Политические идеи основателей современной теории элит. 77

ние концепции элит связано с именами древнегреческих философов Платона и Аристотеля. В этом плане примечательно изображение Платоном в идеальном государстве деятельности философов-правителей, мудрых наставников народа, организаторов общественно-политической жизни полиса.

Своим происхождением современная классическая теория элит обязана итальянской школе политической социологии, открывшей новое направление в исследовании отдельной личности или социальных групп — устроителей государственной власти. С этой школой элитизма связывают научные разработки теорий «политического класса (Г. Моска), «правящей элиты» (В. Парето), «железного закона олигархии» (Р. Михельс, немецкий социолог, принявший итальянское подданство).

Идентификация этих теорий способствовала формированию общей теории элит под названием «макиавеллистской». Именно Н. Макиавелли, считая человека объектом и субъектом политики, исследует его в системе политических отношений и политических явлений, особенно его борьбу за власть, за социальную силу. Он разграничивает два типа «политического человека»: руководителя (как политически активного типа, нацеленного на приобретение и удержание власти) и руководимого (политически пассивного типа, не заинтересованного в обладании властью).

Политические идеи основателей современной теории элит (Г. Моска, В. Парето, Р. Михельс)

В системном виде концепцию элит изложил Гаэтано Моска (1854— 1941) в работах «Правящий класс», «Основы политической науки» и «История политических доктрин». Центральным пунктом его теории было убеждение, что замена «метафизических абстракций» («политическое властвование», «демократический мир») научной истиной, в частности, в виде теории «правящего класса», позволит очистить и излечить политическую практику. Моска ввел в социологию и политическую науку понятие «политический класс», используя такие производные от него понятия и выражения, как «господствующий класс», «высшие классы», «класс правящих», «организованное меньшинство», «неорганизованное управляемое большинство».

Отправным положением его теории является мысль о том, что во всех обществах, начиная с самых среднеразвитых и заканчивая просвещенными и мощными, существуют два класса лиц — «политический (управляющий) класс» и «управляемый класс». Поскольку власть


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: