ПРОБЛЕМА датировки наскальной живописи. Полимпсест – наслоения изображения.
Методы: геология, ботаника, почвоведение, радиоуглеродная экспертиза.
Изображения: антропоморфные, зооморфные (тереоморфные-копытные, оринтоморфные-птицы).
Шишкинская писаница – конец неолита (4 тыс. л. до н.э.) – 1700 памятников.
Образы (хронология):
Мезолит – рыбы, лось, антропоморфные.
Неолит – рыбы, лось, антропоморфные + птицы.
Бронза – стеллы, личины, возн. шаманизма.
Железо – всадники, змеи.
Раннее средневековье – обратная перспектива, сцены охоты, войны.
Семиотика – смысловая нагрузка.
Тотемные (прародители) животные, рыбы и птицы – медведь, кабан, волк, олень – налим – ворон, лебедь.
Мужское начало (бык)– жизнь, день, начало, чистота. Женское – наоборот.
ПРОБЛЕМА определения места археологии в системе гуманитарных наук и выделение разделов археологии. Одна точка зрения предполагает, что археология играет вспомогательную роль в системе исторических наук, хотя и получает более высокий ранг, чем вспомогательные исторические дисциплины, и - археология является источниковедческой наукой, т.е. её предмет не древнее общество, не исторический процесс, а археологические источники «дописьменного» периода. Но появление письменности как рубеж между доисторией и протоисторией хронологически не одновременен для разных стран. Проще и логичнее было бы применять один всеобщий термин - “ археология ”. Но археология - это не только раскопки, не только изучение раскопанных вещей, но и комплексное научное осмысление исторических периодов в развитии человеческой культуры.
|
|
ОТ «НАТУРАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА»