критических процедур (выборность, сменяемость, отчетность, создание сдержек и противовесов и пр.).
Таким образом, политическое лидерство национального масштаба может рассматриваться: во-первых, как тип субъекта политической деятельности (субъект-лидер), во-вторых, как отношения между субъектом и объектом деятельности (лидерство-управление), в-третьих, как политический институт — механизм функционирования и реализации лидерства.
Следует выделить ряд устойчивых тенденций, ориентированных в будущее, которые характеризуют политическое лидерство. Среди них:
♦ зависимость личных властных полномочий политических лидеров от типа политического режима;
♦ институционализация лидерства, т. е. осуществление деятельности политических руководителей прежде всего в рамках определенных политических институтов — государства, партий, общественных движений;
♦ возрастание требований к профессиональным и моральным качествам политических лидеров, обусловленное усложнением характера управленческих задач и др.
|
|
Типология политического лидерства
Существует несколько вариантов типологии политического лидерства, созданных в рамках тех или иных концепций. Мы акцентируем свое внимание на тех ее вариантах, которые так или иначе характеризуют личность политического лидера.
Так, К.Ясперс1, анализируя действия современных политических лидеров, выделяет:
1) лидеров — «выразителей ситуации или минутного веления многих, с изменением которых они исчезают»;
2) лидеров-демагогов;
3) лидеров силового плана, обладающих фактической властью.
Ю. Дженнингс2 делит лидеров на «суперменов», «героев» и «принцев». «Суперменом» он называет великого человека, который ломает
1 Ясперс К. Духовная ситуация времени. М., 1990. С. 105-106.
2 Ашин Г. К. Политическое лидерство: оптимальный стиль // Общественные науки и современность. 1993. № 2. С. 117.
Глава 5. Политическое лидерство