Промысловые трубопроводы

Трубопроводы, транспортирующие продукцию скважин на территории нефтяных месторождений, подразделяются:

1) по назначению — на нефтепроводы, газопроводы, нефте­газопроводы, нефтегазоводопроводы и водопроводы;

2) по напору — на напорные и безнапорные;

3) по рабочему давлению — на трубопроводы высокого (6,4 МПа и выше), среднего (1,6—6,4 МПа) и низкого (0,6— 1,6 МПа) давления;

4) по способу прокладки — на подземные, наземные и подводные;

5) по функции — на выкидные линии, идущие от устьев скважин до групповой замерной установки (ГЗУ), нефтяные, газовые, водяные и нефтегазоводяные сборные коллекторы и межпромысловые нефтепроводы Выкидные линии и нефтесборные коллекторы обычно не пол­ностью заполнены нефтью, т. е. часть сечения выкидных линий или коллектора занята газом, выделившимся или в процессе движения нефти по ним, или увлеченным нефтью из сепарато­ров в связи с их плохой работой.

В самотечных нефтепроводах нефть движется под действием гравитационных сил, обусловленных разностью вертикальных отметок в начале и в конце нефтепровода.

Нефть и ее примеси транспортируются по выкидным линиям до ГЗУ за счет перепада давления между устьем скважины ' и ГЗУ. Выкидные линии прокладываются под землей, их диа­метр в зависимости от дебита скважин составляет от 75 до 150 мм. Протяженность выкидных линий определяется технико-экономическими расчетами и может достигать 3—4 км.

От ГЗУ до ДНС или ЦПС обычно прокладывается сборный коллектор диаметром от 150 до 500 мм и протяженностью от 5 до 10 км.

При сооружении нефтепромысловых коммуникаций применя­ют стальные трубы из малоуглеродистой и низколегированной стали, обладающие хорошей свариваемостью. Эти трубы вы­пускаются бесшовными, электросварными, спирально-сварными и т. д. Сварные трубы больших диаметров имеют продольный или спиральный шов, а трубы малых диаметров — продольный шов.

Перед строительством любого трубопровода, прокла­дываемого на нефтяных месторождениях, прежде всего согла­суют с землепользователем временное отчуждение земли, по ко­торой должен прокладываться трубопровод. После этого роют траншеи на глубину ниже уровня промерзания почвы и подво­зят плети труб к этой траншее. Затем сваривают вручную (диа­метр до 800 мм) или автоматически (диаметр более 800 мм) стыки труб, поддерживаемых на весу трубоукладчиками, тща­тельно очищают наружную поверхность труб от грязи и окали­ны и наносят на нее битумное покрытие, крафтбумагу и ленту гидроизоляции, предохраняющие трубопровод от почвенной кор­розии.

После проведения всех этих работ сваренный и изолирован­ный трубопровод погружается трубоукладчиками на дно тран­шеи и закапывается той же землей, которая была вынута из траншеи. Затем грейдерами выравнивается поверхность земли на трассе данного трубопровода и осуществляется рекультива­ция почвы, т. е. восстановление ее плодородия.

Опрессовка трубопровода. После окончания строи­тельных работ все промысловые трубопроводы, уложенные в траншеи или проходящие по поверхности земли, подвергают­ся гидравлическому испытанию (опрессовке).

Цель гидравлических испытаний трубопроводов — проверка на герметичность сварных (или резьбовых) соединений и испы­тание на механическую прочность

Гидравлическое испытание на герметичность и прочность трубопровода осуществляется следующим образом: на трубо­проводе с обоих концов устанавливаются (привариваются) за­глушки с краниками для выпуска воздуха, после чего трубо­провод заполняется водой. К заполненному водой трубопроводу подсоединяют насос (обычно поршневой) и создают необходи­мое давление (давление опрессовки), которое выдерживают в течение 30 мин. Если за это время давление в трубопроводе не снизилось или снизилось не более чем на 0,05 МПа, то тру­бопровод считается герметичным. Необходимое давление опрес­совки должно превышать рабочее в 1,25—1,5 раза, в зависимо­сти от назначения трубопровода.

Соединение труб. Нефтепроводные трубы соединяют между собой при помощи резьбовых соединений, фланцев, элек­тро- и газосварки. Последний широко распространен и приме­няется чаще для труб большого диаметра.

Существуют три способа сварки труб:

1) электродуговая сварка постоянным током (от передвижных генераторов) или переменным током (от сварочных трансформаторов, присоединенных к промысловым электросетям);

2) газовая сварка кислородно-ацетиленовым пламенем;

3) газопрессовая сварка под давлением.

При злектродуговой и газовой сварке шов между стыками труб заполняется расплавленным металлом (от электрода); при газопрессовой сварке сварной шов образуется в результате сплавления кромок стыка.

При сооружении внутрипромысловых нефтепроводов наибо­лее часто применяется электродуговая сварка постоянным током.

Запорная арматура. В качестве запорной арматуры на нефтяных месторождениях применяются задвижки, вентили, краны, обратные клапаны. Запорная арматура устанавливается обычно в начале и конце каждого трубопровода, в отдельных промежуточных точках трубопроводов большой протяженности, на приемной и нагнетательной линиях насосов, резервуаров, емкостей и т. п.

Наиболее распространенным видом запорной арматуры, при­меняемой на нефтяных месторождениях, являются задвижки. Они предназначены для перекрытия нефтепроводов, разобщения их отдельных участков при ремонтных работах, перекрытия ли­ний поступления продукции в сепараторы, отстойники, резер­вуары и др. Диаметр условного прохода наиболее распростра­ненных задвижек составляет 50—400 мм, но иногда применяют­ся задвижки и большего диаметра.

В зависимости от условий работы применяются чугунные или стальные задвижки. Чугунные задвижки изготавливаются на давление, не превышающее 1,6 МПа, стальные—на давление 1,6 МПа и более. Стальные задвижки устанавливаются лишь на трубопроводах высокого давления, а также на отдельных врезках трубопроводов низкого давления, где имеется повышен­ная опасность механического повреждения.

Любая задвижка состоит из корпуса, крышки, выдвижного шпинделя, маховика, двух дисковых плашек и распорного клина (у чугунных задвижек) или сплошного клина (у стальных за­движек). Необходимая герметичность в чугунных задвижках обеспечивается плотным прилеганием плашек к седлам, что до­стигается с помощью распорного клина, который, упираясь в днище корпуса при крайнем нижнем положении плашек, раз­двигает и прижимает их к седлам. В стальных задвижках сплошной клиновой затвор плотно прилегает к седлам в корпу­се, также имеющим клиновидные поверхности.

В тех случаях, когда необходимо предотвратить возможность движения потока жидкости по трубопроводу в обратном направ­лении, рядом с задвижками ставят обратные клапаны. Обратные клапаны обычно устанавливают также перед распре­делительным коллектором установок «Спутник», на нагнетатель­ных линиях насосов и т. д. Наиболее распространены обратные клапаны, снабженные поворотной хлопушкой.

В трубопроводах малого диаметра в качестве запорной ар­матуры применяются краны и вентили.

Кран представляет собой запорное устройство, проходное сечение которого открывается или закрывается при повороте пробки вокруг своей оси. Краны изготавливают из чугуна или бронзы на рабочее давление не выше 4 МПа с диаметром про­ходного сечения не более 50 мм.

Вентили отличаются от задвижек и кранов тем, что за­порное устройство в них насажено на шпиндель, при повороте которого оно перемещается вдоль оси седла. Вентили изготав­ливают из чугуна, бронзы и стали на рабочее давление до 16 МПа с диаметром условного прохода до 150 мм.

Уход за запорной арматурой практически сводится к перио­дическому осмотру и устранению обнаруженных пропусков неф­ти и газа.

В промысловой практике засорение выкидных линий и нефтесборных коллекторов происходит в основном по следующим причинам.

1. Ввиду недостаточной скорости потока твердые частицы, выносимые из скважины вместе с нефтью на поверхность, осе­дают в нефтепроводе, уменьшая его проходное сечение.

2. В определенных термодинамических условиях при совмест­ном транспортировании нефти, газа и воды выпадают различ­ные соли и парафин, создавая твердый осадок, трудно поддаю­щийся разрушению.

3. При интенсивной коррозии оборудования его внутренние стенки разрушаются, в результате чего образуется окалина, осе­дающая в трубопроводе и уменьшающая его сечение.

Нефть, транспортируемая по сборным коллекторам, почти всегда представляет собой эмульсию (нефть+вода), содержа щую большее или меньшее количество взвешенных механиче­ских частиц. В процессе движения жидкости из этой эмульсии выпадают свободная вода, кристаллы парафина, солей, механи­ческие примеси и др.

Условия осаждения воды, кристаллов парафина и солей, ми­неральных частиц и других примесей в потоке иные, чем в спо­койной жидкости, так как в потоке действуют подъемные силы. Засоряющий режим возникает тогда, когда частицы механиче­ских примесей и парафинового шлама вследствие малых ско­ростей потока жидкости не увлекаются потоком и оседают в трубе.

Возникновение засоряющего режима в сборных коллекторах вызывает осложнения в работе нефтепроводов. При расчете диаметра трубопроводов следует избегать скоростей, вызываю­щих возникновение этого режима. Кроме того, необходимо учи­тывать, что при расслоении эмульсии с выделением свободной воды нижняя часть трубы интенсивно подвергается коррозии пластовыми водами.

Рекомендуемая средняя скорость потока в трубе при пере­качке нефти составляет от 1 до 2,2 м/с.

При эксплуатации промысловых нефтепроводов основные осложнения вызываются отложениями парафина на внутренней поверхности труб и коррозией трубопроводов.

Отложение парафина. Основные факторы, влияющие на отложение парафина в трубопроводах, следующие.

1. Состояние поверхности стенки нефтепровода, соприкасающейся с нефтью. Шероховатые стенки труб способствуют отло­жению парафина, так как интенсифицируют перемешивание по­тока при турбулентном режиме движения и способствуют выде­лению газа из нефти непосредственно у стенок труб.

2. Растворяющая способность нефти по отношению к пара­финовым соединениям. Практикой установлено, что чем тяжелее нефть, тем хуже она растворяет парафиновые соединения и тем, следовательно, интенсивнее может выделяться из такой нефти парафин и отлагаться на стенках труб.

3. Концентрация парафиновых соединений в нефти. Чем вы­ше концентрация этих соединений, тем интенсивнее будет отло­жение парафина при прочих равных условиях.

4. Температура кристаллизации парафина. Как известно, кристаллизация парафина, т. е. образование твердой фазы, проходит при разных температурах. Образование парафинов, крис­таллизующихся при высоких температурах, и отложение их на стенках труб наступает раньше, чем парафинов, кристаллизую­щихся при низких, температурах.

5. Темп снижения давления в потоке нефти. Чем больше пе­репад давления, тем интенсивнее происходит образование и вы­деление из нефти новой фазы — газа, способствующее понижению температуры нефтегазового потока. Кроме того, разгазиро-

вание нефти влечет за собой выделение легких фракций, являю­щихся наилучшим растворителем парафиновых соединений.

6. Скорость нефтегазового потока. Многочисленными опыта­ми установлено, что чем ниже скорость движения нефти, т. е. чем меньше дебит скважин, тем больше образуется парафино­
вых отложений.

7. Наличие в нефти воды.

В промысловых условиях можно рекомендовать следующие основные методы, предотвращающие образование отложений парафина.

1. Применение высоконапорной (1—1,5 МПа) системы сбо­ра, значительно снижающей разгазирование нефти.

2. Использование различных нагревателей для подогрева нефти в трубопроводах.

3. Покрытие внутренней поверхности трубопроводов различ­ными лакамщ эпоксидными смолами и стеклопластиками, существенно снижающими шероховатость поверхности труб.

4. Применение специальных ингибиторов парафинообразования.

5. Применение поверхностно-активных веществ, подаваемых к забоям или устьям скважин в поток обводненной нефти. Подача ПАВ в обводненные скважины полностью предотвращает образование нефтяной эмульсии, в результате чего стенки вы­кидных линий контактируют не с нефтью, способствующей при­липанию твердых частиц парафина, а с пластовой водой, отри­цательно действующей на отложение парафина.

6. Применение теплоизоляции, которая одновременно явля­лась бы и антикоррозийным покрытием.

7. Применение резиновых шаров, периодически вводимых в выкидные линии.

Коррозия наружной и внутренней поверхно­стей трубопроводов. Срок службы и надежность работы промысловых трубопроводов во многом определяются степенью защиты их от разрушения при взаимодействии с внешней И внутренней средой.

Процесс разрушения трубопроводов под воздействием внеш­ней окружающей (песок, глина, суглинок и т. д.) и внутренней (пластовая вода, эмульсия, нефти, содержащие сероводород) среды называется коррозией.

Среда, в которой трубопровод подвергается коррозии, назы­вается коррозионной или агрессивной.

По характеру взаимодействия металла труб со средой раз­личают два основных типа коррозии: 1) химическую и 2) элек­трохимическую.

Химической коррозией называется процесс разруше­ния всей поверхности металла при его контакте с химически аг­рессивным агентом, при этом он не сопровождается возникнове­нием и прохождением по металлу электрического тока. Приме­ром химической коррозии может служить разрушение внутрен ней поверхности резервуара или трубопровода при хранении или перекачке сернистых нефтей, которые при контакте с ме­таллом приводят, его к разрушению.

Электрохимическая коррозия —это процесс раз­рушения металла, сопровождающийся образованием и прохож­дением электрического тока. При электрохимической коррозии, в отличие от химической, на поверхности металла образуется не сплошное, а местное повреждение в виде пятен и. раковин (каверн) различной глубины.

Сущность электрохимической коррозии заключается в том,, что в результате взаимодействия металла с окружающей средой (почвой, водой) происходит растворение и разрушение металла, сопровождающееся прохождением электрического тока.

Кроме того, в нефтегазоводосборной системе трубопроводов могут возникать биокоррозия и электрокоррозия под воздейст­вием блуждающих токов, обусловленных утечками их с рельсов электрифицированного транспорта.

Биокоррозия трубопроводов вызывается активной жиз­недеятельностью микроорганизмов. В настоящее время биокор­розии уделяется огромное внимание, так как на ее долю прихо­дится значительное число коррозионных разрушений эксплуата­ционных колонн скважин нефтяных и газовых месторождений.

Различают анаэробные бактерии-, жизнедеятельность кото­рых может протекать при отсутствии кислорода, и аэробные — только в присутствии кислорода. В природе наиболее широко распространены сульфатвосстанавливающие анаэробные бакте­рии, обычно обитающие в сточных водах, нефтяных скважинах и продуктивных горизонтах. Наиболее благоприятной средой для развития этих бактерий являются воды продуктивных гори­зонтов нефтяных месторождений. В результате жизнедеятельно­сти сульфатвосстанавливающих бактерий образуется сероводо­род, который, соединяясь с железом, образует сульфиды желе­за, выпадающие в осадок.

Пассивная и активная защита трубопрово­дов от коррозии. Существует два способа защиты трубо­проводов от почвенной коррозии: 1) пассивный и 2) активный.

К пассивной защите трубопроводов и резервуаров относятся изоляционные покрытия с различными материалами.

Наиболее широко в. промысловой практике применяют би-тумно-резиновые покрытия и покрытия из, полимерных лент, на­носимых на трубопроводы с помощью специальных очистных механизмов и машин.

Ко всякому антикоррозийному внешнему покрытию труб должны предъявляться следующие требования: 1) водонепрони­цаемость; 2) прочность сцепления покрытия с металлом; 3) хо­рошая изоляция от электрического тока; 4) достаточная проч­ность и способность сопротивляться механическим воздействиям при засыпке траншеи; 5) низкая стоимость.

Рис. 21. Схема катодной защиты трубо­провода от коррозионного разрушения

При длительной экс­плуатации трубопроводов, защищенных только изоляционными покрытиями, могут возникать сквозные коррозионные повреждения уже через 5—8 лет после укладки трубопроводов в грунт на участках с почвенной коррозией, а при наличии блуждающих токов

Рис. 21. Схема катодной защиты трубо­провода от коррозионного разрушения

(электрокоррозии) — че­рез 2—3 года.

Поэтому для долго­вечности, кроме защиты поверхности промысловых трубопроводов антикоррозийными по­крытиями, применяют активный способ защиты, к которому от­носятся в основном катодная и протекторная защиты.

Катодная защита (рис. 21). Сущность катодной защи­ты сводится к созданию отрицательного потенциала на поверх­ности трубопровода 6, благодаря чему предотвращаются утечки электрического тока со стенок трубы, сопровождающиеся ее коррозионным разъеданием. С этой целью к трубопроводу под­ключают отрицательный полюс источника постоянного тока 3, а положительный полюс присоединяют к специальному электро-ду-заземлителю 1, установленному в стороне от трубопровода 6. Таким образом, трубопровод становится катодом, а электрод-заземлитель — анодом.

В результате достигается так называемая катодная поляри­зация, т. е. односторонняя проводимость, исключающая обрат­ное течение тока, при которой токи текут из грунта в трубу, как показано на схеме пунктирными стрелками 8. Исключение уте­чек токов из трубы прекращает ее коррозию.

Как видно из схемы, ток от постоянного источника тока 3 по кабелю 2, анодному заземлению / поступает в почву и через поврежденные участки 4 изоляции 5 и 7 на трубу 6. Затем че­рез точку дренажа Д возвращается к источнику постоянного то­ка 3 через отрицательный полюс. В результате вместо трубо­провода разрушается анодный заземлитель /.

Станция катодной защиты (СКЗ) представляет собой уст­ройство, состоящее из источника постоянного тока или преобра­зователя переменного тока в постоянный, контрольных и регу­лирующих приборов и подсоединительных кабелей. В качестве анодных заземлителей применяются железокремнистые и гра-фитированные электроды. Расстояние между трубопроводом и анодом принимают равным 100—200 м. Одна СКЗ обычно об­служивает трубопровод протяженностью 10—15 км.

Протекторная защита. Для защиты трубопроводов, резервуаров и резервуарных парков, когда нельзя использовать катодную защиту из-за отсутствия источников электроснабже­ния, может применяться протекторная защита. Она осуществ­ляется при помощи электродов (протекторов), закапываемых в грунт рядом с защищаемым сооружением.

Протекторная защита имеет те же теоретические основы, что и катодная. Разница заключается лишь в том, что необходи­мый для защиты ток создается не станцией катодной защиты, а самим протектором, имеющим более отрицательный потенци­ал, чем защищаемый объект. Для изготовления протекторов в основном используют магний и цинк.

Для предохранения трубопроводов от внутренней коррозии применяют различные лаки, эпоксидные смолы, цинко-силикат­ные покрытия и ингибиторы.

Среди антикоррозийных средств в настоящее время, бесспор­но, первое место принадлежит ингибиторам коррозии, способ­ным создавать барьер между коррозионной средой и металлом. Несмотря на то, что эффективность защиты ингибиторами зави­сит от множества факторов, применение их технически и эко­номически оправдано как при углекислотной и сероводородной коррозии, так и при любых других видах внутреннего корро­зионного разрушения промыслового оборудования. Следует об­ратить внимание на то, что необходимо тщательно подбирать 'ингибиторы для конкретных условий эксплуатации оборудова­ния на промысле. От этого в значительной мере зависят эффек­тивность и экономичность защиты.

Эффективность ингибитора зависит также и от способа его ввода в скважины и нефтегазосборную систему.

В настоящее время синтезировано и внедрено множество ингибиторов для различных условий. Самые эффективные из них—ингибиторы И-1-А, ИКБ-4 и ИКСГ-1, ИКАР-1. Эффек­тивность их защитного действия в среднем составляет 80—98 %.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Какие бывают способы добычи нефти? Расскажите кратко о фонтанном и механизированных способах добычи нефти.

2. Назовите основные принципы построения схем сбора продукции скважин на нефтяных месторождениях.

3. В каких случаях применяются однотрубная и двухтруб­ная схемы сбора нефти и газа?

4. Расскажите о схеме сбора нефти и газа Бароняна — Везирова.

5. Расскажите о схеме сбора продукции скважин института Гипровостокнефть.

6. Расскажите об унифицированной технологической схеме сбора и подготовки нефти, газа и воды на промыслах.

7. На каком принципе работают автоматизированные уста­
новки типа «Спутник»?

8. Для чего осуществляется сепарация нефти на промыслах?
Сколько применяется ступеней сепарации нефти?

9. Расскажите о принципе работы сепараторов.

10. Опишите устройство сепарационных установок типа УБС

11. Расскажите о трехфазных сепараторах типа УПС. Опи­шите их устройство и принцип работы.

12. Из каких основных узлов состоят дожимные насосные станции (ДНС)? Расскажите о принципе их работы.

13. Назовите назначение промысловых трубопроводов. Какие способы соединения труб вы знаете? Перечислите виды запорной арматуры.

Что такое коррозия? Какие имеются способы защиты трубопроводов от коррозии?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: