Интеллектуальная недостаточность при общих недоразвитиях речи

Психическое развитие ребенка может быть задержано в связи с нарушениями речи типа алалии, дизартрии, дислалии. Необхо­димо установить первопричину дефекта. Что первично и что вто­рично?

Опыт отбора детей в специальные школы показывает, что в практике встречаются различные формы сочетания расстройств мышления и дефектов речевой функции. Так, например, может иметь место олигофрения, при которой первичное недоразвитие интеллекта (в связи с органическим поражением мозга) осложнено (вторично) речевым дефектом (одновременно пострадалиречевые зоны). Но может быть и обратное соотношение, когда первично поражаются те или иные звенья речевой функциональной системы и уже вторично (в результате тесной связи речи с Мышлением) развивается задержка умственного развития.

Дифференциальная диагностика в этих случаях очень слож­на. При обследовании ребенка необходимо иметь в виду следую­щее. При слабоумии заметно обнаруживаются слабая ориенти­ровка в окружающем, малый запас сведений, знаний, слабость и ограниченность суждений (в связи с недоразвитием логических процессов), сниженная способность к абстракции, отвлечению. Все это создает картину некоторой уплощенности интеллекта, примитивности мыслительных операций за счет снижения аналитико-синтетической деятельности коры. Ребенок затрудняется ре­шить предложенные задания. Характерно, что он не использует оказываемую ему помощь, что указывает на слабость зоны бли­жайшего развития. Что касается речи, то ее сигнальное значение сохранено. Ребенок общается с окружающими, понимает обра­щенную к нему речь. Дефекты речи выражены главным образом в скудном запасе слов, в примитивном построении фраз, аграмматичности, неправильном произнесении некоторых звуков (ино­гда многих).

Когда интеллект страдает вторично по типу задержки умст­венного развития, может сложиться другая клиническая картина. В тяжелых случаях недоразвития речи (по типу алалии) у детей отсутствуют начальные признаки развития речи (гуление, лепет), значительно задерживается появление первых слов. Сигнальное значение слов (особенно при выраженном сенсорном компоненте) может быть резко снижено: ребенок долго не понимает обращен­ной к нему речи.

Если ребенок с первичным недоразвитием речи не может выполнить задание по сложной инструкции, он оказывается в состоянии сделать это по подражанию.

Внешний облик ребенка с недоразвитием речи заметно отли­чается от облика олигофрена осмысленностью взгляда, живостью, адекватностью эмоциональных реакций. Весь характер поведения такого ребенка указывает на то, что недостатки психического развития носят вторичный, временный характер. С развитием речи улучшается„и развивается интеллект.

Здесь мы приводим наиболее простые случаи дифференциаль­ной диагностики. В практике приходится встречаться с такими сочетаниями нарушений, при которых решение вопроса о первич­ности или вторичности нарушений может быть осуществлено в процессе длительного наблюдения за ребенком.

Ребенок с задержкой речевого развития может при благо­приятных условиях закончить речевую школу и овладеть той или иной профессией. Некоторые продолжают обучение в техникумах и других учебных заведениях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: