Процесс генезиса искусства (согласно исследованиям Столяра А.Д.) происходил от «натурального творчества» к искусственным изобразительным формам:
«Натуральное творчество» Ранний (средний?) ашшель, поздний ашшель, мустье
1. Эпизодическое экспонирование значительной части туши животного (продольное сечение).
2. Экспонирование символических частей: зверя (головы), конечностей, шкуры (поперечное сечение). Создание особых хранилищ натуральных символов определённого вида («медвежьи пещеры»)
3. Прообраз «натурального макета» (использование естественной фигурной основы)
4. «Натуральный макет» с грубо намеченной лепной основой и выделенной «шеей».
5. «Натуральный макет» с глиняной основой, обобщённо передающей всю безголовую фигуру
Переход к искусственным изобразительным формам (начало Верхнего Палеолита)
1. Полнообъёмная обобщенная глиняная скульптура в натуральных размерах.
2. Обобщённо моделированный профильный глиняный барельеф.
3. Появление первых «рисунков» - «макароны», отпечатки рук.
4. Огрублённый схематический профиль-контурный рисунок на глине.
5. Профильный рисунок с утончённым контуром (краска и гравировка).
Ранний ориньяк. Начало верхнего палеолитического творчества
6. Профильный рисунок с детализированным контуром, несущим начала художественной стилизации и затем насыщаемым внутренними деталями