Правовой статус депутата представительного органа местного самоуправления

На основе статьи 40 ФЗ-131, а также Закон Воронежской области «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления муниципальных образований Воронежской области» от 23 декабря 2008 года.

Общие требования к депутатам закрепляются в пункте 6 и 7 статьи 40 ФЗ-131. В соответствии с этими положениями депутаты представительных органов местного самоуправления осуществляют свои полномочия в основном на непостоянной основе, то есть для них это как бы общественная нагрузка, они, являясь депутатами, продолжают быть строителями, учителями… На постоянной оплачиваемой работе могут работать до 10% депутатов, не больше. Если же количество депутатов менее 10 человека, то на постоянной основе может работать только 1. У нас в Городской Думе 36 членов, 4 из них на постоянной основе. Тут многое зависит от решения прокуратуры, ведь не более 10%, а 4 – это более.

В зависимости от того, работает ли депутат на постоянной или непостоянной основе, различаются требования к депутатам. В статье 40 пункте 7 ФЗ-131 имеется ряд запретов для постоянно работающих депутатов: они не могут заниматься предпринимательской и рядом других деятельностей.

Полномочия депутатов.

Вопрос о полномочиях не регулируется в законодательстве, полномочия депутатов определяются в уставах муниципальных образований и в регламентах представительных органов.

Как правило, большинство муниципальных актов подразделяет их на определённые группы в зависимости от форм депутатской деятельности:

1. Поэтому выделяют полномочия, реализуемые на заседаниях представительного органа. Наиболее типичные наборы – право решающего голоса (все депутаты обладают этим правом по всем вопросам), право вносить предложения по повестке дня, право предлагать проекты решений представительного органа, избирать и быть избранным во все органы данного совета, данного представительного органа (предлагать свою кандидатуру в качестве председателя и так далее).

2. Полномочия, которые они реализуют, работая со своими избирателями. В это число в основном входят обязанности: обязанность вести приём избирателей из своего округа, рассматривать поступающие от избирателей обращения и способствовать их разрешения, отчитываться о своей работе перед избирателями и ряд других, которые закреплены за ними в муниципальных актах.

3. Иные виды полномочий, которые могут закрепляться в муниципальных актах. Могут быть полномочия в работе постоянных комиссий и так далее.

Гарантии деятельности депутатов.

Гарантии, которые закрепляет статья 40 ФЗ-131:

1. В статье 40 ФЗ-131 закреплён особый порядок привлечения депутатов к ответственности (административной и уголовной), а также гарантий при совершении соответствующих процессуальных действий. В статье 40 ФЗ-131 говорится, что гарантии устанавливаются федеральным законом, скажем, если порядок привлечения к уголовной ответственности – то это статьи 447 и 448 УПК «Для возбуждения уголовного дела в отношении депутатов представительных органов местного самоуправления и привлечения депутата в качестве обвиняемого осуществляется руководителем следственного управления следственного комитета при прокуратуре субъекта Российской Федерации». В Кодексе об административных правонарушениях нет норм, которые бы закрепляли особый порядок привлечения депутатов к ответственности, а, значит, депутаты привлекаются на общих основаниях, как все граждане РФ.

2. Есть ссылка в статье 40 ФЗ-131, что эти гарантии регулируются федеральными законами и законами субъектов РФ.

Учесть, что само понятие «депутатской неприкосновенности» для муниципальных представительных органов отсутствует, это только для Государственной Думы, тут только особый порядок – может не обычный следователь, а руководитель следственного управления следственного комитета при прокуратуре субъекта РФ.

Гарантии, установленные законодательством субъекта (в Воронежской области):

1. Закрепляется право первоочередного (внеочередного) приёма депутатов должностными лицами по вопросам их депутатской деятельности.

2. Право депутатов на получение и распространение информации. В это право включается возможность присутствовать на заседаниях и совещаниях органов государственной власти области и органом местного самоуправления; получать документированную информацию по вопросам депутатской деятельности, за исключением той, что составляет государственную тайную либо другую конфиденциальную информацию. Если же будет нарушено право депутатов на получение информации, то в соответствии с законом «Об административных правонарушениях в Воронежской области» на таких должностных лиц, не предоставивших информацию, могут быть привлечены к административной ответственности в виде штрафа.

3. Всем депутатам должны быть обеспечены условия, необходимые для обеспечения своих депутатских полномочий. Они различны для депутатов, работающих для постоянной основе и непостоянной:.

Для депутатов на постоянной основе:

1) Право на денежной вознаграждение: должностной оклад + надбавки.

2) Основной оплачиваемый отпуск и дополнительный отпуск за ненормированный рабочий день.

3) Уставы муниципальных образований и иные муниципальные акты могут давать депутатам и иные гарантии, например: может быть предусмотрено право на медицинское обслуживание лица (особое обслуживание); частичная компенсация стоимости лечения в санаторно-курортных и иных оздоровительных учреждения, а также частичная компенсация стоимости проезда туда и обратно; страхование на случай причинения вреда здоровью и имуществу лица; пенсионное обеспечение (особые надбавки к трудовой пенсии); а также иные выплаты, на усмотрение муниципальных образований, в зависимости от возможностей местного бюджета.

Для депутатов, работающих на непостоянной основе:

1) Компенсация расходов, понесённых в связи с исполнением своих полномочий. Расходы устанавливаются самим муниципальным образований, но зачастую: компенсация транспортных расходов; компенсация телефонных переговоров; компенсация канцелярских расходов… Всё это устанавливается в муниципальных правовых актах. Депутат вынужден, приходя на заседания, уходит с работы, так что устанавливается такой вид компенсации, как оплата за те дни, что он отсутствовал по его средней заработной плате.

Досрочное полномочий прекращение.

Статья 40, пункт 10 ФЗ-131. Посмотреть самой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: