ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ: МОДЕЛИ И ПРОЦЕСС ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
Управленчесие проблемы и причины их возникновения.
На предприятиях сферы коммуникаций в процессе деятельности приходится сталкиваться с решением управленческих проблем.
Управленческая проблема представляет собой сложный вопрос, задачу, требующую своего уяснения, изучения, оценки и решения. Проблемы всегда имеют определенное содержание, возникают в свое время и на своем месте, вокруг них всегда есть круг лиц или организаций, их порождающих, однако предприятие не останавливается из-за этого в развитии. Меняется соотношение его внутренних переменных, изменяется внешнее окружение, и в результате, естественно, возникают сложные вопросы, которые необходимо решать. Здесь имеется причинно-следственная связь. Например, изменились ставки налогов, устарела технология и т.д.
Решение – это волевое воздействие человека на объект управления для разрешения проблем, выбор альтернативы для достижения поставленной цели.
Управленческие проблемы классифицируются по следующим признакам:
– степень важности и срочности. Как правило, самые важные проблемы являются и наиболее срочными;
– масштабы последствий, в случаях принятия или непринятия решений, и численность организаций и лиц, которых затрагивают данные проблемы;
– возможность решения проблемы с наименьшими затратами и в оптимальные сроки;
– степень риска, связанного с решением данной проблемы, и возможность возникновения новых проблем на этой основе;
– степень структуризации и формализации, возможность выражать проблему в количественных и качественных показателях и т.д.
Кроме того, проблемы могут различать ся по способам их разработки:
1) безальтернативный, когда путь решения проблем только один, других вариантов решения нет;
2) бинарный и многовариантный, когда проблему можно решить двумя и более способами;
3) в случаях, когда ни один из способов не может дать положительного ответа на вопрос, как разрешить проб лему, применяют комбинационный способ.
Он заключаетс я в том, что проводится комбинирование отдельных частей и способов решения проблем, не противоречащих друг другу. В целом это основа для последующего поэтапного решения проблемы.
Отдельно рассматривается вопрос о сроках решения проблем.
Виды проблем рассматриваются по следующим критериям:
− стратегические, направленные на формирование базы стратегических данных, их уяснение, изучение, оценку и практическое использование;
− тактические, разрешение которых происходит в более короткие сроки, чем стратегические;
− долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные, текущие;
− по уровням руководства — высшего, среднего и низового звеньев управления.
Каждый менеджер в любой организации или на предприятии с первых шагов в своей деятельности сразу же встречается с массой проблем. Они могут быть маленькими и большими, разрешимыми или неразрешимыми, крайне опасными или не очень. Причина их возникновения кроется в самой работе людей.
Управленческие проблемы, возникают - вследствие нежелательных явлений внутреннего или внешнего свойства, получения результатов работы, отличающегося от запланированного, ошибочных действий руководства и рядовых исполнителей.
К основным причинам возникновения управленческих проблем следует отнести:
- изначально ошибочные цели орг анизации, способы и сроки их достижения;
- неверные принципы и методы деятельности работников;
-ошибочные критерии оценки возможностей предприятия и сотрудников;
- умышленные нарушения в те хнике, технологии, финансах, поставках и т.д.;
- изменения в политике и экономике государства;
- природные катаклизмы и стихийные бедствия (пожар, наводнение и др.).