Материалы практических и семинарских занятий

Практическое занятие №-1.

Тема: Цель и задачи семейного консультирования.

Цель занятия: Ознакомить студентов с основными задачами курса, обсудить проблемы современной семьи, учить умению определять характер проблемы и выдвигать гипотезу.

1. Основные направления работы психолога с семьей.

2. Понятие семьи, семейных отношений.

3. Проблемы современной семьи.

4. Роль семьи в воспитании детей.

Методические рекомендации.

Раскрывая первый вопрос, необходимо акцентировать внимание на основных направлениях работы психолога с семьей, для чего необходимо использовать примеры из семейной жизни и практики психологической службы.

По второму вопросу нужно дать определение типов семей, обосновать.типы семейных отношений, раскрыть понятие современной семьи и дать ее основные характеристики.

Учить классифицировать проблемы семьи (социальные, психологические, бытовые, финансовые, интеллектуальны и пр.)

Раскрывая четвертый вопрос, необходимо дать развернутый ответ на вопрос

«Кто прежде всего ответственен за воспитание детей: семья или школа?»

Рекомендуемая литература.

1. Немов Р.С. Психология. Кн. 2. М., 2000.

2. Добрович А.Б. Кто в семье психотерапевт? М., 1985.

3. Кемпбелп Р. Как на самом деле любить детей. М., 1992.

4. Асеев В.Г. Возрастная психология. Уч. пособие, Иркутск, 1989.

Практическое занятие № 2

Тема: Культурно-исторический аспект отношений родителей к ребенку.

Цель занятия: Раскрыть историю формирования родительско-детских отношений на основных этапах развития человеческого общества, учить умению соотносить культурно-историческое, политическое состояние общественного строя с воспитательными задачами.

1. Миссия семьи на каждом историческом этапе.

2. Образ ребенка в культуре и массовом сознании.

3. Стили семейных взаимоотношений.

Методические рекомендации.

Изучить стили отношения к ребенку соответственно исторических периодов (по Л.Демозу).

Раскрыть типы культур, уметь применять их в сопоставлении с воспитательными воздействиями.

Раскрывая стили семейных взаимоотношений, учиться прогнозировать их положительное либо отрицательное влияние на формирование личностных качеств ребенка.

Рекомендуемая литература.

1. Мид Д. Культура и мир детства, М., 1988.

2. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М., 1999.

3. Волков К.Н. Психологи о педагогических проблемах. М., 1981.

4. Сатир В. Как строить себя и свою семью. М., 1992.

Практическое занятие № 3.

Тема: Теоретическое обоснование работы психолога с семьей.

Цель занятия: Ознакомить студентов с основными подходами и представлениями о сущности и природе человека как развивающейся личности.

1. Сущность психоаналитического подхода в воспитании.

2. Позиции К.Югна, А.Адлера, Э.Эриксона на природу становления личности ребенка.

3. Бихевиористский подход в воспитании.

4. Сущность экзистенциально-гуманистического подхода в воспитании.

Методические рекомендации.

Знать теоретические аспекты психоанализа, изучить основные направления и исследования сторонников психоаналитической концепции.

Уметь соотносить различные подходы в воспитании с особенностями и типами семейных отношений.

Рекомендуемая литература.

1. Шварцман К.А. Философия и воспитание. М., 1989.

2. Фигдор Г. Психоаналитическая педагогика. М., 2000.

3. Шварцман. Философия и воспитание. М., 1989.

Практическое занятие № 4

Тема: Роль матери и отца в воспитании ребенка.

Цель занятия: Ознакомить с типичными установками, которые будущие родители усваивают от своих родителей. Раскрыть понятия материнской и отцовской любви. Определить критерии психологического благополучия ребенка в семье.

1. Установки и ожидания родителей относительно роли матери и отца.

2. Порядок появления ребенка в семье.

3. Особенности воспитания близнецов.

Методические рекомендации.

Знать отрицательные установки относительно роли матери или отца и при необходимости уметь их использовать при консультировании молодых родителей.

Изучить «ловушки» при освоении социальной роли отца по Г.С.Абрамовой.

Учиться умению прояснять установки и ожидания молодых родителей относительно роли матери и отца при оказании психологической поддержки семье.

Знать особенности воспитания детей в неполной семье.

Рекомендуемая литература.

1. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М., 1995.

2. Абрамова Г.С. Возрастная психология. Екатеринбург, 1999.

3. Лосева В.К. Страхи вокруг беременности. М., 1977.

4. Маленкова Л.И. Педагоги, родители и дети. М., 1994.

Практическое занятие №5

Тема: Формирование «Я-концепции» личности в семье.

Цель занятия: Ознакомить студентов с основными факторами положительной самооценки ребенка и роли матери и отца формировании «Я-концепции».

1. Основные предпосылки формирования высокой самооценки у ребенка.

2. Концепция собственной ценности у ребенка (по Д.Сирсу).

3. Корреляция между самооценкой и отношениями с родителями.

Методические рекомендации.

Изучить основные факторы, влияющие на формирование адекватной самооценки у ребенка; выявить негативные факторы, способствующие возникновению заниженной самооценки и проблем в личностном развитии детей.

Выявить причины зависимости формирования «Я-концепции» от типа семейных отношений. Знать виды семейного воспитания.

Рекомендуемая литература.

1. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.

2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1991.

3. Петровский А.В. Дети и тактика семейного воспитания. М., 1981.

Практическое занятие № 6

Тема: Родительские отношения и самооценка ребенка.

Цель занятия: Ознакомить студентов с основными факторами воспитания в семье, негативно влияющими на становление личности ребенка.

1. Особенности развития самооценки у детей.

2. Влияние тревожности на самооценку ребенка.

3. Причины возникновения нарушений в эмоциональной сфере ребенка.

Методические рекомендации.

Изучить особенности развития самооценки в дошкольном возрасте.

Выявить причины возникновения тревожности и страхов в семейном воспитании.

Проанализировать негативное влияние тревожности на статусное положение ребенка в группе.

Выявить причины возникновения нарушений в эмоциональной сфере у детей и определить наиболее оптимальные пути преодоления данных нарушений.

Сделать аннотацию научных источников по проблеме неполной семьи.

Раскрыть вопросы общения детей со сверстниками и взрослыми, его особенности.

Рекомендуемая литература.

1. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: записки детского психиатра. М., 1988.

2. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1988.

3. Ковалев С.В. Психология семейных отношений. М., 1987.

4. Активные методы обучения педагогическому общению и его оптимизация. М., 1983.

Практическое занятие №7.

Тема: Стили семейного воспитания.

Цель занятия: Ознакомить студентов с классификацией стилей воспитания в семье с позиций психологов, социологов, философов и педагогов.

Учить делать сопоставительный анализ стилей семейного воспитания.

1.Стили семейного воспитания по Дж.Болдуину.

2.Взгляды Масару Ибуки на проблемы семейного воспитания.

3.Классификация стилей воспитания по Г.Крайгу.

Методические рекомендации.

Знать основные стили семейного воспитания и их влияние на развитие личности. Изучить основные закономерности влияния стиля воспитания на психическое развитие ребенка.

Сделать аннотацию на работу Клюевой Н.В. и Касаткиной Ю.В. – Учим детей общению.

Рекомендуемая литература.

1. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Ярославль, 1996.

2. Помощь родителям в воспитании детей. М., 1992.

3. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М., 1999.

Практическое занятие № 8

Тема: Использование психодиагностических методик в семейном консультировании.

Цель занятия: Обсудить возможности использования диагностических методик при консультировании, рассмотреть ситуации, при которых это необходимо делать.

5. Использование интервью и беседы при консультировании родителей.

6. Игровой метод как форма получения психологической информации.

7. Использование эксперимента в консультационной работе психолога.

8. Метод субъективного шкалирования и проективные методики.

Методические рекомендации.

Раскрыть значение метода интервью и беседы как диагностических методик. Изучить основные требования к проведению данных методик.

Раскрыть значение ролевой игры как метода сбора информации и личностно-развивающего метода.

Изучить виды проективных методик и возможности их использования при консультировании. Знать возрастные особенности использования метода субъективного шкалирования.

Раскрыть значение метода наблюдения за взаимоотношениями родителей и ребенка для выявления их психологических особенностей.

Рекомендуемая литература.

1. Непомнящая Н.И. Становление личности ребенка 6-7 лет. М., 1992.

2. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М., 1996.

3. Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Проективные методы в психологической диагностике. М., 1991.

4. Семья в психологической консультации: опыт и проблемы психологического консультирования (под ред. А.В.Бодалева, В.В.Столина). М., 1989.

Практическое занятие № 9

Тема: Использование тестов в работе с родителями.

Цель занятия: Ознакомить студентов с разнообразием тестовых методик и вариантами их применения в психологическом консультировании родителей.

5. Понятие тестов как стандартизированных методов.

6. Тесты РДО.

7. Классификация рисуночных методов, их использование в практике консультирования.

8. Возможности проективной методики «Сказка про волшебную семью».

Методические рекомендации.

Дать определение тестам. Знать основные требования к тестам (валидность, стандартизированность, надежность и др.)

Знать сущность опросника родительско-детских отношений (Варга-Столина), уметь пользоваться методикой измерения родительских установок и реакций (Т.В.Архиреевой).

Провести с дошкольником рисуночный тест «Моя семья» и сделать к нему интерпретацию.

Изучить возможности проективной методики «Сказка».

Рекомендуемая литература.

1. Голикова И. Сказка про волшебную семью (Школьный психолог, 1999, №21, с. 14).

2. Лосева В.К. Рисуем семью: диагностика семейных отношений. М., 1995.

3. Овчарова Р.В. Практическая психология образования. М., 2000.

Практическое занятие № 10

Тема: Исследование семейной истории.

Цель занятия: Ознакомить студентов с основными методами исследования семейной истории, их возможностями.

4. Исследование жизненного стиля и сценария личности.

5. Выявление актуального жизненного стиля личности.

6. Методы событийного анализа.

Методические рекомендации.

Изучить возможности метода генограммы и биографического метода. Научить студентов пользоваться основными обозначениями при составлении генограммы.

Провести методику анализа ранних детских воспоминаний с родителями и проанализировать данные.

Составить перечень опросников для родителей.

Рекомендуемая литература.

1. Голикова И. Сказка про волшебную семью (Школьный психолог, 1999, №21, с. 14).

2. Лосева В.К. Рисуем семью: диагностика семейных отношений. М., 1995.

3. Овчарова Р.В. Практическая психология образования. М., 2000.

Практическое занятие № 11

Тема: активные методы обучения в семейном консультировании.

Цель занятия: Дать понятие активных методов обучения, ознакомить студентов с разновидностями данных методов.

1. Дискуссионные методы.

2. Сущность игровых методов.

3. Структура социально-психологического тренинга.

Методические рекомендации.

Подробно изучить методику ведения групповой дискуссии, учиться проводить данную методику.

Знать сущность основных видов игровых методов, учиться умению применять их зависимости от проблемы семьи.

Составить и провести в группе социально-психологический тренинг по актуальным семейным проблемам.

Рекомендуемая литература.

1. Головей Л.А. Психологическая служба в школе. Л., 1987.

2. Овчарова Р.В. Психологическая служба образования. М., 2000.

3. Валитов М.С. Особенности профессиональной консультации подростков. Вопросы психологии, 1984, № 6, с. 60-63.

Практическое занятие № 12

Тема: Индивидуальное консультирование родителей.

Цель занятия: Ознакомить студентов со структурой индивидуальной консультации, ее видами

1. Мотивация обращения родителей к психологу.

2. Основные стадии консультативного процесса.

3. Особенности индивидуального консультирования.

Методические рекомендации.

Изучить некоторые типы мотивов обращения родителей к психологу (по А.С.Спиваковской).

Следуя основным стадиям консультативного процесса, составить план консультации с матерью одного из педагогически запущенных учеников.

Выработать тактику работы с родителями.

Рекомендуемая литература.

1. Головей Л.А. Психологическая служба в школе. Л., 1987.

4. Овчарова Р.В. Психологическая служба образования. М., 2000.

5. Валитов М.С. Особенности профессиональной консультации подростков. Вопросы психологии, 1984, № 6, с. 60-63.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: