Дорический храм

Стереобат — массивное каменное основание, которое обычно состояло из трех ступеней,

Стилобат - верхняя ступень и вся поверхность стереобата, служит как бы постаментом для храма.

В плане — это прямоугольник. На нем и размещался собственно храм, включающий небольшой пронаос (преддверие храма) и

наос (святилище) — прямоугольное помещение, освещенное через световые люки потолка.

Опистодом - иногда позади наоса располагалось маленькое помещение—с выходом в сторону заднего фасада.

Наос с пронаосом и опистодомом был со всех сторон окружен колоннадой, которая поддерживала и торжественно несла на себе тяжесть перекрытия верхней части здания (опорные балки и карниз). Над перекрытием поднималась кровля из черепицы или мраморных плиток.

Колонна - основная несущая часть ордера.

В дорическом ордере колонна не имеет базы и стоит прямо на стилобате. Ее пропорции обычно приземисты и мощны. На высоте одной трети колонна имеет энтазис — равномерное утолщение, которое создает ощущение упругого "усилия от тяжести антаблемента. Колонна состоит из сужающегося кверху ствола, прорезанного желобками (каннелюрами), и капители, завершающей ствол колонны.

Капитель составляют эхин — круглая каменная подушка и абака — невысокая плита, принимающая давление антаблемента.

Антаблемент складывается из архитрава (балки, которая лежит на колоннах и несет всю тяжесть перекрытия), фриза и карниза.

Архитрав дорического ордера — гладкий, фриз украшают триглифы и метопы. Триглифы по своему происхождению восходят к выступающим торцам деревянных балок и разделены на три полосы вертикальными желобками. Метопы — прямоугольные плиты, заполняющие промежутки между триглифами. Антаблемент завершается карнизом.

Фонтон – треугольное поле под двускатной крышей на переднем и заднем фасадах. Метопы украшались рельефами, фронтоны – рельефами или круглой скульптурой.

Акротерий – скульптурное украшение конька и углов крыши.

Колонна ионического ордера выше и тоньше по своим пропорциям, чем дорическая колонна. Она имеет базу, а эхин ее капители образует два изящных завитка — волюты. Архитрав разделен по горизонтали на три полосы, отчего кажется легче. Фриз сплошной лентой опоясывает весь антаблемент. Карниз богато декорирован.

Позднее, в эпоху классики, получил развитие третий ордер — коринфский, близкий к ионическому и отличающийся от него еще большей вытянутостью и легкостью колонн, увенчанных пышной корзинообразной капителью из растительного орнамента — листьев аканфа и волют. Система греческих ордеров и ее элементы нашли широкое применение в дальнейшем не только в архитектуре античного мира, но и в эпоху Возрождения, в сооружениях барокко и классицизма.

Ранние архаические храмы имели грузные пропорции, иногда были слишком вытянуты в длину. Со временем они становятся более гармоничными, пропорциональными.

«Базилика» в Пестуме (середина 6 в. до н. э.) – в нём подчеркнуты мощь и устойчивая сила, но еще не найдено четкое соотношение сторон.

Храм Аполлона в Коринфе (середина 6 в. до п. э.) – ему присуща строгая соразмерность частей.

Храм Артемиды в Эфесе -ионические храмы этого времени были роскошнее по отделке, больше по размерам.

Как дорические, так и ионические храмы, строившиеся в период архаики часто из известняка, раскрашивались в основном красной, и синей красками. Раскраска треугольного поля фронтона, фона метоп, триглифов, а также скульптуры придавала более праздничный вид храму, подчеркивая архитектонику его частей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: