного» времени, увы, незнакома этика служебных отношений. А ведь именно она во все времена формировала организационную и правовую культуру, способствовала дисциплинированности, консолидации коллективов и, в конечном итоге, влияла на повышение качества оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел.

Помочь каждому в этом нелёгком деле призван Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, основная задача которого – вооружить сотрудника методологией морально-этического, нравственного подхода к возможному решению различных проблем, возникающих в профессиональной деятельности, в том числе и по вопросам эффективного противодействия коррупции.

Все взаимозависимо, все – взаимообусловлено: правопорядок и безопасность, этика и культура, нравственность и профессионализм.

Профессия сотрудника органов внутренних дел, стража правопорядка − это зачастую демонстрация пределов человеческих возможностей, а значит − человеческого духа. По сложности и ответственности её вряд ли можно сравнить с какой-нибудь другой профессией. Общество хочет быть уверенным в высоком профессионализме, подлинной нравственности, духовности и культурности сотрудников своей милиции. Оправдать это высокое доверие для каждого сотрудника – дело не только его совести, но чести и долга.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: