Местного самоуправления. Государственной власти в системе правовых основ

Государственной власти в системе правовых основ

Нормативные акты федеральных органов

В качестве базового для построения системы местного самоуправления в России выступил Федеральный закон от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Закон о местном самоуправлении 1995 г.). В нем получили раз­витие закрепленные в Конституции основополагающие начала организации и деятельности местного самоуправления.

Этот Закон, установив общие принципы организации местного самоуправления в России, определил роль местного самоуправления в осуществлении народовластия, правовые, организационные, территориальные, экономические и фи­нансовые основы местного самоуправления^" государственные гарантии его осуществления.

В нем разграничивались полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ в области местного самоуправления, были


определены предметы ведения местного самоуправления, регулировались основные формы осуществления населением местного самоуправления (формы прямого волеизъявления и органы местного самоуправления).

Закрепляя основы деятельности органов местного само­управления, Закон о местном самоуправлении 1995 г. опреде-! ляет исключительную роль представительного органа мест­ного самоуправления, подчеркивает, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти и осуществление органами государственной власти и го­сударственными должностными лицами местного самоуправ­ления не допускается. Структура органов должна определяться населением муниципального образования. Закон наделил органы и должностных лиц местного самоуправления правом принимать правовые акты по вопросам своего ведения.

Указанный Закон предусматривает различные формы пря­мого волеизъявления граждан: местный референдум, муници­пальные выборы, собрание (сход) граждан, территориальное общественное самоуправление и др.

Данным Законом, с одной стороны, гарантируется орга­низационная, финансово-экономическая самостоятельность местного самоуправления, судебная защита местного самоу­правления. С другой стороны, предусмотрена ответственность органов местного самоуправления и его должностных лиц и контроль за их деятельностью.

Закон закрепил законодательную базу местного самоуправ­ления и создал необходимые предпосылки для развития феде­рального и регионального законодательства в сфере местного самоуправления. В числе федеральных законов, принятых в раз­витие Закона о местном самоуправлении 1995 г., следующие: от 26 ноября 1996 г. № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избран­ными в органы местного самоуправления», от 25 сентября 1997 г. № 126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации», от 8 января 1998 г. № 8-ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации».

К другой группе можно отнести федеральные законы, со­ставляющие законодательную основу других отраслей права, но в той или иной степени затрагивающие вопросы местного самоуправления. Среди них: Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Феде­рации», Закон РФ от 14 июля 1992 г. № 3297-1 «О закрытом


административно-территориальном образовании», Налоговый кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ и др.

В настоящее время насчитывается около 300 федеральных законов, законов РСФСР и РФ, в которых содержатся муни-ципально-правовые нормы.

Кроме того, правовую основу местного самоуправления составляют федеральные подзаконные акты. В их числе свы­ше 500 Указов Президента РФ, более 1100 постановлений Правительства РФ, нормативные акты иных федеральных органов исполнительной власти. Среди них наиболее важны­ми для местного самоуправления являются Указ Президента РФ от 15 октября 1999 г. № 1370 «Об утверждении Основных положений государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации»; по­становления Правительства РФ от 27 декабря 1995 г. № 1251 «О Федеральной программе государственной поддержки местного самоуправления», от 15 декабря 1999 г. № 1394 «О Федеральной целевой программе государственной поддержки развития муниципальных образований и создания условий для реализации конституционных полномочий местного самоу­правления», от 20 декабря 2004 г. № 814 «Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти по утверждению границ муниципальных образований», от 31 декабря 2004 г. № 903 «Об утверждении правил составления передаточного (разделительного) акта по имущественным обязательствам органов местного самоуправления», от 1 июня 2005 г. № 350 «О ведении государственного реестра муниципальных образований Российской Федерации».

Специфическим источником права также являются еже­годные послания Президента Федеральному Собранию РФ.

Практика применения Закона о местном самоуправлении 1995 г. выявила ряд проблем, препятствующих эффективному функционированию системы местного самоуправления, в числе которых нечеткость в определении компетенции муни­ципальных образований, неопределенность территориальной организации местного самоуправления, возможность фор­мирования структуры органов местного самоуправления, не соответствующей решаемым задачам, несоответствие ресурсов исполняемым обязанностям, удаленность органов местного самоуправления от населения, непроработанность механизмов взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления.

В контексте проводимых в России реформ данное обсто­ятельство потребовало принятия Закона в новой редакции.


И такой (одноименный) Федеральный закон был принят 6 октября 2003 г. Он направлен на решение указанных проблем, развитие системы местного самоуправления, а также приведе­ние ее в соответствие с Конституцией.

Ключевые положения Закона о местном самоуправлении 2003 г. направлены на изменение принципов территориальной организации местного самоуправления. Устанавливается обя­зательное формирование муниципальных образований на двух территориальных уровнях — в поселениях и муниципальных районах с разграничением и закреплением за каждым уровнем присущих ему полномочий по решению вопросов местного значения, а также переданных государственных полномочий. Определена процедура передачи органам местного самоуправ­ления отдельных государственных полномочий, исключающая возникновение нефинансируемых мандатов и предусматрива­ющая необходимые меры, включая ответственность органов местного самоуправления, по эффективному исполнению указанных полномочий.

В названном Законе предусматривается усиление контроля за исполнением органами местного самоуправления полномо­чий по решению вопросов местного значения и ответственности указанных органов за их неисполнение. В частности, предусма­тривается временное исполнение полномочий органов местного самоуправления органами государственной власти субъектов РФ в случаях возникновения угрозы жизни, здоровью и без­опасности граждан, а также в некоторых иных случаях.

10.3. Региональное законодательство в системе правовых основ местного самоуправления

Закон о местном самоуправлении 2003 г. вступил в силу с 1 января 2006 г., однако некоторые его положения реализо-вываются поэтапно в соответствии с предусмотренным в нем переходным периодом. Статья 85 этого Закона устанавливает перечень, сроки и порядок осуществления правовых и орга­низационных мероприятий, проводимых органами государ­ственной власти и органами местного самоуправления с целью обеспечения реализации муниципальной реформы. В част­ности, определены перечень и сроки принятия нормативных правовых актов, необходимых для реализации данного Закона, субъектами РФ. При этом, помимо принятия предусмотренных законодательных мер, субъекты РФ должны привести в соот­ветствие с требованиями комментируемого Закона собственное законодательство.


В настоящее время па региональном уровне правовую основу местного самоуправления составляют конституции и уставы субъектов РФ, законы о местном самоуправлении; о выборах депутатов представительных органов местного самоуправления и глав муниципальных образований; о местном референдуме; о статусе депутата, выборного должностного лица; о муници­пальной службе; о материальной и финансовой основах мест­ного самоуправления; о бюджетном устройстве и бюджетном процессе; о порядке регистрации уставов муниципальных об­разований; о полномочиях органов местного самоуправления; о собраниях и сходах граждан; о территориальном обществен­ном самоуправлении; об ответственности органов и должност­ных лиц местного самоуправления; о порядке отзыва депутата представительного органа и иных выборных лиц местного самоуправления.

Законы о местном самоуправлении приняты практически во всех субъектах РФ. К таким законам, имеющим общий характер, непосредственно примыкают законы и другие нормативные акты субъектов РФ по вопросам о территориях муниципальных образований, порядке их реорганизации и упразднения, об осуществлении права законодательной инициативы органами местного самоуправления, о правовых актах органов местного самоуправления, о государственной регистрации уставов муни­ципальных образований. Осуществляется наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов РФ. В ряде субъектов РФ законами устанавливаются конкретные виды ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления за нарушение законодательства.

В настоящее время с учетом требований федерального за­конодательства полностью пересматриваются, а зачастую и отменяются региональные законы о местном самоуправлении. Значительные изменения могут претерпеть законодательные акты, предусматривающие наделение отдельными государ­ственными полномочиями, законы о финансовых основах местного самоуправления, о бюджетном устройстве и бюджет­ном процессе, о порядке регистрации уставов муниципальных образований, о собраниях и сходах граждан, о территориальном общественном самоуправлении, об ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления. До внесения соот­ветствующих корректив указанные региональные нормативные правовые акты применяются в части, не противоречащей За­кону о местном самоуправлении 2003 г.


Сегодня можно с уверенностью прогнозировать суще­ственную активизацию работы в субъектах РФ по приведению регионального законодательства в соответствие с федеральным законодательством и Конституцией.

Федеральным законом от 12 октября 2005 г. № 129-ФЗ были внесены поправки в Закон о местном самоуправлении 2003 г., продляющие переходный период реформы до 1 января 2009 г. Лишь 47 из 89 субъектов РФ заявили о своей готовности реа­лизовать Закон в полном объеме, 28 субъектов РФ с осторож­ностью подходят к решению вопросов местного значения во вновь образованных муниципальных образованиях, полагая, что им нужен еще год для адаптации в новых условиях. Эти субъекты РФ, по предварительным данным, отодвигают срок реформы до 1 января 2007 г. И лишь 14 субъектов Федерации планируют продлить переходный период на более длительный срок —до 2009 г.1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: