Экономическая сущность и функции прибыли

Финансовые итоги деятельности предприятия находят свое вы­ражение в прибыли, величина которой составляет часть денежной выручки, равную разнице между стоимостью продукции в оптовых ценах и полной себестоимостью реализованной продукции.

Прибыль — это одна из форм чистого дохода, выражающая в основном стоимость прибавочного продукта; включает также и часть стоимости необходимого продукта. Прибыль как экономи­ческая категория отражает чистый доход, созданный в сфере ма­териального производства в процессе предпринимательской дея­тельности.

Как важнейшая категория рыночных отношений, она выполня­ет определенные функции.

Во-первых, характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия. Но все аспекты деятельно­сти предприятия с помощью прибыли оценить невозможно. Такого универсального показателя и не может быть. Именно поэтому при анализе производственно-хозяйственной и финансовой деятельно­сти предприятия используется система показателей.

Во-вторых, прибыль обладает стимулирующей функцией. Ее со­держание состоит в том, что она одновременно является финансо­вым результатом и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Реальное обеспечение принципа самофинансирова­ния определяется полученной прибылью. Доля чистой прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей, должна быть достаточной для фи­нансирования расширения производственной деятельности, науч но-технического и социального развития предприятия, материаль­ного поощрения работников.

В-третьих, прибыль является одним из источников формирова­ния бюджетов разных уровней. Она поступает в бюджеты в виде налогов и наряду с другими доходными поступлениями использует­ся для финансирования совместных общественных потребностей, обеспечения выполнения государством своих функций, государст­венных инвестиционных, производственных, научно-технических и социальных программ.

В условиях рыночных отношений предприятие должно стре­миться если не к получению максимальной прибыли, то по край­ней мере к тому объему прибыли, который позволял бы ему не только прочно удерживать свои позиции на рынке сбыта своих то­варов и оказания услуг, но и обеспечивать динамичное развитие его производства в условиях конкуренции. В конечном итоге это пред­полагает знание источников формирования прибыли и нахождение методов по лучшему их использованию. Выделяются три основных источника получения прибыли.

Первый источник образуется за счет монопольного положения предприятия по выпуску той или иной продукции или уникально­сти продукта. Поддержание этого источника на относительно высо­ком уровне предполагает постоянное обновление продукта. Здесь следует учитывать такие противодействующие силы, как антимоно­польная политика государства и растущая конкуренция со стороны других предприятий.

Второй источник связан непосредственно с производственной и предпринимательской деятельностью. Практически он касается всех предприятий. Эффективность его использования зависит от знания конъюнктуры рынка и умения адаптировать развитие производства под эту постоянно меняющуюся конъюнктуру. Здесь все сводится к проведению соответствующего маркетинга. Величина прибыли в данном случае зависит:

1) от правильности выбора производственной направленности предприятия по выпуску продукции (выбор продуктов, пользую­щихся стабильным и высоким спросом);

2) от создания конкурентоспособных условий продажи своих товаров и оказания услуг (цена, сроки поставки, обслуживание по­купателей, послепродажное обслуживание и т.д.);

- 3) от объемов производства (чем больше объем производства, тем больше масса прибыли);

4) от структуры снижения издержек производства.

Третий источник проистекает из инновационной деятельности предприятия. Его использование предполагает постоянное обновле­ние выпускаемой продукции, обеспечение ее конкурентоспособно­сти, рост объемов реализации и увеличение массы прибыли.

Рассматривая прибыль как экономическую категорию, мы гово­рим о ней абстрактно. Но при планировании и оценке хозяйствен­ной и финансовой деятельности предприятия, распределении при­были, оставшейся в распоряжении предприятия, используются кон­кретные показатели. К наиболее важным показателям финансовых результатов деятельности организации относятся балансовая при­быль, налогооблагаемая прибыль, чистая прибыль и др.

Балансовая прибыль это сумма прибылей (убытков) предпри­ятия как от реализации продукции, так и от доходов (убытков), не связанных с ее производством и реализацией. Под реализацией продукции понимается не только продажа произведенных товаров, имеющих натурально-вещественную форму, но и выполнение ра­бот, оказание услуг. Балансовая прибыль как конечный финансо­вый результат выявляется на основании бухгалтерского учета всех хозяйственных операций предприятия и оценки статей баланса. Использование термина «балансовая прибыль» связано с тем, что конечный финансовый результат работы предприятия отражается в его балансе, составляемом по итогам квартала, года.

Балансовая прибыль включает три укрупненных элемента:

1)прибыль (убыток) от реализации продукции, выполнения ра­бот, оказания услуг;

2)прибыль (убыток) от реализации основных средств, их проче­го выбытия, реализации иного имущества предприятия;

3) финансовые результаты от внереализационных операций.
Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) характеризует чистый доход, созданный на предприятии. Остальные элементы балансовой прибыли отражают в основном перераспределение ра­нее созданных доходов.

Рассмотрим подробно все составные части балансовой прибыли.

Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) — это финансовый результат, полученный от основной деятельности пред­приятия, которая может осуществляться в любых видах, зафиксиро­ванных в его уставе и не запрещенных законом. Определяется как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) без налога на добавленную стоимость и акцизов и затратами на произ­водство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции (работ, услуг). Финансовый результат определяется раздельно по каж­дому виду деятельности предприятия, относящемуся к реализации продукции, выполнению работ, оказанию услуг. Он равен разнице между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) в дейст­вующих ценах и затратами на ее производство и реализацию.

Выручка принимается в расчет без налога на добавленную стои­мость и акцизов, которые, являясь косвенными налогами, поступа­ют в бюджет. Из выручки также исключается сумма наценок (ски­док), поступающая торговым и снабженческо-сбытовым предпри­ятиям, участвующим в сбыте продукции. Предприятия, экспорти­рующие продукцию, исключают и экспортные тарифы, направляе­мые в доход государства. При этом денежные поступления, связан­ные с выбытием основных средств, материальных (оборотных) и нематериальных активов, продажная стоимость валютных ценно­стей, ценных бумаг не включаются в состав выручки.

Состав затрат на производство и реализацию продукции (ра­бот, услуг), включаемых в себестоимость, регулируется законода­тельно.

Прибыль (убыток) от реализации основных средств, их прочего выбытия, реализации иного имущества предприятия — это финансо­вый результат, не связанный с основными видами деятельности предприятия. Он отражает прибыли (убытки) по прочей реализа­ции, к которой относится продажа на сторону различных видов имущества, числящегося на балансе предприятия.

Предприятие самостоятельно распоряжается своим имуществом. Оно вправе списывать, продавать, ликвидировать, передавать в ус­тавные фонды других предприятий здания, сооружения, оборудова­ние, транспортные средства и другие основные фонды, материаль­ные ценности, полученные в процессе сноса и разборки зданий, сооружений, продавать отдельные объекты, товарно-материальные ценности и другие виды имущества. Финансовый результат имеет место только при продаже перечисленных видов имущества, а так­же при прочем выбытии недоамортизированных объектов в некото­рых случаях. При реализации основных фондов финансовый ре­зультат определяется как разница между продажной ценой реализо­ванных на сторону основных средств и их остаточной стоимостью с учетом понесенных расходов по реализации.

Под иным имуществом предприятия понимаются сырье, мате­риалы, топливо, запчасти, нематериальные активы (патенты, ли­цензии, торговые марки, программные продукты для ЭВМ и т.д.), валютные ценности (иностранная валюта, ценные бумаги в ино­странной валюте, драгоценные металлы и природные и драгоцен­ные камни, за исключением ювелирных и бытовых изделий и лома таких изделий), ценные бумаги. Разница между продажной ценой этих видов имущества предприятия и их балансовой стоимостью (с учетом понесенных в связи с этим расходов) составляет финансо­вый результат, влияющий на сумму балансовой прибыли.

Финансовые результаты от внереализационных операций — это прибыль (убыток) по операциям различного характера, не относя­щимся к основной деятельности предприятия и не связанным с реализацией продукции, основных средств, иного имущества пред­приятия, выполнением работ, оказанием услуг. Финансовый ре­зультат определяется как доходы (убытки) за минусом расходов по внереализационным операциям.

Перечень внереализационных прибылей (убытков) предпри­ятия разнороден и довольно обширен. Значительный удельный вес могут составлять доходы от долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений и доходы от сдачи имущества в аренду (они учитываются в составе внереализационных прибылей, если сдача имущества в аренду не является основной деятельностью предприятия).

Под долгосрочными финансовыми вложениями понимаются за­траты предприятия по вкладу средств в уставный капитал других предприятий (товариществ, акционерных обществ, совместных, до­черних предприятий), приобретению акций и других ценных бумаг, предоставлению средств взаймы на срок более года. К формам краткосрочных финансовых вложений относятся приобретение краткосрочных казначейских обязательств, облигаций и других ценных бумаг, предоставление средств взаймы на срок менее года. Денежные или другие имущественные средства участников договора о совместной деятельности без образования для этой цели юриди­ческого лица также считаются финансовыми вложениями — долго­срочными или краткосрочными в зависимости от срока действия договора, поэтому доходы от них также включаются в состав вне­реализационных доходов.

Доходы от долевого участия в уставном капитале другого пред­приятия представляют часть его чистой прибыли, которая поступает учредителю в заранее оговоренном размере или в виде дивидендов по акциям, пакетом которых владеет учредитель. Доходами от цен­ных бумаг являются проценты по облигациям, краткосрочным ка­значейским обязательствам, дивиденды по акциям.

В состав внереализационных прибылей (убытков) также входит сальдо полученных и уплаченных штрафов, пеней, неустоек и дру­гих видов санкций (кроме санкций, уплачиваемых в бюджет и ряд внебюджетных фондов в соответствии с законодательством); другие доходы и расходы (убытки, потери).

К таким доходам относятся:

• прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году (например, суммы, поступившие от поставщиков по перерасчетам за услу­ги и материальные ценности, полученные и израсходованные в прошлом году; суммы, полученные от покупателей, заказчиков по перерасчетам за реализованную в прошлом году продукцию и др.);

• доходы от дооценки товаров;

• поступление сумм в счет погашения дебиторской задолженно­сти, списанной в прошлые годы в убыток;

• положительные курсовые разницы по валютным счетам и опе­рациям в иностранной валюте;

• проценты, полученные по денежным средствам, числящимся на счетах предприятия.

К расходам и потерям относятся:

• убытки по операциям прошлых лет, выявленные в отчетном году, от уценки товаров, списания безнадежной дебиторской задолженности;

• недостачи материальных ценностей, выявленные при инвента­ризации;

• затраты по аннулированным производственным заказам и на производство, не давшее продукции, исключая потери, возме­щаемые заказчиками (при этом вычитается стоимость исполь­зуемых материальных ценностей);

• отрицательные курсовые разницы по валютным счетам и опе­рациям в иностранной валюте;

• не компенсируемые потери от стихийных бедствий с учетом затрат по предотвращению или ликвидации последствий сти­хийных бедствий (при этом исключается стоимость полученно­го металлолома, топлива, других материалов);

• не компенсируемые убытки в результате пожаров, аварий, других чрезвычайных событий, вызванных экстремальными ситуациями;

• затраты на содержание законсервированных производственных мощностей и объектов, за исключением затрат, возмещаемых из других источников;

• судебные издержки и арбитражные сборы и др.

Прибыль, полученная предприятием, подлежит распределению, под которым понимается направление прибыли в бюджет по стать­ям ее использования на предприятии. Законодательно распределе­ние, прибыли регулируется в той ее части, которая поступает в бюджеты разных уровней в виде налогов и других обязательных платежей. Определение направлений расходования прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, структуры статей ее ис­пользования находится в компетенции предприятия.

Принципы распределения прибыли можно сформулировать сле­дующим образом:

• прибыль, получаемая предприятием в результате производст­венно-хозяйственной и финансовой деятельности, распределя­ется между государством и предприятием как хозяйствующим субъектом;

• прибьиь для государства поступает в соответствующие бюдже­ты в виде налогов и сборов, ставки которых не могут быть произвольно изменены. Состав и ставки налогов, порядок их исчисления и взносов в бюджет устанавливаются законода­тельно;

• величина прибыли предприятия, оставшейся в его распоря­жении после уплаты налогов, не должна снижать его заинте­ресованности в росте объема производства и улучшении ре­зультатов производственно-хозяйственной и финансовой дея­тельности;

• прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия, в первую очередь направляется на накопление, обеспечивающее его дальнейшее развитие, и только в остальной части — на по­требление.

Прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия после упла­ты налогов и других обязательных платежей, называется чистой прибылью и также подлежит распределению.

Распределение чистой прибыли отражает процесс формирова­ния фондов и резервов предприятия для финансирования потреб­ностей производства и развития социальной сферы.

В современных условиях хозяйствования государство не уста­навливает каких-либо нормативов распределения прибыли, но че­рез порядок предоставления налоговых льгот стимулирует направ­ление прибыли на капитальные вложения производственного и не­производственного характера, на благотворительные цели, финан­сирование природоохранных мероприятий, расходов по содержа­нию объектов и учреждений социальной сферы и др. Законодатель­но ограничивается размер резервного фонда предприятий, регули­руется порядок формирования резерва по сомнительным долгам.

Порядок распределения и использования прибыли на предпри­ятии фиксируется в уставе предприятия и определяется положени­ем, которое разрабатывается соответствующими подразделениями экономических служб и утверждается руководящим органом пред­приятия. В соответствии с уставом предприятия могут составлять сметы расходов, финансируемых из прибыли, либо образовывать фонды специального назначения:

• фонд накопления (фонд развития производства или фонд про­изводственного и научно-технического развития, фонд соци­ального развития);

• фонд потребления (фонд материального поощрения).

К расходам, связанным с развитием производства, относятся расходы на научно-исследовательские, проектные, конструкторские и технологические работы, финансирование разработки и освоения новых видов продукции и технологических процессов, затраты по совершенствованию технологии и организации производства, мо­дернизации оборудования, затраты, связанные с техническим пере­вооружением и реконструкцией действующего производства, рас­ширением предприятий. В эту же группу расходов включаются рас­ходы по погашению долгосрочных ссуд банков и процентов по ним. Здесь же планируются затраты на проведение природоохранных мероприятий и др. Взносы предприятий из прибыли в качестве вкладов учредителей в создание уставного капитала других пред­приятий, средства, перечисляемые союзам, ассоциациям, концер­нам, в состав которых входит предприятие, также считаются ис­пользованием прибыли на развитие.

Распределение прибыли на социальные нужды включает расхо­ды по эксплуатации социально-бытовых объектов, находящихся на балансе предприятия, финансирование строительства объектов не­производственного назначения, организации и развития подсобного сельского хозяйства, проведение оздоровительных, культурно-массовых мероприятий и т.п.

К затратам на материальное поощрение относятся единовре­менные поощрения за выполнение особо важных производственных заданий, выплата премий за создание, освоение и внедрение новой техники, расходы на оказание материальной помощи рабочим и служащим, единовременные пособия ветеранам труда, уходящим на пенсию, надбавки к пенсиям, компенсация работникам удорожания стоимости питания в столовых, буфетах предприятия в связи с по­вышением цен и др.

Таким образом, вся прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, подразделяется на две части. Первая увеличивает имущество предприятия и участвует в процессе накопления. Вторая характеризует долю прибыли, используемой на потребление. При этом не обязательно всю прибыль, направляемую на накопление, использовать полностью. Остаток прибыли, не использованной на увеличение имущества, имеет важное резервное значение и может быть в последующие годы направлен для покрытия возможных убытков, финансирования различных затрат.

Нераспределенная прибыль в широком смысле как прибыль, использованная на накопление, и нераспределенная прибыль про­шлых лет свидетельствуют о финансовой устойчивости предпри­ятия, о наличии источника для последующего развития.

Рассмотренные нами прежде показатели финансовых результа­тов характеризуют абсолютную эффективность хозяйствования предприятия.

Относительной характеристикой финансовых резуль­татов и эффективности деятельности предприятия является рента­бельность.

Показатели рентабельности характеризуют относитель­ную доходность предприятия, измеряемую в процентах к затратам средств или капитала с различных позиций. Для оценки уровня эффективности работы предприятия получаемый результат (валовой доход, прибыль) сопоставляется с затратами или используемыми ресурсами. Соизмерение прибыли с затратами означает рентабель­ность или, точнее, норму рентабельности.

Среди основных показателей рентабельности можно выделить следующие: активов, текущих активов, собственного капитала, ос­новных производственных фондов, продукции, продаж (реализа­ции), долгосрочных финансовых вложений.

Рентабельность активов представляет собой процентное отно­шение балансовой прибыли (либо чистой прибыли) предприятия к стоимости его активов (основным и оборотным средствам). Пока­зывает, сколько рублей прибыли приносит один рубль, вложенный в активы предприятия.

Рентабельность текущих активов показывает эффективность использования оборотных активов. Рассчитывается как отношение балансовой прибыли (либо чистой прибыли) предприятия к стои­мости его оборотных активов.

Рентабельность собственного капитала позволяет определить эффективность использования собственного капитала, сравнить с возможным получением дохода от вложения этих средств в другие ценные бумаги. В зарубежных странах она оказывает существенное влияние на уровень котировки акций предприятия. Показатель по­казывает, сколько денежных единиц чистой прибыли заработала каждая денежная единица, вложенная собственниками предпри­ятия. Определяется как отношение прибыли к величине собствен­ного капитала.

Рентабельность основных производственных фондов показывает эффективность использования основных средств и прочих внеобо­ротных активов. Показатель рассчитывается как отношение балан­совой прибыли (либо чистой прибыли) предприятия к стоимости основных средств и прочих внеоборотных активов.

Рентабельность продукции можно рассчитать по всей реализо­ванной продукции и по отдельным ее видам. В первом случае она определяется как отношение прибыли от реализации продукции к затратам на ее производство и реализацию. Рентабельность всей реализованной продукции рассчитывается и как отношение прибы­ли от реализации товарной продукции к выручке от реализации продукции. Показатели рентабельности всей реализованной про­дукции дают представление об эффективности текущих затрат предприятия и доходности реализуемой продукции. Во втором слу­чае определяется рентабельность отдельных видов продукции. Она зависит от цены, по которой продукция реализуется потребителю, и себестоимости ее данного вида.

Рентабельность продаж (реализации) показывает, сколько при­были приходится на единицу реализованной продукции. Данный показатель рассчитывается как отношение валовой прибыли (либо чистой прибыли) к выручке от реализации. Первый способ отража­ет изменения в политике ценообразования и способность предпри­ятия контролировать себестоимость реализации продукции, т.е. ту часть средств, которая необходима для оплаты текущих расходов. Динамика роста коэффициента может свидетельствовать о необхо­димости пересмотра цен или усиления контроля за использованием материально-производственных запасов. При расчете показателя по чистой прибыли определяется, сколько денежных единиц чистой прибыли принесла каждая единица реализованной продукции.

Рентабельность долгосрочных финансовых вложений показывает эффективность вложений предприятия в деятельность других орга­низаций. Рассчитывается как отношение суммы доходов от ценных бумаг и долевого участия в других предприятиях к общему объему долгосрочных финансовых вложений. Полученный результат инте­ресно сравнить с рентабельностью производственных фондов. В ряде случаев он может быть выше, чем рентабельность производст­венных фондов.

Вышеперечисленные показатели зависят от многих факторов и существенно различаются по торговым предприятиям различного профиля, размера, структуры активов и источников средств.

Необходимо отметить, что при анализе показателей рентабель­ности в пространственно-временном аспекте необходимо прини­мать во внимание три ключевые особенности этих показателей, су­щественные для формулирования выводов:

• первая связана с временным аспектом деятельности предпри­ятия. Поскольку коэффициент рентабельности продукции оп­ределяется результативностью работы отчетного периода, то вероятностный и плановый эффект не отражаются. Когда


предприятие делает переход на новые перспективные техноло­гии или виды продукции, требующие больших инвестиций, значение показателей рентабельности может временно сни­зиться. Но если стратегические перестройки выбраны верно, т.е. понесенные затраты окупаются, то снижение рентабельно­сти нельзя рассматривать только как негативную тенденцию;

• вторая особенность определяется проблемой риска. Многие управленческие решения связаны с проблемой выбора между двумя альтернативами: либо получение высокой прибыли при большой степени риска, либо небольшая прибыль, но без рис­ка. Одним из показателей рискованности бизнеса является ко­эффициент финансовой зависимости — чем выше его значе­ние, тем более рискованным, с позиции акционеров и креди­торов, является предприятие;

• третья особенность связана с проблемой оценки, так как чис­литель и знаменатель показателя рентабельности собственного капитала выражены в денежных единицах разной покупной способности. Числитель показателя (прибыль) динамичен, он отражает результаты деятельности и сложившийся уровень цен на товары и услуги в основном за истекший период. Знамена­тель показателя (собственный капитал) складывался в течение ряда лет. Он выражен в книжной (учетной) оценке, которая может существенно отличаться от текущей оценки, поскольку далеко не все может быть отражено в балансе (например, пре­стиж фирмы, торговая марка, суперсовременные технологии, классный управленческий персонал не имеют денежной оцен­ки в отчетности).

Часто в экономической литературе выделяют такое понятие, как порог рентабельности (или критический объем производства) и ис­пользуют этот показатель для оценки финансовой устойчивости предприятия.

Критический объем производства — нижний предельный размер выпуска продукции, при котором прибыль равна нулю.

Чем больше разность между фактическим объемом производст­ва и критическим, тем выше финансовая устойчивость. Критиче­ский объем производства необходимо оценивать при освоении но­вой продукции и при сокращении ее выпуска, вызванного падени­ем спроса, сокращением поставок материалов и комплектующих изделий, заменой продукции на новую, ужесточением экологиче­ских требований и другими причинами. Для проведения соответст­вующих расчетов все затраты на производство и реализацию про­дукции подразделяют на переменные и постоянные (определение постоянных и переменных затрат было приведено ранее).

Критический объем производства кр) можно представить в следующем виде:

 
 

где Зпост — постоянные затраты, руб.;

Ц — цена изделия (единицы продукции), руб.; 3Пер ~ переменные затраты, необходимые для изготовления еди­ницы продукции, руб.

Согласно концепции управления затратами любое изменение объема производства (продаж) оказывает существенное влияние на прибыль. Данная зависимость называется эффектом производст­венного (или операционного) левериджа. Его величина определяет­ся по следующей формуле:

 
 

где V — объем реализации продукции;

П — прибыль от реализации продукции.

Разница между выручкой от реализации продукции и перемен­ными затратами на ее производство называется маржинальной при­былью. Другими словами, маржинальная прибыль — это часть вы­ручки от реализации, которая остается на покрытие постоянных затрат и образование прибыли.

Сила операционного рычага показывает, на сколько процентов изменится прибыль при изменении на 1% выручки от реализации продукции. Производственный леверидж показывает степень влия­ния постоянных затрат на прибыль (убытки) при изменениях объе­ма производства. Чем больше удельный вес постоянных затрат в общей сумме издержек при некотором объеме производства, тем выше производственный леверидж, а следовательно, тем выше предпринимательский риск. Работать с высоким производственным левериджем могут только те предприятия, которые в состоянии обеспечить большие объемы производства и сбыта и имеют устой­чивый спрос на свою продукцию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: