Коллектив и личность

Обычно спрашивают, как тот или иной ребенок ведет себя я коллективе. Мы спрашиваем, как коллектив создает у того или иного ребенка высшие психические функции.

Л. С. Выготский

Основоположниками теории коллектива являются А. С. Макаренко и Л. С. Выготский. Краеугольным камнем теории коллектива являются следующие три положения:

● Коллектив не является простой суммой, конгломератом отдельных личностей, это особое образование, которое, будучи раз созданным, формирует личности своих членов.

● Не через личность мы воздействуем на коллектив, я, наоборот, коллектив есть средство воздействия на личность.

● Коллектив изначально формируется «питательной средой», в которой он существует; будучи уже сформированным, коллектив сам начинает поддерживать свою «питательную среду». (Подробнее об этом мы поговорим чуть ниже.)

● Не личность существует для коллектива, а коллектив для личности.

Проиллюстрируем эти положения примером.

У нас есть шестеро учеников: Олег, Игорь, Давид, Наташа, Лена и Витя. Все они перешли в новую школу и влились в новый класс. Как же это повлияло на их психическое развитие?

Чтобы ответить на этот вопрос, посмотрим прежде всего, что это за дети, что они собой представляют. Всем им по лет (закончили третий класс).

ОЛЕГ - мальчик довольно высокого роста, крепкого сложения. У него весьма посредственные способности к учебе, но третий класс он закончил на отлично. Дело в том, что Олег один из тех детей, которых называют послушными и старательными, т. е. он привык быть послушным и старательным и самого себя считать таким - к этому его приучили родители. В его семье делается несколько излишний упор на послушание. В своем прежнем классе он играл роль «Пай-мальчика», которого учительница постоянно ставила всем в пример. Однако при всем этом Олег - очень живой, подвижный, энергичный и любопытный ребенок.

ИГОРЬ. Главное его качество - заторможенность психических процессов. Думает, пишет, читает, даже говорит он гораздо медленнее других. От этого он разуверился в себе, что называется, плюнул на учебу; в глубине души считает себя неспособным учиться хорошо, хотя втайне очень любит читать (конечно, не учебники), а порой ему удается додуматься на уроке до того, до чего никто не может додуматься. Происходит это потому, что он очень упорен.

Вследствие своей медлительности был в классе совсем незаметен. Однако каждый ребенок хочет самоутвердиться, иметь свое «общественное положение», и Игорь стал играть роль «Классного драчуна». Произошло это случайно. Просто в один прекрасный день Игорь (мальчик, вообще-то, на редкость добродушный) подрался со своим соседом из-за старого пенала. Драка была замечена и оценена по достоинству: учительница вызвала родителей в школу, Игоря разбирали на классном часе.

То, что вызвали родителей, Игорю не понравилось, но совсем не потому, что его ругали, а потому, что он родителей очень любил и видеть их огорченные лица ему было неприятно. Зато разбор на классном часе ему понравился чрезвычайно: впервые он был в центре внимания всех.

Это и определило его судьбу. Игорь стал драться, учительница, сама того не подозревая, продолжала поощрять его выходки разборами, выговорами и т. п., и постепенно быть драчуном сделалось общественным положением Игоря. «Найдя свое место в жизни», он в какой-то степени внутренне удовлетворился, но его одноклассники очень страдали, так как при всем своем добродушии Игорь отличался редкой для его возраста физической силой.

ДАВИД - мальчик из интеллигентной еврейской семьи. Чрезвычайно толстый, прекрасно развит духовно и интеллектуально, но вследствие внутренней деликатности и некоторой интеллигентской мягкотелости немного «тюхтя», т. е. слишком податлив, мало способен постоять за себя. Очень мечтателен и раним, много читает, любит животных. В семье он один. В своем прежнем классе играл незавидную роль «Козла отпущения».

НАТАША - маленькая, щупленькая девочка, очень миловидная, но с почти всегда грустным, испуганным выражением лица, которое очень портит ее. Запуганность - главная черта Наташи. Отец регулярно напивается и избивает ее, мать и даже младшую сестренку, которой только пять лет. Живет семья в тяжелых условиях, в рабочем общежитии в одной малюсенькой комнатушке, без кухни и без балкона. Подруг у Наташи в прежнем классе не было. От природы она не очень способна к учебе, а кроме того, она страшно боязлива, поэтому на уроке из нее слова нельзя было выжать, но домашние задания она выполняла старательно (когда позволяли условия дома). Наташа крайне застенчива. Любит она только две вещи на свете: тяжелую черную работу (например, на огороде или мытье полов) и свою младшую сестренку.

ЛЕНА - девочка среднего роста, с вьющимися каштановыми волосами, тоненькая, очень живая и подвижная. Лена из тех детей, про которых говорят, что их изнутри как будто постоянно жжет какой-то уголек. Она на редкость беспокойна и непоседлива. Любит браться за какое-то новое дело, но если чуть что-то не получается, она его тут же бросает. Подруг меняет каждый месяц. Обидчива, упряма, очень эмоциональна. Вообще у Лены все качества доведены до крайности. При этом Лена обладает на редкость ясным, живым умом, находчива, артистична, любит читать (особенно сказки и путешествия), у нее правильная речь, хорошая дикция, звонкий, чистый голос. В своем прежнем классе играла роль «Сумасшедшей и взбалмошной девчонки».

ВИТЯ - мальчик на редкость маленький и слабенький (как первоклассник), но обладающий замечательными способностями: у него великолепная память, он очень артистичен, начитан, находчив. Работает на уроке в два раза быстрее всех, при этом очень качественно. Очень подвижен, шаловлив, любит делать мелкие пакости другим. Честолюбив. В семье один, родители его балуют. В прежнем классе играл роль «Первого ученика и гордости класса».

Итак, все шестеро оказались в одном и том же новом для них классе, в новой школе, у них новый классный руководитель. Как же сложилась их жизнь в новом коллективе?

ОЛЕГ, как уже было сказано, мальчик послушный. Однако такие дети (особенно мальчики) бывают послушными чаще всего потому, что не подозревают, что он могут быть непослушными. В прежнем классе это качество намертво закреплялось общим мнением всех детей нем как о «Пай-мальчике». Но в новом классе его не знали и не было пока никакого мнения.

Случилось так, что на одном из уроков в первую неделю занятий в новой школе Олег нагрубил учительнице. Как это произошло, он не мог понять сам: возможно, сказалось нервное напряжение первых дней, волнения связанное с новым местом и новым коллективом, некоторая потеря ориентации.

В первый момент Олег сам страшно испугался своего поступка, но потом он испытал ощущение, которое бывает у человека, никогда не пробовавшего вина и вдруг выпившего сразу целый стакан. Он «опьянел» от собственной грубости.

Правда, когда он сел на место, ему было очень стыдно, он не смел поднять глаз. Но потом он успокоился и заметил, что его поступок вызвал у большинства мальчике и даже некоторых девочек не только уважение, но даже восхищение.

Раньше Олег думал, что за непослушание его обязательно постигнет страшная кара, он не знал точно, какая, но был уверен, что это будет ужасно. Теперь же оказалось, что в суматохе первых учебных недель о нем просто забыли и не только не наказали строго, но и вообще никак не наказали.

Одним словом, Олег почувствовал вкус к грубости хулиганству. С этого дня он покатился по наклонной плоскости. Сложившееся о нем после первого случая мнение все закреплялось - так установилась его новая роль.) «Хулигана и смелого грубияна». Роль эта с непривычки ему очень нравилась. Постепенно Олег стал груб и развязен, учебу забросил, скатился на слабенькие троечки. Родители не могли понять, что с ним происходит.

Судьба, ИГОРЯ сложилась по-иному. В прежнем свое классе он был самым медлительным и самым плохи учеником. В новом же классе оказалось, что есть - мальчика, которые еще хуже его. Таким образом, Игорь сразу попал в разряд благополучных середнячков. Кроме того, в новой школе требования были чуть-чуть пониже, чем в прежней: за что раньше он получал твердую тройку, здесь ему могли поставить и четверку с минусом, даже просто четверку. Наконец, «экологическая ниша «Главного драчуна и хулигана», привычная для него, здесь оказалась сразу же занятой другим (Олегом).

Все это привело к тому, что Игорь решил самоутверждаться на поприще учебы. А так как характер у него был упорный, требования же в новом классе относительно заниженные, то он и преуспел в этом. Вследствие этого и его мнение о самом себе совершенно изменилось. Раньше он сам себя считал дураком и бестолочью, теперь же обрел уверенность в себе. Меняться стал и его характер. Прежде он был неповоротлив, тяжел, угрюм, малообщителен. Теперь он стал веселей, жизнерадостней (обнаружилось, что у него прекрасное чувство юмора), общительней, у него появились настоящие друзья.

И наконец, в результате всего этого его психическая инертность, заторможенность стала мало-помалу исчезать: теперь это очень интересный, живой, веселый, энергичный мальчик, к тому же неплохой ученик. В классе он пользовался всеобщим уважением отчасти за физическую силу, отчасти за хорошее чувство юмора. Родители просто нарадоваться не могли на своего сына.

ДАВИД на новом месте также преуспел. Поворотным пунктом для него явилось то, что он с первых дней подружился с Игорем. Произошло это чисто случайно: Давид по своему добродушию всегда всем давал списывать домашние задания, а так как Игорь стал заботиться о своей успеваемости, то ему часто нужно было списывать то или другое. На этой почве мальчики сошлись. Потом оказалось, что у них немало общих интересов, в частности оба любили приключенческую и детективную литературу.

В классе сразу же было признано всеми, что Давид и Игорь друзья, поэтому Давида никто не трогал и никто не смел смеяться над его телосложением - все опасались Игоревых кулаков. Так главный психотравмирующий фактор был сразу же снят.

Скоро Давида в классе даже полюбили (настолько, конечно, насколько способны любить дети в этом возрасте): он был мальчик на редкость добрый, и помогать другим было прямо-таки его увлечением и призванием, а кроме того, он удивительно интересно умел рассказывать книги Майн Рида и Фенимора Купера.

Через некоторое время Игорь стал заниматься борьбой, с собой он затащил и Давида, который борьбы не любил, но не мог не послушаться друга. Благодаря занятиям спортом Давид сбросил почти весь свой лишний вес Постепенно, таким образом, его характер выправлялся,

К восьмому классу он уже почти совсем избавился от своих недостатков.

А вот НАТАШЕ повезло меньше. Она очень тяжело перенесла перевод в другую школу: как всем застенчивым и робким людям, ей трудно было менять обстановку, сходиться с новыми людьми.

В новом классе к ней отнеслись поначалу не то чтобы недружелюбно, а скорее никак не отнеслись: ее просто не заметили. Ей, собственно, ничего другого и не нужно было, но, к несчастью, нашелся мальчик (один из тех, кто был намного хуже Игоря в учебе), который избрал ее постоянным объектом своих издевательств. Этот мальчик (его звали Жора) сидел сзади нее; был он, в общем, совсем не злой мальчишка, но на редкость ленивый и тупой. На уроке он почти ничего не делал, а развлекаться как-то ему нужно было, вследствие этого он устраивал девочке всякие пакости. Наташа совершенно не боялась физической боли, так как дома отец так страшно бил ее, что та боль, которую причинял ей Жора, была для нее почти и не боль. Но дело в том, что она и представить себе не могла, что Жора мог издеваться над ней просто так, от нечего делать; она думала, что он ее ненавидит, и это ее очень угнетало.

Наконец, в самом начале года она заболела (она вообще часто болела) и пропустила три недели. Догнать она потом уже не смогла, училась все хуже. От постоянного страха у нее совсем стала пропадать память, она не могла ничего запомнить.

К середине года учительница решила, что Наташа, наверное, умственно отсталая. Наташу повели к логопеду и к психиатру. Наташа понимала, что ее хотят определить в школу «для дурачков», и это ее доконало. Она на долго слегла в постель. Врачи определили острое воспаление мозговых оболочек. К весне Наташу отправили на год на юг, в санаторную школу-интернат.

А вот что произошло с ЛЕНОЙ. Она вследствие активности своей натуры на первых же уроках тянула руку и рвалась отвечать, но отвечала от волнения сбивчиво, а порой от застенчивости грубила учителям. Ее стали считать чудачкой. Лена из упрямства стала выкидывать новые и новые штучки. Ее стали наказывать. В классе сформировалось пренебрежительное отношение к ней, как к взбалмошной чудачке». Лена оказалась в оппозиции хо классу. Большинство детей ее не любили, так как она была необычной, не похожей на других. Лена все больше и больше замыкалась в себе.

Постепенно у нее появились такие черты, как сверхобидчивость, озлобленность, эгоизм, грубость, она стала часто плакать. К учебе она все больше относилась спустя рукава, на уроках читала сказки, если ей делали замечания, огрызалась. Через год она стала пропускать уроки. Не известно, чем бы все это кончилось, но, к счастью, родители забрали Лену и отдали ее в художественную школу.

И у последнего нашего героя, ВИТИ, не обошлось без изменений. В новом классе Витя стал лентяем и шалуном. Дело в том, что в этом классе оказалась одна девочка, которая была на голову сильнее Вити в учебе. Как он ни старался, но не мог тягаться с ней. А так как двигателем его было честолюбие, которое он привык удовлетворять только местом «Первого ученика» (а здесь это оказалось невозможно), то он махнул рукой на учебу, благо на четверочки он мог учиться благодаря своим способностям, даже не заглядывая в учебник. На уроках у него теперь появилось много свободного времени, так что он стал шалить и баловаться. Из-за чувства неудовлетворенного честолюбия у него развилась насмешливость, он смеялся исподтишка над всеми и вся. Поскольку его первенство, к которому он привык, в этом классе не было общепризнано, то он компенсировал это тем, что сам себя признавал первым в глубине души. От этого он стал высокомерен и груб с другими детьми. В классе по отношению к нему возникло отчуждение.

Так продолжалось в течение нескольких лет, и только в старших классах эта болезнь начала у него проходить.

Истории детей, о которых я рассказал, - совершенно реальные истории, взятые мной из дневника одной из учительниц нашего города, которые наглядно показывают, как складывающиеся взаимоотношения в коллективе формируют характер и саму личность этих детей.

Однако нам важно понять, какие психические механизмы действуют здесь и как использовать их в своих целях.

Нетрудно увидеть, что эти психические механизмы - не что иное, как частные случаи все того же педагогического закона и теории ролей. Действительно, почему Олег стал хулиганом? Потому что другие дети после случайного происшествия на уроке стали смотреть на него как на хулигана. Почему Давид перестал быть «тюхтей» и «Козлом отпущения»? Потому что в новом классе он силой обстоятельств перестал играть эти роли. Почему Игорь стал лучше учиться? Потому что он в новом классе сразу оказался в роли далеко не худшего ученика.

Механизм все тот же. Но как сделать этот механизм орудием целенаправленного педагогического воздействия?

Прежде всего, огромное значение имеет -начальный момент вхождения ребенка в новый коллектив. Действительно, именно в этот момент чаще всего и определяется та роль, которую будет играть ребенок в классе. Ну а роль, как мы видели, уже постепенно изменяет и саму его личность. От роли, которую будет играть новенький, зависит также его эмоциональный тонус, его мнение о себе и даже развитие его умственных способностей.

Но как же сделать так, чтобы ребенок, входя в коллектив, получил именно ту роль, которая ему нужна, роль, которая будет созидать, лечить, а не калечить, разрушать его личность? Для этого нужно прежде всего заранее знать, что это за ребенок и какая ему нужна роль.

Как можно заранее знать ребенка? Самый верный способ - это лично увидеть самого ребенка и поговорить с ним и с его родителями. Никакие бумаги в этом смысле не дают гарантии.

Как определить, какая именно роль нужна ребенку? Это сделать проще всего: слабому нужна роль сильного, плохому ученику роль хорошего (или хотя бы неплохого), пассивному роль активного, застенчивому роль общительного, зазнайке роль обыкновенного, лентяю роль трудяги и т. д. Духовно здоровый человек - это не что иное, как такой человек, у которого различные психические качества находятся в равновесии.

Но вот я уже знаю, какая роль нужна ребенку. Как же сделать так, чтобы он получил именно эту роль? Вот, скажем, Наташа. Ей нужна роль общительной, уверенной в себе девочки. Как сделать так, чтобы она получила эту роль?

Есть единственный надежный способ добиться этого: дать ей возможность общаться с кем-то, кто еще менее общителен, еще менее уверен в себе, чем она. (Конечно, можно возразить: да, но ведь тогда тот, с кем она будет общаться, будет неправильно воспитываться, ведь ему у тоже нужно общаться с менее общительным. Верно, но здесь ничего не поделаешь. Пусть выправится один, а потом уже придется заняться другим.) Если в вашем класс се нет такого ученика, то вы, как профессионал, просто не имеете права принимать эту девочку.

Да, но если все-таки заставляют принять? Тогда поступайте так: обращайтесь с этой девочкой так, как будто она очень общительна и уверена в себе, общайтесь с ней как можно больше, старайтесь всем своим поведением дать понять классу: это очень общительная и уверенная в себе девочка, формируйте общественное мнение. Тщательно контролируйте отношение к ней других учеников. (В частности, в нашем случае учительнице следовало немедленно пересадить Жору, как только она заметила его приставания; к сожалению, этого сделано не было.) Попытайтесь дать ей какую-нибудь работу, которая могла бы вызвать у нее сознание своей значительности, например ухаживать за цветами или за животными в живом уголке, или помогать учительнице первого класса водить малышей в столовую и т. п. Если же из всего этого все-таки ничего не выйдет, попытайтесь применить один из игровых методов, о которых будет речь ниже.

Но как же воздействовать на общественное мнение в детском коллективе, как изменять его? В детском коллективе прямое воздействие на общественное мнение невозможно. Бесполезно взывать к сознанию детей, бесполезно говорить: перестаньте относиться к этой девочке или мальчику так-то... Это, повторяю, совершенно бесполезно и даже вредно. Поступками детей управляет подсознание, поэтому не имеет смысла взывать к сознательным силам того, у кого их еще нет. Здесь необходимо действовать по-другому.

Прежде всего нужно точно знать, чего вы хотите добиться от детей, какое общественное мнение хотите сформировать. Скажем, вам нужно, чтобы дети относились к Лене не как к «Сумасшедшей чудачке», а как к «Обыкновенной девочке». Как этого добиться?

Дайте понять детям (всему классу без Лены или достаточно большой группе детей), что вам бы очень не хотелось, чтобы они относились к Лене как к обыкновенной девочке; что Лена -необыкновенная, особенная, талантливая девочка, что в этом состоит ваше глубокое убеждение. (Тем самым вы даете понять, что они относятся к ней как к обыкновенной девочке, т. е. предлагаете им роль людей, которые относятся к Лене как к обыкновенной девочке.) Можете повторить это внушение два-три раза. Затем наблюдайте за результатом. Почти наверняка у детей возникнет желание относиться к Лене именно как к обыкновенной девочке.

Дети не играют с Леной? Скажите им как-нибудь: дети, не играйте с Леной! Ни в коем случае! Ей сейчас нужно побыть одной. Дальше опять-таки наблюдайте: почти наверняка у детей возникнет непреодолимое стремление играть именно с Леной, раз этого делать нельзя.

Попробуйте воспользоваться и таким приемом, как движение ролей. Я уже говорил, что при нормальном общении человек постоянно меняет роли; это делает его психику подвижной, гибкой, хорошо приспособленной к жизни. Как же добиваться движения ролей?

Один мой знакомый учитель, в прошлом актер самодеятельного театра, имел привычку отмечать с классом дни рожденья всех детей. В такие дни весь класс вечером собирался в его кабинете. Я тоже не раз заглядывал к нему, и вот при этом частенько происходили такие сцены.

Владислав Васильевич (так его зовут) вваливается в класс и оглядывает всех детей грозным взглядом. Дети стихают. Владислав Васильевич становится посреди класса, на секунду задумывается и пальцем подзывает к себе одного из мальчишек. Все моментально окружают их плотным кольцом и стихают: они уже знают - сейчас будет спектакль.

Мальчишка, который стоит перед Владиславом Васильевичем,- классный отличник, тихоня, смирняга и примерный исполнитель всех общественных поручений. Зовут его Женя, фамилия - Жосан. Женя смущается, бросает косвенные взгляды по сторонам и переминается с ноги на ногу. Многие уже заранее прыскают от смеха.

Владислав Васильевич между тем оглядывает Женю укоризненным взглядом и говорит с горько-трагическим пафосом:

- Жосан! Скажи, тебе не стыдно?

После этого Владислав Васильевич долго, закинув голову назад и слегка укоризненно покачивая ею, смотрит на стриженный затылок Жени, как бы стараясь проникнуть этим взглядом в глубь его черепа и отыскать там корень всех его грехов.

Смех сталовится громче, но пока еще никто ничего не понимает.

Жосан! – говорит Владислав Васильевич, поднимая голос на целую октаву выше. - Скажи, Жосан, тебе не стыдно?.

Опять пауза. Женя все быстрее бегает глазами по сторонам и, наконец, сам прыскает в кулак. Смех громче.

Лицо Владислава Васильевича между тем принимает все оттенки от глубокого трагизма до душераздирающей слезоточивой грусти.

- Жосан! - повторяет он, чуть не плача. - Скажи, Жосан, тебе не стыдно?! Ты - отличник, Жосан! Ты - примерный ученик! Скажи, неужели тебе не стыдно, Жосан?

На лице учителя появляется выражение горького разочарования во всем роде человеческом. Дети между тем (в том числе сам «подопытный») покатываются со смеху. Экзекуция Жосана продолжается добрых минут десять, к концу которых слушатели доводятся почти до состояния колик в животе, а некоторые в самом буквальном смысле залезают под столы от смеха. Владислав Васильевич же сохраняет глубокую серьезность.

Наконец Жосана отпускают. Но сценка еще не кончена. За кнутом должен последовать и пряник, а потому на ковер вызывается новое действующее лицо - Саша Рошка. Саша Рошка - это самый безалаберный, распущенный, хулиганистый и ленивый мальчик в классе. При виде его лицо Владислава Васильевича, который секунду назад готов был разрыдаться, освещается всеми оттенками настоящей человеческой радости и гордости за Человека.

- Рошка! - говорит Владислав Васильевич голосом диктора Левитана, объявляющего о капитуляции Германии: - Рошка! Ты молодец, Рошка! Наш класс, наша школа, наш район, наша Галактика - мы все гордимся тобой, Рошка! Ты хулиган, Рошка! Ты лентяй, Рошка! Ты тунеядец, Рошка! Мы все берем с тебя пример, Рошка!

Рошка стоит и морщит рот «в куриную гузку», потому что ему очень хочется прыснуть со смеху, но почему-то неудобно, стыдно как-то.

Вот таким образом Владислав Васильевич «отчитывал» своих, детей. Достигал он таким простым приемом чрезвычайно многого: дети приучались смотреть на себя со стороны, видеть свои смешные стороны, осознавать себя, осознавать условность своей роли.

Тот же Владислав Васильевич использовал еще один на редкость простой прием. Каждую пятницу в его классе было принято делать следующее: кто-нибудь из детей (двое, трое, четверо) должен был целый день с первого звонка до последнего играть роль другого (иногда мальчик играл роль девочки или наоборот), причем всерьез. Благодаря этому роли как бы размывались, дети приучались видеть друг друга, наблюдать друг за другом, учились отделять человека от его роли.

Вообще же играть с детьми можно всегда, в любое время, в любой обстановке, и если делать это умело, то прием это очень эффективный.

Игра - это абсолютно любое действие, но действие условное, т. е. действие, которое делается как бы не по-настоящему, а понарошку, «как будто»; действие, относительно которого мы условились, что это игра.

Скажем, если я натираю пол - это не игра, но если я при этом условился с кем-то или сам с собой играть в полотер, то это уже игра. То же самое действие может быть или не быть игрой. Но дети любят играть и не любят быть серьезными.

Другой мой знакомый учитель математики играл с детьми на уроках чрезвычайно простым способом: он называл всех своих учеников смешными уменьшительными именами и прозвищами, образованными от их фамилий. И одно это делало его уроки приятными, интересными для детей, эмоционально насыщенными, а сам учитель, не обладавший ни малейшими актерскими способностями, имел всегда великолепный контакт с классом.

Вот, например, ему нужно вызвать к доске девочку по фамилии Македон.

- Македончик! - говорит учитель тоненьким голосом (а этот Македончик - огромная девица, на голову выше своего преподавателя). - К доске!

И Македончик с огромным удовольствием идет к доске.

Девочку по фамилии Подлеснова он называл «Подлеснусик», мальчика по фамили Шевчук «Шевчучонок» и т. д. И этим элементарным способом он многого достигал. Я не помню случая, чтобы у него на уроке было скучно; дети у него всегда бодры, веселы, в приподнятом настроении. Но, конечно, прием этот, как и любой другой, нельзя перенимать механически - многое зависит от особенностей личности учителя, уже сложившихся взаимоотношений с классом, от характера самого коллектива.

До сих пор мы говорили о коллективе, который уже существует. А как быть с тем, который только создается, формируется? Какие здесь существуют закономерности? Есть ли факторы, которые одинаково действуют на всех членов коллектива? (До сих пор речь шла только о дифференцированных влияниях.) Имеет ли коллектив свое лицо? Что формирует сам этот коллектив?

Помните, как Том Сойер красил забор?

Коллектив, как и человек, имеет свое лицо. Формирует же коллектив «питательная» среда. Что это такое?

Создание коллектива всегда происходит в определенной среде. Скажем, в школе постоянно царят суматоха, беспорядок, крик, гам, грубость; школа, как говорят в таких случаях, напоминает сумасшедший дом. Такая среда определенным образом формирует отдельные классные коллективы. Вырабатываются внешние привычки приспособления к такой среде, которые затем по закону перехода из внешнего во внутреннее (а этот закон не что иное, как педагогический закон) преобразуются во внутренние качества.

Основные характеристики любой «питательной» среды следующие:

● характер ведущей деятельности, цель;

● постоянство / непостоянство;

● свобода / несвобода;

● принципы внешней организации;

● общая психологическая атмосфера.

Ведущая деятельность - это та деятельность, которая является основной в данной среде. В театре - это игра на сцене, в школе - учеба, в армии - военные действия, в спортивном обществе - занятия спортом, на заводе - производственная деятельность. Однако среду создает не ведущая деятельность сама по себе, а ее характер. Что это значит?

Театр, который Станиславский называл театром представления (т. е. такой, где актер заучивает роль, а затем с помощью чисто внешней техники повторяет ее, как автомат, без всякого внутреннего переживания), и театр, который тот же Станиславский определял как театр переживания (т. е. такой, где актер каждый раз заново внутренне переживает свою роль, играет «душой», а не лицом), - это две совершенно разные среды для формирования коллектива, ведущая деятельность одна, но характер ее разный. Школа, в которой традиционно высокие требования, и школа, в которой требования так же традиционно занижены, - это две разные среды; ведущая деятельность одна, но характер ее разный, и определяет его цель деятельности.

Скажем, если театр существует для того, чтобы развлекать зрителя, иметь дешевый успех и хорошие сборы, - то эта цель соответствующим образом формирует характер ведущей деятельности: в таких театрах актерская игра всегда неминуемо скатывается до уровня представления, а порой и до ремесленного уровня. Интересно, что цель и характер ведущей деятельности чрезвычайно редко осознаются людьми, живущими в данной среде. Постоянство или непостоянство «питательной» среды также оказывает существенное влияние на формирование коллективов. Любая среда, если она является постоянной, лучше, чем непостоянная, изменчивая среда. К счастью, непостоянная среда - редкость в обыденной жизни, но не такая уж редкость в школе. Типичный пример - класс, у которого постоянно меняется классный руководитель. Непостоянство среды - фактор, разлагающе действующий на коллектив.

На характере ведущей деятельности сказывается и отсутствие или наличие свободы. Что я имею в виду? Свобода человека вообще заключается в том, что он сам решает, как ему действовать, несвобода же в том, что за него решают другие. Свобода, как и дисциплина, является не условием, а результатом воспитания. Освободить человека, который не умеет ориентироваться в окружающей его жизни, не способен управлять собой, - это значит погубить его. Вот почему существует принцип, о котором уже было сказано выше, - «на свободу выпускают постепенно», т. е., прежде чем полностью освободить человека, нужно, чтобы он научился разумно пользоваться своей свободой. Однако к свободе нужно стремиться.

Внешняя организация необходима в любом коллективе. В цехе есть бригадир, в классе - староста, в армии - старшина и т. п. Главное требование к внешней организации - ее приспособленность к условиям жизни и работы коллектива, ее четкость и гибкость. Коллектив неорганизованный, безалаберный разлагает своих членов. Но коллектив, в котором организация попирает собой свободу, разлагает в не меньшей степени. Вообще же самая лучшая организация та, которая создается по добровольному решению самого коллектива. Правда, это не всегда возможно, так как человек неподготовленный, невежественный не может и не должен решать: этим он погубит себя; прежде чем дать ему такое право, необходимо подготовить его к этому.

И наконец, под общей психологической атмосферой понимается тот дух грубости или, наоборот, вежливости, уважения к человеку или пренебрежения к нему и т. п., который характеризует данную среду. Этот фактор - единственный, который не проходит мимо внимания абсолютно всех педагогов, однако он-то как раз является наименее важным и к тому же фактически определяется другими факторами.

Итак, здоровая трудовая деятельность, ясные четкие цели, хорошая внешняя организация, свобода, благоприятная общая психологическая атмосфера - эти факторы среды формируют коллектив здоровый, жизнерадостный, гибкий; коллектив, в котором естественным путем выдвигаются положительные лидеры,

Вопрос о лидерах также представляет интерес. Некоторые педагоги, к сожалению, до сих пор пребывают в ложном убеждении, что лидеров можно выдвинуть каким-то искусственным способом, подавив инициативу одних - отрицательных лидеров и дав возможность проявить инициативу другим - положительным. На самом же деле лидеры в коллективе выдвигаются только естественным путем, и решающее значение в этом играет характер ведущей деятельности в этом коллективе. Если ведущая деятельность живая, интересная, трудная, требующая выдержки, силы воли, инициативности, таланта, то такая деятельность естественным путем выдвинет положительных лидеров, и это единственный способ иметь их в коллективе. Если же ведущей деятельностью является тунеядство, лицемерие, формализм, вражда друг с другом, то такая деятельность неминуемо естественным же путем выдвинет из того же самого коллектива отрицательных лидеров.

Таким образом, главная задача педагога в области воспитания через коллектив - это формирование «питательной» среды. К сожалению, в нашей школе педагог часто оказывается в трудном положении в этом отношении так как общая атмосфера школы противоположна той, которую он создает в классе (вспомните учительницу Светлану Рябцеву). В этих случаях надо пытаться создать как можно более замкнутую среду либо менять среду в школе. Если невозможно ни то ни другое, то можно гарантировать, что вы не убережетесь от неприятностей.

Итак, вкратце обобщим то, что было сказано. Отдельные личности в коллективе формируются коллективом, коллектив же формируется «питательной» средой, важнейшей характеристикой которой является характер ведущей деятельности. Задача педагога - в том, чтобы с самого начала создать положительную «питательную» среду.

Следует помнить, что формирование личности и среды процесс двусторонний: среда поддерживает определенное сознание отдельной личности, а отдельная личность, в свою очередь, поддерживает эту среду. Если это уже произошло, то что-то изменить становится чрезвычайно трудно. Интересно, что в этом случае начинать педагогическое воздействие нужно прямо противоположным образом, т. е. с воздействия на сознание отдельных личностей, так как изменение среды без изменения сознания ее обитателей оказывается совершенно невозможным. Именно поэтому в воспитании с помощью коллектива такое огромное значение имеет создание соответствующей «питательной» среды.

Как вы знаете, не всякая группа людей является коллективом. Психология определяет коллектив как такую группу людей, которая занята определенной общей деятельностью и имеет общую цель. Группа же людей, не занятая определенной деятельностью и не имеющая общей цели, является диффузной группой или просто толпой, которая способна лишь на разрушительные действия.

Но вот что очень важно. Мой опыт убедил меня, что учеба в условиях современной школы, к сожалению, не может быть целью и общей деятельностью классного коллектива. Действительно, только при очень поверхностном взгляде кажется, что раз все дети учатся, значит, у всех у них одна деятельность и одна цель. Это подход чисто формальный, т. е. ложный. Мы уже говорили, что мотивы учебной деятельности у всех детей разные: один учится потому, что ему это интересно; другой - потому, что заставляют родители; третий - потому, что дома сказали, что он может заниматься любимым видом спорта, только если будет получать отметки не ниже четверки; четвертый учится сам не знает почему: все учатся - и он учится; наконец, пятый в сущности вообще не учится, а отсиживает в классе. Легко видеть, что это совершенно разные цели и совершенно разные виды деятельности, и, следовательно, такая группа учащихся не является коллективом.

Не может быть целью, создающей коллектив, также так называемая внеурочная деятельность (кружки, походы, драмтеатр и т. п.), так как никогда не бывает, чтобы все дети проявляли интерес к одной деятельности; всегда бывает так, что один хочет делать одно, другой - другое.

Но что же в таком случае может быть целью классного коллектива, что может стать его ведущей деятельностью? Мой собственный опыт и опыт других учителей-практиков убедил меня в том, что только одна деятельность и только одна цель способны создать коллектив в условиях современой советской школы - это человеческое общение. Это то единственное, к чему всегда проявляют интерес все дети, каждый ребенок, каждый человек.

Таким образом, только тот классный коллектив, где дети знают друг друга (т. е. знают друг друга как людей, как личностей), где дети интересуются друг другом (опять же как личностями), где они способны получать удовольствие от общения друг с другом, испытывать от него радость, - только такой классный коллектив может считаться коллективом в собственном смысле этого слова. Ну а научить детей этому - это уже дело педагога (это, кстати, прекрасно делает С. Рябцева, о которой я уже упоминал).

Именно человеческое общение - главная сфера, на которую должен обращать внимание педагог. Учитель, хорошо знающий предмет, прекрасно владеющий методикой, отлично проводящий уроки, аккуратно заполняющий журнал, но мало внимания уделяющий сфере общения, не интересующийся своими детьми как личностями, - это не педагог-профессионал, так как он обращает все свое внимание на второстепенное, упуская из виду главное.

Всегда нужно помнить-все для личности, все для человека. Это не значит, что на первый план выдвигаются индивидуалистические установки. Коллектив для личности - это значит, что человек не должен приноситься в жертву коллективу, так как человек - цель, коллектив - только средство.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: