Участники: Психолог, девочка из 11 класса.
Информация: К школьному психологу приходит Оля — хорошая, примерная ученица, ей предсказывают, что она закончит школу с золотой медалью.
Задание психологу: Реагировать соответственно обстановке.
Ты Оля, ученица 11-го класса. Ты вне себя, опечалена и запутана. Идешь к психологу и заявляешь, что ждёшь ребенка.
4. Школьное консультирование (по единой схеме, предложенной А.Ф. Ануфриевым,
О.Р. Бусаровой)
Описание случаев в школьной консультативной практике возможно проводить по единой схеме, являющейся следствием анализа концептуального аппарата теории постановки психологического диагноза и включающей следующие разделы:
1. Феноменология (феноменологический уровень объекта психодиагностики, который включает запрос, данные, приведенные педагогом, данные, сообщенные родителями, наблюдение и работа с ребенком, отношение ребенка к обследованию, диагноз непсихологов, самодиагноз, резюме по феноменологическим данным).
2. Теоретический конструкт и гипотезы (уровень причинных оснований объекта психодиагностики).
|
|
3. Данные психологического обследования (отдельно по каждой гипотезе проверка, резюме по данным обследования).
4. Психодиагностическое заключение.
5. Рекомендации (классному руководителю, родителям, ребенку), кроме того, возможно определение и проектирование психокоррекционной работы с ребенком на основе полученных данных.
6. Катамнез (проверка диагноза по результату воздействия).
УПРАЖНЕНИЕ “СЛУЧАЙ ИЗ ШКОЛЬНОЙ ПРАКТИКИ”
Наличие обобщенной схемы, предложенной А.Ф. Ануфриевым и О.Р. Бусаровой, позволяет осуществлять подготовку студентов-психологов к практической деятельности в школе. Сначала проводится разбор конкретного случая из школьной психологической практики по обозначенной схеме, затем студенты получают материалы с описанием феноменологического уровня объекта психодиагностики. Задача заключается в том, чтобы, познакомившись с содержанием определенного практического случая из практики школьного психолога, самостоятельно составить теоретический конструкт и сформулировать гипотезы. Затем под каждый вариант гипотезы и теоретического конструкта надо указать (подобрать), какие конкретные методики могут быть использованы. Кроме того, следует наметить по данному случаю некоторые возможные рекомендации или пути психокоррекционного воздействия. Цели данной работы связаны с изучением теоретических оснований психодиагностической деятельности практического психолога, с развитием диагностических умений на основе усвоения определенного алгоритма действий в конкретных ситуациях, кроме того, отрабатываются (упражняются) навыки использования различных методик диагностик и составления рекомендаций или психокоррекционных программ относительно реальных (хотя и заданных) случаев.
Примеры случаев (А.Ф. Ануфриев, О.Р. Бусарова) следующие.