Скульптура

Скульптура архаики развивалась сложными путями. Вплоть до середины 6 в. до н. э. создавались статуи богов, мало расчлененные, строго фронтальные, словно застывшие в торжественном покое.

Статуя «Артемида» с острова Делос (ок. 650 г. до н. э., Афины, Национальный музей) и

«Гера» с острова Самос (ок. 560 г. до н. э., Париж, Лувр) имели религиозно-магическое значение и еще напоминающие «ксоаны» гомеровской эпохи. Но в статуе «Геры» появляется большая пластичность форм, подчеркнутых мягкими, плавными линиями силуэта, складками драпировок. Художник правильно устанавливает пропорции женской фигуры, различает характер тяжелых и плотных тканей вверху и тонких прозрачных внизу.

Куросы. Уже в это время греческая скульптура открывала новые стороны мира. Ее высшие достижения относятся к разработке образа человека в статуях героев, а позже воинов — куросов.

Обобщая свои наблюдения, художник выражал их в образах типического характера, органически объединял в них частное и общественное, жизненное и идеальное. Совершенство человека раскрывалось через целомудренное изображение здоровой наготы, прославляющей природное начало.

Образ куроса — сильного мужественного героя или воина — был порожден развитием гражданского самосознания человека. Статуи куросов служили надгробиями, ставились в честь победителей состязаний. Выдвижение в качестве героя наряду с богами также и человека — атлета и воина — свидетельствовало о том, что скульптура приобретала общественно-воспитательное значение. Куросы исполнены энергии и жизнерадостности, обычно они изображены идущими или шагнувшими.

И хотя так же, как в статуях древневосточных культур, этот шаг дан еще условно (обе ступни приставлены к земле), в статуях куросов ощутима скрытая действенная сила. В них уже выявлен античный принцип лепки форм, построенный на градации планов и нарастающих объемов, на подчинении деталей главному. Линейный ритм связывает отдельные части статуи воедино.

Курос Метрополитен-музея в Нью-Йорке (ок. 600 г. до н. э.) (ил. 23) -наиболее ранние по времени статуи куросов отличаются резкой и грубоватой трактовкой форм, строгой фронтальностью и застылостью фигуры.

Развитие типа куроса шло в сторону все большей правильности пропорций, преодоления элементов геометрического упрощения и схематизма. К середине 6 в. до н. э. в статуях куросов точнее вырисовывается строение тела, моделировка форм, лицо оживляется улыбкой.

«Аполлон Птойос», 6 в. до н. э., Афины, Национальный музей - так называемая «архаическая улыбка» носит условный характер, и все же она выражает состояние жизнерадостности и уверенности, которыми был проникнут весь образный строй статуи.

«Аполлон Тенейский», середина 6 в. до н. э., Мюнхен, Глиптотека - иногда улыбка придает куросам несколько манерный облик.

Статуя богини победы Ники с острова Делос (Афины, Национальный музей), выполненной в первой половине 6 в. до н. э. мастером Апхермом - проявляется стремление к передаче человеческого тела в движении. Однако движение богини, так называемый «коленопреклоненный бег», было столь же условным, как и «архаическая улыбка».

Со второй половины 6 в. до н. э. в скульптуре начали более последовательно выступать реалистически целостные представления об образе человека. Их появление свидетельствовало о приближении глубоких перемен в общественной жизни и художественной культуре Греции. К этому времени крупным экономическим центром становятся Афины, главный город Аттики, где с наибольшей полнотой выразились характерные черты рабовладельческой демократии полиса и его культуры. Произведения аттической школы отмечены тонким чувством пластики и высокой человечности.

Статуи прекрасных девушек (кор) в нарядных одеждах - одно из достижений архаического искусства Афин были найденные на Акрополе. Их стройные фигуры правильны по пропорциям, нежные лица оживлены ясными, чуть удивленными улыбками. Тщательно отделанные складки одежды и пряди волос словно струятся в плавном и разнообразном ритме. Они оживляют своим движением фигуры и придают праздничный вид этим статуям:

«Девушка в пеплосе» (540—530 гг. до н. э., Афины, Музей Акрополя) (ил. 26).

Статуи кор как бы подводят итог художественному развитию архаики. Представление о ценности человеческой личности раскрывается в них не столько пластическими средствами, сколько декоративным характером целого, подчеркнутым изяществом силуэтов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: