История народных промыслов России (Алтая)

Плетение известно человеку очень давно. Плели в основном из природных материалов: лозы, листьев кукурузы, стеблей трав, бересты и соломы.

Многие считают, что древний человек узнал о плетении от самого обыкновенного паука, глядя на то, как он из ниток создает сеточку-узор. Усвоив этот метод, человек стал выполнять нитки из самых разных материалов: пряли из нитей морских моллюсков, пряли из льна и шерсти коз, баранов и верблюдов.

Рассказывают, что в марте 1665 года луга и заборы вблизи Мерзебурга покрылись великим множеством паутины и из нее женщины окрестных селений понаделали себе лент и различных украшений. А позднее королю Франции Людовику XIV преподнесли чулки и перчатки, тканые из шелковистых нитей французских пауков.

260 лет назад Академия наук в Париже рассматривала вопрос о целесообразности использования паучьего шелка в промышленном производстве. Было решено, что это невыгодно, т.к. потребуются полчища пауков и тучи мух для их пропитания. И все-таки несмотря на решения академиков многие ученые продолжали искать и находить все новые применения паутине.

Наш знаменитый соотечественник Миклухо-Маклай первый из европейцев описал, как пользуются паутиной на Новой Гвинее. Из толстой и прочной паутины огромных пауков туземцы плели рыболовные сети и сачки. Причем сачки для людей делали сами пауки. Большой прут бамбука сгибали петлей и приставляли вплотную к паутине. Очень скоро паук заплетал эту удобную раму, и сачок готов. Такая сеть была очень прочной и использовалась для ловли рыбы.

Ткань, сотканная из паутины тропических пауков нефил, золотистого цвета, удивительно воздушная и легкая, при одинаковой прочности гораздо тоньше шелка гусеницы шелкопряда.

Бисерное рукоделие пришло к нам из глубин истории, передаваясь из поколения в поколение.

В легенде о возникновении стеклоделия рассказывается, что когда-то, в очень далекие времена, купцы везли по Средиземному морю добытую в Африке природную соду. Остановившись ночевать, они на песчаном берегу развели костер и обложили его кусками соды. Утром в золе купцы обнаружили чудесный слиток, который был тверд, как камень, прозрачен, как вода, и переливался под лучами солнца. Так было открыто стекло.

Изделия, снизанные из мелких бус и бисера, известны в Древнем Египте и Индии, они до сих пор украшают одежду народов Ближнего и Дальнего Востока, Африки и Индии, Американского континента, Европы и Азии.

На территории нашей страны изделия из бисера и стекла были известны еще в IV— V вв. до н. э. Уже тогда украшали вышивкой бисером одежду и обувь, предметы женского туалета. Во времена Киевской Руси (IX—XII вв.) женщины и дети носили украшения в виде стеклянных бус и браслетов разной формы и цвета. Секрет изготовления бисера оберегался венецианцами в течение нескольких веков. Возникавшие подобные производства в других странах не могли конкурировать по качеству с венецианским. Только успехи богемских стеклодувов позволили XVII веке потеснить венецианцев на европейском рынке. Вышивали бисером не только женщины, но и мужчины.

В 1754 году дала первую продукцию фабрика: бисер, стеклярус, смальту (стекла для мозаики). Эту фабрику открыл великий русский ученый под Ораниенбаумом (ныне г. Ломоносов), М. В. Ломоносов. На Руси бисером украшали пояса, кафтаны, сарафаны русских красавиц.

Кружевоплетение. Родиной плетения кружева на коклюшках считается Италия. В XVI веке это искусство начало свое долгое существование и скоро распространилось по всей Европе. Кружевоплетение на Руси известно с конца XVII века. Большая часть кружев получила свои названия от местности, где они производились: «вологодское» (центр в городе Вологда), «елецкое» (центр в Ельце), «ростовское» и «романовское» (в городах Ростове Великом и Романове Ярославской губернии). Кружево каждой местности имеет свой характерный только для него рисунок.

В XVIII веке этот вид художественного ремесла получил широкое распространение. Не было ни одного дома, где долгими зимними вечерами не стучали бы палочки-коклюшки, рождая белопенные кружева.

Учились выполнять кружева девочки с детства и к свадьбе должны были пополнить свое приданое кружевными изделиями.

Проволока. Издавна значительное место в жизни людей занимают изделия из проволоки: подвески, кольца, кольчуги, цепочки, перстни, браслеты. В самых древних изделиях применялась кованая проволока, процесс изготовления которой был настолько трудоемким, что изделия из обычной меди ценились так же высоко, как изделия из золота.

Начиная с XII века кованую проволоку вытеснила выполненная способом волочения.

Славились бронные мастера подмосковного Броничи (сейчас город Бронницы). Здесь из золотой, серебряной и медной проволоки плели красивые цепочки, а из стальной - прочные кольчуги.

В наше время на Бронницкой ювелирной фабрике создают различные украшения, часто сочетая проволочное плетение со вставками из цветных камней. Конечно, проволока применяется не только для ювелирных работ. Медная и алюминиевая используются в электро-радиопромышленности, для телефонной проводки и т.д.

Строение и основные свойства проволоки — пластичность и мягкость — позволяют выполнять операции, характерные для всех видов плетения: сгибать, перевивать и переплетать. Важное преимущество данного материала при работе для детей в том, что проволока имеет способность удерживать форму во время различных этапов плетения.

Кожа — очень древний материал, когда-то он заменял человеку одежду и бумагу, веревки и пуговицы. Благодаря своей эластичности кожа очень хорошо обрабатывается: режется, гнется, клеится, шьется, плетется. Кожа хорошо держит форму, ее срезы не осыпаются, как срезы ткани, поэтому с успехом используется в самых различных изделиях. Кожа — очень интересный материал, украшения, выполненные из нее, никогда не выходят из моды.

Изделия из кожи редко используются при работе с детьми, так как многие считают, что данный материал сложен в обработке и достаточно дефицитен.

Русскими художественными лаками принято называть изящные небольшие изделия из папье-маше с миниатюрной живописью (Федоскино, Палех, Мстёра, Холуй) и железные лакированные подносы, расписанные яркими цветами (Жостово, Нижний Тагил).

В Китае и Японии лаковые изделия от ширм до небольших сосудов и коробок создавались из смол редких пород деревьев и кустарников, растущих в этих странах (лаки по существу и есть различного рода смолы). Такие смолы, сгущенные на солнце и отстоянные на воде, наносились многими слоями на деревянную или даже льняную и шелковую основу (к примеру, китайские лаковые изделия «тотай», что означает «бестелесный») и приобретали после затвердения в сыром помещении чрезвычайную прочность: на китайские и японские лаки не воздействуют ни вода, ни кислоты. По лаку производилась художественная резьба и инкрустация перламутром; на лак наносилась роспись красками, преимущественно золотыми.

В свое время славились и персидские лакированные изделия: коробки, пеналы, подставки для книг и др., которые делались из бумажной массы, смешанной с различными клеями (прототип папье-маше). Поверхность изделий покрывалась тончайшей красочной миниатюрной росписью клеевыми красками. Живопись закреплялась затем несколькими слоями прозрачного, с золотистым оттенком растительного лака.

Вторая волна влияний, вытеснившая «китайский стиль», возникла в конце XVIII в. в связи с появлением в Европе лаковых расписных табакерок. XVIII век иногда называют «веком табакерок», поскольку привычка нюхать табак коснулась всех - от знати до простолюдинов. Наряду с табакерками из золота, серебра, черепаховой кости и прочих дорогих материалов стали делать (больше всего в Германии) табакерки из прессованного картона, пропитанного растительными маслами и просушенного при температуре до 100°С. Такая основа изделий получила название папье-маше («битая бумага»).

В самом конце XVIII в. (в 1796 г.) в селе Данилково, в 30 километрах от Москвы, рядом с деревней Федоскино, был налажен выпуск русских лаковых табакерок. Основателем нового дела был купец П. И. Коробов, владелец небольшой бумажной мельницы и фабрики по выделке чернолаковых козырьков.

По преданию, П. И. Коробов вывез из Германии нескольких мастеров, знающих технологию изготовления табакерок из папье-маше и способы их росписи. Опыт иностранцев вскоре был освоен и развит местными мастерами. К середине XIX в. лукутинские лаки, названные так по фамилии купцов Лукутиных - преемников Коробова, встали на уровень с европейскими лаками и даже превосходили их по крепости лака и качеству отделки, что не раз подтверждалось дипломами и отзывами на международных ярмарках. При этом художники-миниатюристы опирались на русскую литографию первой половины XIX в., на картины русских художников, которые являлись как бы прототипами федоскинских миниатюр-импровизаций. Лукутинское производство просуществовало до 1904 г. В 1910 г. группа бывших лукутинских мастеров организовала «Федоскинскую артель живописцев» на базе ликвидированной лукутинской фабрики. Художественная традиция русской лаковой миниатюры не прерывалась. Сегодня в Федоскине (на Федоскинской фабрике миниатюрной живописи) в мастерских работает около двухсот живописцев, имеется художественная профтехшкола и при ней - музей миниатюрной живописи.

В советское время возникли еще три промысла лаковой миниатюры: в Палехе Ивановской области (1924 г.), в Мстёре Владимирской области (1932 г.), в Холуе Ивановской области (1934 г.). Мастера этих промыслов, сохранив самобытную и традиционную технику живописи, заимствовали у федоскинцев процесс изготовления изделий папье-маше.

В начале XIX в. неподалеку от Федоскина в деревне Жостово появились черные лаковые подносы с цветочной росписью.

Подносный промысел на Урале возник в середине XVIII в. Тагильские подносы обладали ярко выраженными особенностями как формы изделий (подносы прямоугольные, круглые, овальные, фестончатые, гитаровидные, треугольные, скатертные и др.), так и художественного решения. Традиции уральской росписи по лакированному железу развивались в двух основных руслах: так называемая картинная живопись на подносах рубежа XVIII-XIX вв. и первой половины XIX в. и цветочная роспись на подносах, родственная сибирской и уральской росписи сундуков, туесов, дуг, прялок и прочих предметов крестьянского обихода.

Искусство резьбы по дереву. Издавна из дерева возводили дома, изготовляли утварь, посуду, делали игрушки. Художественная обработка дерева у многих народов нашей страны - самый развитый и наиболее древний вид народного декоративного искусства.

Исследования советских археологов раскрыли неизвестные раньше деревянные скульптурные изображения зверей и птиц Алтая V в., новгородскую утварь IX-XV вв., украшенную резьбой и росписью. Древнерусские плотники (древоделы) и столяры (тесляры) строили хоромы и терема, ставили крепости. Мастера выдалбливали праздничные сосуды - ендовы и скобкари для кваса и медовых напитков, делали и красивую бытовую утварь, например плоские и широкие корыта для теста - дежи. Бочары из дубовых дощечек-клеток собирали бочки, жбаны, токари из мягкой древесины вытачивали чашки, миски-ставцы. Из луба гнули короба для приданого, из клена резали изящные звонкие ложки.

В XVII-XVIII вв. искусство художественной резьбы по дереву получило развитие в оформлении иконостасов, дворцовых интерьеров, в мебели, где преобладала объемная, горельефная, накладная и пропильная резьба. Многоцветная, резьба украшала грузовые парусники, в частности борта и надстройки волжских белян и расшив, а также боевые корабли - галиоты и корветы, под бушпритами которых красовались скульптуры птиц, зверей и морских божеств.

До наших дней на русском Севере, в Поволжье, на Урале и в Сибири сохранились крестьянские дома - произведения неизвестных ваятелей и резчиков.

Приемом, обогащающим простейшую геометрическую резьбу, является инкрустация оловом. Полоски олова, залитого в углубления резьбы, оплетают орнаментом поверхность небольших округлых предметов, рукоятей, ножек прялок.

Самостоятельной областью народной резьбы являлось долбление - изготовление и украшение всевозможных сосудов - ковшей-скопкарей, ковшей-налевок, различных черпаков. Техника долбления наиболее древняя, чаще применялась в изготовлении предметов обихода. Любой крестьянин с помощью простых орудий делал лодки-долбленки, вытесывал ковши, корыта; такие долбленые и тесаные вещи изредка украшали резьбой. Округлы и массивны их формы, велика толщина стенок, чем достигалась прочность, особенно важная в изделиях, испытывающих перегрузки, например, ступах, блюдах для резки овощей и мяса. Именно в этой технике выявляется склонность народных мастеров к пластике.

Своеобразной областью пластического творчества народных резчиков являлась деревянная игрушка и скульптура. До сих пор яркими красками радуют глаз пестрые детские игрушки - птички-свистульки, кони-каталки, грибки, бочата.

Своеобразна резьба пряничных досок, представляющих собой контррельеф, что необходимо для получения выпуклого прямого изображения в самом прянике. Пряники преподносили гостям, дарили на свадьбе. Специальные аршинные пряники пекли к важным событиям.

Широкое признание получили богородская игрушка (с. Богородское Московской области), абрамцевско-кудринские резные изделия (г. Хотьково Московской области), кировские капокорешковые шкатулки (г. Киров), великоустюжская прорезная береста (Вологодская область), возрожденная в последние годы якутская резьба и др.

В селе Богородском, где издавна делали виртуозно вырезанные игрушки, получило развитие искусство объемной резьбы. Богородские мастера выработали особые приемы маховой резьбы, орнаментальной обработки, порезки поверхности.

В Якутии восстанавливается традиционное искусство художественной резьбы по дереву. Из дерева, преимущественно березы, здесь раньше изготавливали деревянную посуду для кумыса: чороны, чаши, горшки.

Широко используется наследие русской геометрической и рельефной резьбы в работах мастеров и художников жигулевского промысла Куйбышевской области, создающих разнообразные токарные изделия, а также в вещах мастеров Ульяновской области (пос. Кузоватово), где скромные резные пояски дополняются поверхностями, гладко окрашенными в яркие тона - красными, оранжевыми, подчеркивающими и естественную красоту древесины, и мягко моделированный резной орнамент.

В последние годы становятся все более популярными резные ложки, которые делаются в разных районах нашей страны. Мы уже не говорим о всемирно известной горьковской расписной ложке, основным достоинством которой является своеобразная цветовая гамма украшающей ее хохломской росписи, удобная и красивая форма. В южном Дагестане, например, делают ложки из плодовых пород деревьев: утонченные, уплощенные формы с коричнево-красной поверхностью; интересный рисунок текстуры нередко дополняется выжженным орнаментом монументальных форм. Для якутских ложек характерна затейливая геометрическая резьба на круто изогнутой ручке, для ложек народов Приамурья - вытянутые очертания, уплощенный силуэт и графический орнамент, украшающий рукоять.

Искусство росписи по дереву. Роспись по дереву относится к наиболее ярким проявлениям народного творчества. В последние десятилетия наши представления о народной росписи заметно расширились. Были открыты и исследованы крупные центры народной живописи на Алтае, Урале, в Сибири, обнаружены яркие росписи крестьянских домов. Появилась возможность говорить о декоративной росписи как общенациональном явлении русского народного искусства. Сложились своеобразные школы народной росписи в Заонежье, Архангельской и Костромской областях, на Урале, Алтае.

Мастер XVIII века советует, чем и что расписывать: «Если придется много писать по дереву, то различные краски надо смешать с яйцом, смешав вместе белок с желтком. Этими красками можно расписывать: блюда, тарелки, ложки и стаканы, посошки, солонки. Ящики, ларчики, зеркальные рамы и доски стола, подносы, чашки, кровати или что-либо другое. Затем их нужно проолифить и будет хорошо и светло».

Расписные прялки. Разнообразны народные росписи. Но, к сожалению, мало сохранилось бытовых расписных изделий. Редкое и счастливое исключение представляют прялки, благодаря которым можно познакомиться с искусством основных центров народного художественного ремесла.

Прялка, пряха или пресница были одним из самых распространенных и самых опоэтизированных предметов крестьянского быта. Красивой, «баской», пресницей гордилась владелица, она привлекала взимание подруг. Прялку дарил молодой человек своей девушке, прялка частенько переходила по наследству - от матери или бабки.

Хохломская роспись. Золотые хохломские изделия изготавливают в селе Сёмино, на родине русской Хохломы, и в городе Семёнове Горьковской области. Для хохломской росписи характерны особая цветовая гамма, в которой наряду с золотым цветом, который получается в результате особенной отделки, играют красная и черная краски, отличающиеся повышенной стойкостью к температуре, что тоже важно при термической обработке изделий.

В Вознесенском районе существует производство изделий с полхово-майданской анилиновой росписью. Изделия полхово-майданских мастеров знают по всей стране, это прежде всего детские игрушки, короба, грибы, солонки, ступки, чугунки и пр. Основные мотивы росписи - цветы, птицы, животные, сельский пейзаж, архитектурные памятники. Полхово-майданские мастера используют несколько разных приемов, связанных с определенными мотивами и композициями.

Городецкая роспись (роспись темперными красками), развивавшаяся во второй половине прошлого столетия в деревнях по реке Узоле, украшала не только прялочные донца. Мастера этого района изготавливали и расписывали короба-мочесники, детскую резную игрушку - коней, птиц, упряжки. В росписи использовали яркие тона красного, зеленого, желтого, черного цвета. Для росписи характерны цветной фон и особые колористические и графически-живописные приемы письма. Традиционная городецкая роспись клеевыми красками восстановлена в последние годы.

Вятская роспись (роспись клеевыми или гуашевыми красками). Вятская роспись на первый взгляд не очень броская. Яркий цветной фон, оранжевый, зеленый или голубой, разделенный темными полосами на квадраты и прямоугольники, покрывали рябеньким орнаментом из точек, штрихов, кружков, крестиков, который соединялся в ромбы, треугольники, круги. Вятские кустари изготовляли расписные сундуки и шкатулки комплектами, в виде ставней или складней, которые наподобие матрешек вставлялись одни в другие.

Интересно краткое и образное описание одного старого способа: «На оструганных начисто ложках пишутся гусиным пером, обмакнутым в раствор железа в крепкой водке, рисунки: цветы, буквы, церкви, рыбы и прочее, а затем рисунки отжариваются, то есть ложки ставят на 1-2 часа в печь, а от действия жара и кислоты наведенный рисунок приобретает резкие очертания, после чего ложки очищают, протирая их брусовиной, и покрывают олифой; затем рисунки раскрашивают кисточкой разноцветными красками - суриком, синей и прочее, разведенными на олифе же, которою покрывают ложки еще два раза».

Восстановление традиционных техник росписи, возрождение старинных промыслов происходит во многих местах. В последние годы восстановлено производство расписных уральских изделий.

Искусство резьбы по кости и рогу. Кость - материал, известный людям с глубокой древности. Ученые-археологи, проводя раскопки на побережье Чукотского моря, обнаружили разнообразные изделия из клыка моржа, которые датируются первыми веками нашей эры. Это были бытовые предметы, необходимые в жизни эскимосов - охотников на морского зверя: наконечники гарпунов, ножи, скребки. На обском Севере археологи нашли изделия, выполненные из оленьего рога и костей крупных водоплавающих птиц: изящные ложки, ручки ножей, завершающиеся изображением птиц, хищных зверей. Эти вещи также были выполнены в первых веках нашей эры, почти 2000 лет тому назад.

В средние века на европейской части нашей страны резьба по кости была развита в Новгороде. Костяные гребни, пеналы, шахматы, выполненные в X-XII вв. нашей эры, были найдены Новгородской археологической экспедицией.

В тех районах, где в силу природных условий было значительное количество кости того или иного животного, со временем образовались народные промыслы по художественной обработке этого материала.

Сегодня искусство художественной обработки кости представляет одно из интереснейших явлений в многонациональной культуре нашей Родины.

Чукотско-эскимосская резьба и гравировка по кости. В 1931 г. в поселке Уэлен, расположенном на самом крайнем северо-востоке нашей страны на берегу Берингова пролива, организуется косторезная мастерская. Бессменным руководителем этой мастерской до последних дней жизни (умер в 1968 г.) был резчик Вуквутагин. Отличительная черта этих вещей - минимум порезки, скупость художественных средств. Кроме круглой скульптуры, чукотские и эскимосские резчики проявили себя как искусные мастера сюжетной гравировки по кости. На поверхность моржового клыка наносятся гравированные изображения, протертые цветными карандашами.

Холмогорская резьба по кости. Один из традиционных народных художественных промыслов резьбы по кости сформировался на русском Севере, вблизи Архангельска. В одной из деревень - Вавчуге находилась первая русская судостроительная верфь братьев Бажениных. Приезжавший сюда по делам строительства русского флота Петр I обратил внимание на искусную резьбу местных мастеров, сам впоследствии увлекался этим искусством. Холмогорские мастера прославились уже в XVII в. В Холмогоры шли царские заказы на изготовление гребней, причем указывалось, чтобы в узорах были травы, в травах - птицы. Понимая, что простая кость не имеет той красоты цвета, текстуры и блеска, что моржовая или мамонтовая кость, холмогорские резчики находили разнообразные приемы обогащения этого материала. Они окрашивали пластины кости в интенсивно-зеленый цвет, применяли и коричневый цвет. Гравированный узор протирался бронзовым порошком или красной краской, эффектно смотрелся на зеленом фоне пластин. Однако не все пластины кости окрашивались в зеленый или коричневый цвет. Часть оставлялась естественного белого цвета. Мастера украшали белые пластины кости цветной гравировкой в виде зеленых веток с красными цветами. Излюбленной была техника ажурной резьбы, в причудливые узоры которой искусно вплетались рельефные изображения фантастических птиц, бегущего зайца, преследуемого собакой, охотника, стреляющего в птицу.

История сохранила нам имена некоторых талантливых холмогорских резчиков. В исполнении миниатюрных портретов из кости, обрамленных тончайшими завитками ажурной резьбы, очень искусен был холмогорский мастер О. X. Дудин, живший в 70-е гг. XVIII в. в Петербурге. Резные кружки его работы с портретами хранятся в Государственном Эрмитаже и в Государственной Оружейной палате Московского Кремля. Прославился также виртуозной резьбой Н. С. Верещагин, чиновник Архангельской таможни, работавший в конце XVIII - начале XIX в. Им были выполнены из мамонтовой кости вазы, так называемые «Времена года»: по тулову яйцевидной формы ваз размещены круглые медальоны с рельефными композициями, изображающими времена года. Медальоны обрамлены тончайшим ажурным орнаментом. Это самые большие из косторезных изделий (высота ваз 84 см, они хранятся в Государственном Эрмитаже). В начале XX в. холмогорский промысел, оттесненный быстро развивающимся в России капиталистическим производством, прекращает свое существование. Только три старых мастера, В. П. Гурьев (1871-1937), В. Т. Узиков (1876-1939) и Г. Е. Петровский (1876-1930), продолжают хранить секреты холмогорского мастерства.

Тобольская резьба по кости. В середине XIX в. в городе Тобольске также возникает промысел резьбы по кости. Обилие мамонтовой кости в Сибири, традиция резьбы по кости у народов, населяющих бассейн реки Оби, - все это способствовало становлению в Тобольске центра косторезного искусства. Тобольские мастера искусны в области миниатюрной скульптуры. Они создавали скульптурные группы, отражающие быт народов Севера, животный мир. Каждая фигура вырезалась отдельно и прикреплялась шпеньками к подставке, также выполняемой из мамонтовой кости. Их общее решение напоминает построение макета.

В последние годы в художественной промышленности начали осваивать рог северного оленя и китовый ус. Народы Севера и Дальнего Востока в прошлом употребляли олений рог для изготовления предметов хозяйственного обихода. Это были рукоятки ножей, детали оленьей упряжки, пороховницы, выбивалки снега из меховой одежды.

Рог северного оленя получают в период забоя животных во многих районах нашей страны (в Якутии, Архангельской области, Таймырском автономном округе, на Камчатке, в Магаданской области). Магаданская сувенирная фабрика разработала значительный ассортимент изделий из оленьего рога. Поверхность оленьего рога разрабатывается, орнаментируется глубокой гравировкой в технике рельефной резьбы. Углубления заполняются цветной пастой и нарокрилом, что создает колористический контраст с более светлой поверхностью рога.

Керамическая игрушка. Народная игрушка привлекла к себе внимание исследователей сравнительно недавно. Коллекционировать и серьезно изучать ее стали на рубеже XIX-XX вв., т.е. в тот период, когда многие кустарные промыслы, в том числе игрушечный, стали приходить в упадок. Многих любителей народного искусства восхитило уже то, что удалось собрать и показать на первых «Выставках игрушек прошлого и настоящего». Выставка под таким названием состоялась в 1909 г. в Московском кустарном музее (ныне Музей народного искусства), выставка в 1910 г. явилась как бы ее продолжением, они и положили начало серьезному изучению игрушки.

Наиболее полные собрания народной игрушки имеются в крупнейших музеях страны - Загорском музее игрушки, Государственном Историческом и Русском музеях, Музее народного искусства, во многих краеведческих музеях, сведения о ней далеко не исчерпывающи.

Объясняется это тем, что игрушки, в том числе и керамические, выполнявшиеся чуть ли не в каждом уголке нашей страны, не считались предметами, достойными особого внимания. Дешевую игрушку, служившую для детской забавы не берегли, поэтому до нас дошли главным образом поздние изделия. Керамической игрушке благодаря долговечности самого материала - обожженной глины повезло больше других. Ее нередко находят археологи среди памятников давно исчезнувших культур, что позволяет судить о древности ее происхождения.

Игрушку связывают с древнейшими культовыми обрядами, олицетворением сил природы в облике людей или животных. Так, женская фигура символизировала мать-землю, конь - солнце, а водоплавающая птица - водную и воздушную стихии. Действительно, в игрушке с древнейших времен неизменно сохраняются эти три образа. Предполагают, что и происхождение глиняных свистулек связано с обрядами глубокой древности, когда свист считался надежным средством отпугивания злых сил.

Согласно другой точке зрения дети всех времен и наций в игре подражают взрослым, их игрушки не наделены глубоким мифологическим смыслом и являются лишь образным отражением окружающего ребенка быта.

Вероятно, вопрос о происхождении игрушки не может быть решен однопланово.

В большинстве случаев производство глиняных игрушек было подсобным к посудному гончарству. Несложную в исполнении игрушку лепили, чтобы заполнить место в горне между большими сосудами.

Наиболее высокого художественного совершенства в создании игрушек достигали мастера промыслов, специализировавшиеся только на ее производстве. К ним относятся и ныне работающие: широко известный дымковский (г. Киров), филимоновский (Тульская область), каргопольский (Архангельская область) промыслы. Наряду с ними трудились в менее известных центрах гончары, также оставившие нам изделия, примечательные своей выразительностью, пластичностью, красочностью, разнообразием и богатством их украшения.

Скопинская игрушка. В середине - второй половине XIX в. производством замысловатых фигурных сосудов прославились гончары города Скопина на Рязанщине. Здесь были обильные залежи глин, которые и определили возникновение промысла, очевидно, уже в глубокой древности. Скопинских гончаров иронически называли свистушниками.

Как и посуду, игрушки лепили из белой глины и глазуровали. Глаза, зубы, ноздри выполнены в виде круглых глубоких дыр (при помощи заостренной палочки), когти резко прочерчены неровными бороздами, движения головы и лап энергичны. Ярки цвета глазурей - желтой, коричневой, синей, интенсивно звучат они на белом фоне черепка. Существенная деталь: группы фигурок обычно размещаются на плоской подставочке с как бы обрубленными не лепными и не заглаженными краями. Так делают только в Скопине - неровный обрез усиливает впечатление энергичной подвижности зверей-свистулек.

Новгородские свистульки. Несколько напоминают скопинские игрушки. Фигурки здесь коренастее скопинских, пропорции их укороченные. На плоских лицах выделяется крупно вылепленный нос, глаза и рот только намечены. Руки-колбаски жестикулируют очень убедительно. Здесь применяются такие же цвета, как и в Скопине, зеленый, желтый, коричневый. Обращают на себя внимание приемы отточенно быстрой лепки. Фигурка конька вылеплена из одного куска глины. После того как сформировалось округлое на конце туловище-свистулька, от него оттянули вниз две коротенькие ножки, заостренные двумя-тремя движениями пальцев. Вверх от гордо выпяченной груди вытянулась шея, увенчанная небольшой головкой с острыми ушками, торчащими в разные стороны. Их лепили так же, как и ножки, - слегка оттягивая от основного куска глины и сужая к концам. Ударом пальца коньку сделали нос, напоминающий плоский свиной пятачок, и, наконец, стиснув двумя пальцами глину на шее, украсили ее ровным полукругом гривы.

Ярославская игрушка. В Ярославской области делали архаичные по форме свистульки в виде коней или птиц с веретенообразными массивными туловищами, двумя крохотными передними ножками, одинаково длинными изогнутыми шеями. Различие было в том, что небольшие головки птиц украшал гребешок, а конь имел заостренные уши. Игрушки покрывали глазурью или белой масляной краской с синими и красными полосами и пятнами. Так, А. С. Балашов из деревни Лаврово (на юге Ярославской области) оттискивал отдельно фигурку всадника в глиняной формочке, а затем сажал его на лепного коня. При этом конь и всадник резко отличались друг от друга по манере исполнения: свистулька-конь - округлая, как бы обкатанная, гладкая, обобщенная; фигурка человечка плоская, покрытая мелким дробным рельефным орнаментом, напоминающая печатные пряники.

Абашевская игрушка. Среди игрушечников были и есть рядовые мастера и яркие творческие индивидуальности. Большинство дореволюционных гончаров остались безвестными. Но уже в 1920-30-е гг. имена многих даровитых мастеров становятся известными, например работавшего в селе Абашево Пензенской области талантливого Лариона Зоткина. Свистульки Зоткина выполнены в виде фигурок животных с длинным туловищем, короткими, широко расставленными ногами, длинной, пластично выгнутой шеей, маленькой тщательно вылепленной головой, большими глазами-углублениями. Они весьма задорны и горделивы. И им есть чем гордиться: головы козлов, оленей, баранов украшены большими, красиво изогнутыми, иногда многоярусными рогами, кудрявыми челками, узорчатыми бородами, гривами, расписанными яркими эмалевыми красками в самых неожиданных сочетаниях.

Жбанниковская игрушка. Среди народных промыслов Горьковской области первенство принадлежит художественной обработке дерева, что наложило отпечаток и на другие виды народного искусства. Так, под влиянием хохломской и городецкой росписи местные гончары использовали для покрытия глиняных изделий не глазури, а холодную роспись маслом, эмалями, они пишут по золотому, черному, красному фону хохломские травки, применяют штампики из куска губки или свернутого лоскута. Это влияние ощущается в росписи игрушек Л. Г. Потатуева, работавшего в селе Жбанниково под Городцом в 1930-е гг. Он сплошь покрывал фигурки краской, так что скрывался цвет черепка, применял штампики, серебрение, позолоту. Игрушки тяжелы по пропорциям, коренасты, большеголовы, их туловища имеют обычную для свистулек форму конуса, поддерживаемого двумя коротенькими ножками. Свистульки вылеплены из светлой глины и раскрашены оранжевыми, зелеными, синими полосами по серебряному фону или белыми и темно-синими полосами по красному фону.

Липецкая игрушка. Среди игрушек, в декорировке которых применялось и глазурование, а на более позднем этапе - роспись маслом, следует отметить эффектные изделия гончаров села Романово близ Липецка. Ранние из игрушек (вторая половина XIX в.) массивны, устойчивы, эпически спокойны: это все те же барыни, птицы, коровы. Несмотря на традиционность сюжетов, эти игрушки отличаются и характером лепки и росписью. Фигурки животных монолитны, звери и птицы стоят на толстых ногах-столбиках, толсты их шеи, рога, массивным пластом ложатся крылья и хвосты птиц. Барыни не так тяжеловесны, у них короткие, прижатые к талии ручки, широкое, одной ширины с шеей лицо с намеченными палочкой глазами-точками, ноздрями, ртом; на голову нахлобучена кокетливая шляпка, на груди - огромные пуговицы-лепешки или брошь. Особенность липецкого декора игрушек - ритмичный орнамент из глубоких, как бы рубленых борозд, ложащийся то поперечными штрихами, то косыми полосками. Этот прием особенно уместен, когда игрушки поливают глазурью, растекающейся по белому черепку и темнеющей в бороздах.

Курская игрушка. Черепок игрушек - светлый, почти белый. Некоторые из них покрыты орнаментальной росписью, некоторые - однотонной желтой или зеленой глазурью. Здесь существует своя, не повторяемая в других районах манера лепки человеческих фигурок, небольших, аккуратных, изящных, даже несколько хрупких, что довольно необычно для глиняных игрушек. Фигурки человечков сильно вытянуты вверх. Характерна маленькая, почти лишенная подбородка, слегка сплюснутая головка на длинной шее. Глаза, рот, нос обозначены штрихами и углублениями. Руки обычно полусогнуты и упираются в бока, при этом ладони сплющены, примазаны к бокам фигурки. Барыни одеты в длинные юбки колоколом, их головы, как и головы всадников, покрывает маленькая надвинутая на лоб шапочка. Эти игрушки приспособлены для свиста, причем свисток выполняется в виде птицы или кувшинчика, которые барыня держит под рукой. Делали здесь, как в других районах, остроумную по конструкции свистульку - миниатюрный горшочек с трубочкой-свистком в боку. В сосудик наливается вода, и, когда дуют в свисток, она бурлит, булькает, свистит по-птичьи. Бока свистульки расписываются по белому фону ярко-розовыми, бирюзовыми, желтыми продольными полосами.

Орловская игрушка. Несколько лет назад благодаря работе исследователей народного искусства Орловской области стала известна игрушка деревни Плешково. Наличие залежей белых огнеупорных глин способствовало развитию здесь гончарного и игрушечного промысла. Формы фигурок тяжеловатые, они монолитны, нерасчленены, примитивны, но есть в этих персонажах своя выразительность. Женскую фигурку лепят с одной рукой, а вторая, короткая, отставленная в сторону, представляет собой свисток. Грудь петушка украшают тремя-четырьмя защипами, имитирующими оперение. Так же изображается и грива коня. Белые после обжига плешковские глины с поблескивающими вкраплениями слюды делают поверхность изделий красивой и без раскраски.

Дымковская расписная игрушка. Среди многочисленных промыслов выделяются три крупных центра, мастера которых с неизменным успехом продолжают работать в наши дни и прославили свое искусство далеко за рубежами нашей Родины.

Первым среди этих промыслов следует назвать кировский (бывший Вятский). Игрушка, которую здесь выполняют, известна под названием дымковской. Дымково - слобода Вятки, где зародился и расцвел игрушечный промысел. Предполагается, что промысел возник в глубокой древности, когда под Вяткой (старинное наименование - Хлынов) в ночной битве, не распознав друг друга, сразились два дружественных войска. С тех пор по случайно погибшим каждую весну справляли тризну. А позже этот ритуал потерял свой драматический смысл и превратился в весеннее гулянье, праздник так называемой свистуньи. На празднике свистели в глиняные свистульки, кидались расписными глиняными шариками. Спрос на подобные изделия, особенно весной, был постоянным, производство их, а затем и других игрушек, оказалось выгодным. В слободе Дымково, где делали игрушки, были отличные глины и речной песок, пригодные для керамического промысла. В конце концов, в промысле сложились оригинальные приемы лепки и декорирования игрушки и свой художественный стиль.

Каргопольская игрушка. Каргопольская игрушка отличается от дымковской не только внешними признаками, но и содержанием: в ней образно передается народный быт русского Севера. В древнем городе Каргополе Архангельской области работает цех предприятия народных художественных промыслов «Беломорские узоры», организованный на основе местного традиционного производства. Здесь игрушки лепят из красной глины.

Тульская игрушка. Меньше всего изменений претерпела за долгие годы своего существования игрушка из деревни Филимоново, живописного уголка Тульской области (Одоевский район). В деревне Татево благодаря отличным по качеству белым глинам издавна существовал гончарный промысел, рассчитанный в основном на местный рынок. При этом мужчины выполняли только посуду, а женщины – расписные игрушки. Производство игрушек, как и в ряде других центров, очевидно, сильно сократилось в начале XX в., но все-таки теплилось, благодаря тому, что местные мастерицы не бросали полностью своего ремесла. Этот своеобразный промысел был восстановлен в 1960-е гг., и ныне партии филимоновских игрушек расходятся по всей нашей стране, украшают зарубежные выставки. Интересно, что природные свойства местной глины, на редкость пластичной и жирной, отразились на облике игрушек, сообщив им своеобразие: поскольку филимоновская глина при просушке быстро покрывается трещинами, ее приходится все время заглаживать влажной рукой, невольно сужая и вытягивая туловище фигурки. Пластичность глины позволяет сохранять в лепке удлиненные пропорции.

Балхарская игрушка. Говоря о современной глиняной игрушке, необходимо остановиться на работах мастериц Дагестана. Дагестанская игрушка нетрадиционна по своему происхождению, но традиционна по манере исполнения и облику. По существу этот промысел возник на основе традиционного посудного гончарства в наши дни, не ранее 1960-х г. В ауле Балхар с древнейших времен (VIII-X вв.) существовало гончарное производство. В современных работах балхарского керамического цеха сохраняются традиции промысла, сложившиеся в XVIII-XIX вв. Игрушечного промысла здесь не было, лишь иногда между делом мастерицы лепили несложные свистульки и фигурки, обжигая их вместе с посудой. Эти вещицы делали для развлечения местных ребятишек.

При том внимании, которым окружен промысел, лепные изделия балхарских мастериц не могли остаться незамеченными и производство игрушек получило дальнейшее развитие. Балхарские игрушки стали появляться на крупнейших советских и зарубежных выставках, быстро завоевав всеобщее признание. В них привлекала необычность: выполненные из красной, иногда задымленной в обжиге глины, они были сплошь расписаны тем же архаичным, загадочным белым узором, что и посуда.

Таким образом, мы еще раз убеждаемся, что традиции народного искусства не исчезают полностью, но нередко возрождаются на традиционной основе в новых формах. В современных бытовых условиях керамическая игрушка уже не отвечает своим первоначальным функциям: дети постарше предпочитают тематику более близкую событиям окружающей жизни, а игрушка для малышей выполняется из более легких и менее хрупких материалов. Глиняная игрушка остается с нами как одно из привлекательнейших явлений народного искусства, как общепризнанный национальный сувенир, как украшение в доме.

Художественная обработка металла. К древнейшим памятникам художественного металла, открытым на территории нашей страны, относятся изделия из скифских курганов Северного Причерноморья, низовий Днепра (V-III вв. до н.э.). Произведения эти свидетельствуют о высочайшем мастерстве ювелирной обработки золота и серебра, чеканного рельефа. Изделия с тончайшими перегородчатыми эмалями и множеством мелких зернинок до сих пор остаются непревзойденными шедеврами ювелирного искусства.

Изделия из черни с серебром и золотом поражают искусством сочетания миниатюры рисунка и блестящей техники гравировки.

Монголо-татарское нашествие задержало развитие культуры Древней Руси, но уже в XIV-XV вв. вместе с другими искусствами стала возрождаться художественная обработка металла. В Чернигове, Смоленске, Галиче и Новгороде восстановилось искусство ковки, литье мелких украшений, чеканки и тиснения. Вновь получили распространение сканное мастерство, наводка золота на медь и сталь, черневое дело.

Однако наиболее высокий расцвет декоративного искусства приходится на время последующего объединения земель русского государства в XVI-XVII вв.

Московские ремесленники-серебряники чеканили чарки, братины, оклады икон. Многие предметы богато украшались филигранью, камнями-самоцветами, росписью и перегородчатой эмалью.

В Великом Устюге, Сольвычегодске, Казани, Ярославле и Костроме широко применялись просечка по железу, ковка и тиснение серебра, расписные эмали.

В середине XVIII в. крупнейшим центром по производству эмалевых и черневых изделий становится Великий Устюг.

Во второй половине XIX в. кустари красносельского промысла изготовляли из серебра большое количество недорогих сережек, колец, крестов, риз для икон в технике чеканки, литья и штамковки. К этому времени складывается производство финифтяных миниатюрных иконок в Ростове Ярославском, каслинское чугунное литье мелкой скульптуры, вологодское искусство просечного железа и ковки. На основе этих производств возник ряд и современных предприятий, продолжающих развивать традиционные виды народного декоративного искусства, совершенствовать и изыскивать новые способы художественной обработки металлов.

Литье - древнейший вид обработки металлов. На Руси художественное литье получило развитие уже в VI-VIII вв. Изделия отливали из бронзы, серебра и золота. Литыми вещами славилась Киевская Русь. Прекрасные образцы литейного искусства имелись и в XVII в. в северных русских городах: Новгороде, Владимире, Суздале. В технике литья изготовляли браслеты, пряжки, поясные накладки и ожерелья. Отливали и более крупные предметы: подсвечники, кувшины-водолеи, колокола.

Отец и сын Иван и Михаил Моторины в 1735 г. отлили из бронзы колокол весом в 200 т. В 1586 г. Андрей Чохов отлил царь-пушку весом в 40 т, богато украшенную узором.

Своеобразно каслинское художественное литье. Завод уже более 170 лет выпускает тончайшие ажурные изделия, миниатюрную скульптуру из чугуна. Каслинские мастера получили известность благодаря умению сочетать обобщенное решение всей скульптуры с внимательной проработкой отдельных частей ее: мускулов, уздечек, шерсти, складок и мельчайших деталей одежды.

Хотя искусство ковки известно на Руси с древнейших времен, начало его широкому распространению было положено в XII-XIII вв. - во времена зарождения древнерусского городского кузнечного ремесла. Узкая производственная специализация кузнецов способствовала созданию замечательных художественных произведений.

Прекрасным примером русского кузнечного искусства XIII в. может служить шлем Ярослава Всеволодовича, выкованный из одного куска железа.

Кузнечное дело, считавшееся необычным, высоким искусством, издавна было окружено различными поверьями. Считалось, что кузнецы находились под покровительством бога Сварога и могли врачевать болезни, ворожить, отгонять нечистую силу. Профессия кузнеца казалась таинственной, связанной с магией. Техника художественной ковки, начиная с самых ранних периодов и до настоящего времени, почти не изменилась.

Просечка по железу. Возникновение этого вида обработки металла относится к самым отдаленным временам развития кузнечного дела. Впоследствии оба вида техники - ковка и просечка - сосуществовали и успешно развивались вплоть до XIX в. Материалом для просечки служили серебро, медь, латунь, но особенно широко в этой технике использовалось железо. Изготовление просечных изделий было развито в основном в северных областях - Вологодской, Новгородской, Ярославской. Объяснялось это близостью центров выплавки железа - Устюжны, Железнопольской и села Уломы. Наибольший интерес представляют работы великоустюжских мастеров. Мотивы переплетения ветвей, цветов, встречающиеся в просечке, можно увидеть и в чеканке, скани, каменной и деревянной резьбе, в прорезной бересте. Часто в завитки вплетают изображения сказочных зверей: единорога, русалок. В чеканке этот узор порою обогащается пластически - отдельные его детали прочеканивают, поднимая их над плоскостью. В других случаях дополнительный узор наносят зубилом. В чеканном изделии добивались декоративного эффекта с помощью цветового решения.

Чеканка относится к одной из древнейших техник художественной обработки металла.

Со второй половины XI в. наряду с плоскорельефной чеканкой появляется тиснение тонкого листа серебра на матрицах - басма. Басменная техника открыла возможность почти неограниченного применения штампа. В XVII в. особое развитие получила чеканка по серебру и золоту. Мастера московской Оружейной палаты проявили высокое мастерство в чеканке дворцовой утвари: кубков, братин, тарелок, чаш, подносов.

С начала XVIII в. центром художественной металлообработки становится Петербург, куда переводятся многие мастера Оружейной палаты. Прекрасным образцом, в котором используются все возможности чеканки, служит усыпальница лавры Александра Невского, находящаяся ныне в Государственном Эрмитаже. Крупнейшими центрами чеканного искусства в XVIII в. стали Северный Кавказ и Урал.

Чернь. Чернение относится к древним видам художественной отделки изделий. Близ Смоленска и Чернигова были найдены украшения с чернью и гравировкой, изготовленные еще в X в. Но широкого расцвета эта техника достигает в XVI-XVIII вв. В XVIII в. производством изделий с чернью начинает славиться Великий Устюг.

Филигрань (скань) - один из древнейших видов художественной обработки металла. Название филигрань происходит от двух латинских слов – «филюм» (нить) и «гранум» (зерно). Слово «скань» древнеславянское и означает свить, скрутить. И то и другое названия указывают на особенность этого вида обработки металла. Получается скань от скручивания двух проволочек, образующих «веревочку». Туго скрученная проволока смотрится особенно эффектно, напоминая ряд плотноуложенных зернышек. Дополняется скань зернью, т.е. маленькими шариками, делающими изделие еще более красивым. Развитие филигранного искусства, приостановленное монголо-татарским нашествием, вновь приходит к расцвету в XV-XVI вв. Изделия с филигранью включают самые различные материалы: драгоценные камни, эмаль, дерево, резную кость. В это время работали известные мастера - сканщики Амвросий и Иван Фомины.

Насечка металлом по дереву - своеобразный вид народного декоративного искусства, встречающийся на территории нашей страны лишь в Закарпатье и Дагестане, местах, богатых самыми различными ремеслами. Наряду с другими причинами возникновение этих промыслов в прошлом связано с обилием в этих краях поделочной древесины, употребляющейся при насечке. Особую известность получили изделия с насечкой дагестанского высокогорного селения Унцукуль: корешковые трубки, трости, блюда. Материалом для этих вещей издавна служили кизил и абрикос. Кизиловая и абрикосовая древесина хорошо удерживает металлические и костяные узоры после высыхания дерева.

Биметалл (двойной металл) в декоративное искусство пришел сравнительно недавно - в 50-е гг. прошлого столетия, хотя в промышленности находил широкое применение еще в XIX в. Это двух- или трехслойная пластина, металлы которой соединены индустриальным способом горячей прокатки и представляют монолитное целое. Способом травления верхний слой может быть снят, обнажая таким образом поверхность нижнего. Этот прием используется и в иных материалах - во фреске (техника сграффито), в нанесении золота на сталь (златоустовская наводка).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: