Глава 1. Предмет, задачи и функции учебной дисциплины «Философия и методология науки»
1.1. Философские проблемы науки и философия науки.
1.2. Эпистемология науки.
1.3. Предмет методологии науки.
1.4. Задачи и функции учебной дисциплины «Философия и методология науки».
В результате изучения данной главы магистрант должен:
знать:
ü предмет, задачи и функции учебной дисциплины «Философия и методология науки»,
ü основные философские проблемы науки,
ü сущность и проблематику эпистемологии науки,
ü особенности методологии науки;
· уметь:
ü использовать философскую методологию для анализа науки и научного знания,
ü анализировать научные методы, использованные в конкретных научных исследованиях;
ü выявлять особенности теории социальной работы как научной дисциплины;
· владеть:
ü навыками приобретения, пополнения и реализации знаний о философии и методологии науки;
ü навыками использования понятийного аппарата в области.
Философские проблемы науки и философия науки
|
|
Объект и предмет философии науки. Человек познает мир в разных формах: в формах научного и обыденного сознания, философского и художественного (высшим воплощением которого является искусство) освоения мира. Существует также религиозно-мифологическое освоение мира., взаимодействует с другими формами этой деятельности. Взаимодействие науки, как особого вида познавательной деятельности с другими формами познания проявляется и в процессе научных открытий, и в специфике их внедрения в культуру, а также во влиянии науки на все другие формы человеческого познания.
Философия науки ставит своей целью выявить место и роль науки на разных этапах развития общества, особенности научного познания, его структуру, проанализировать познавательные процедуры и методы, обеспечивающие порождение нового знания. Анализируя закономерности развития научного знания, философия науки учитывает также исторический характер науки, поскольку процесс ее развития – это не только накопление новых знаний, но и существенное изменение ранее сложившихся представлений о мире.
К примеру, такие ученые классической эпохи (от XVII до начала XX в.), как Г.Галилей или М. Фарадей, не могли бы принять идеи и методы квантово-механического описания, поскольку они считали недопустимым включать в теоретическое описание и объяснение ссылки на наблюдателя и средства наблюдения. Идеал классической науки – это объективное знание, «очищенное» от всяческих субъективных аспектов.
Напротив, творцы квантовой механики Н. Бор и В. Гейзенберг именно такому способу теоретического описания микромира отводили роль гаранта объективности знания об этом типе физической реальности. Изменилась эпоха – изменились идеалы научности.
|
|
Меняются от эпохи к эпохе и функции науки, ее место в культуре, ее взаимодействие с другими сферами общественной жизни. Уже в XVII в. возникающее естествознание заявило свои претензии на доминирующую роль в формирование мировоззренческих образом в культуре человеческого общества. Важным итогом развития науки Нового времени стало то, что ценность образования, основанного на усвоении научных знаний, стала восприниматься как нечто само собой разумеющееся.
Со второй половине XIX столетия наука получает расширяющееся применение в технике и технологии. Технический прогресс становится неотрывным от научного прогресса. В результате наука приобретает новую социальную функцию – она становится непосредственной производительной силой общества.
В XX в. наука все активнее проникает в различные сферы управления социальными процессами, выступает основой квалифицированных экспертных оценок и принятия управленческих решений. Взаимодействуя с властью, она реально начинает воздействовать на выбор тех или иных путей социального развития. В итоге наука приобретает функцию непосредственной социальной силы общества.
Но если меняются сами стратегии научной деятельности и ее социальные функции, то возникают новые вопросы:
· Будет ли и дальше меняться облик науки и ее функции в жизни общества?
· Всегда ли научная рациональность занимала приоритетное место в шкале ценностей или это характерно только для определенного типа культуры и определенных цивилизаций?
· Может ли научная рациональность стать доминирующей формой социальной рациональности?
· Всегда ли развитие науки содействует социальному прогрессу?
· Существуют ли сферы деятельности или типы социальных отношений, которые не нуждаются в научном обосновании?
· Возможна ли утрата наукой своего прежнего ценностного статуса и своих прежних социальных функций?
· Какие изменения можно ожидать в системе самой научной деятельности и в ее взаимодействии с другими сферами культуры на очередном цивилизационном переломе, в связи с поисками человечеством путей выхода из современных глобальных кризисов?
Список вопросов подобного рода может быть продолжен. Ясно, что ответы на эти вопросы не могут дать ни история науки, ни науковедение, ни другие частные сферы научного знания, специально изучающие науку. Осмысление перечисленных вопросов нуждается в философском обосновании, а сами эти вопросы могут быть представлены как формулировки проблем, обсуждаемых в современной философии науки.
Важнейшие идеи и принципы философии науки начали формироваться еще в XVII веке в связи с генезисом экспериментального естествознания и становлением классической науки. Однако самостоятельной философской дисциплиной она становится лишь во второй половине XX века, когда научно-технический прогресс охватил большое число промышленно развитых страны. Это вызвало социальный запрос на специальные философские исследования сущности науки, ее места в обществе, перспектив ее развития.
В ответ на этот запрос возникают частные дисциплины, исследующие науку: науковедение и наукометрия, социология и экономика науки, история науки и психология научного творчества. Однако лидирующее место среди них занимает философия науки. Таким образом, объектом изучения философии науки выступает наука как особая социальная реальность.
Однако может возникнуть вопрос: какую науку исследует философия науки?
Долгое время в философии науки в качестве образца для исследования структуры и динамики познания выбиралась математика. Однако здесь практически отсутствует слой эмпирических знаний, и на материале математики трудно выявить те особенности строения и функционирования теорий, которые относятся к их связям с опытом. Поэтому с конца XIX в. философия науки ориентируется на анализ естественнонаучного знания, которое содержит многообразие различных видов теорий и развитый эмпирический базис.
|
|
Можно ли представления о развитии знаний, полученные при анализе естественных наук, переносить на область социального познания вообще и знаний о социальной работе, в частности?
Сопоставляя науки об обществе и человеке, с одной стороны, и наук о природе, с другой, нужно признать наличие в их познавательных процедурах как общего, так и специфического содержания. Методологические схемы, развитые в одной области, могут схватывать некоторые общие черты строения и динамики познания в другой области, поэтому методология может переносить модели, разработанные в одной сфере познания, на другую и затем корректировать их, адаптируя к специфике нового предмета.
Следует учитывать, что жесткая демаркация между науками о природе и науками о духе многом утрачивает силу применительно к науке к. XX – н. XXI вв., поскольку в современном естествознании все большую роль играют исследования сложных развивающихся систем, которые обладают «синергетическими характеристиками» и включают в качестве своих компонентов человека и его деятельность. Методология исследования таких объектов сближает естественнонаучное познание и гуманитарное познание.
Может возникнуть вопрос: если специфику науки как социального явления изучает большое число частных наук, отвечая на многие вопросы, связанные с пониманием места науки в современном мире, то не оказывается ли философия науки в положении короля Лира, который раздал свое имущество дочерям, а сам остался ни с чем? Остается ли для философии науки такая сфера исследований, которая остается за пределами интересов частных наук? Иными словами, каков предмет философии науки?
|
|
Для ответа на это вопрос следует выявить соотношение философии науки с иными дисциплинами.
Науковедение и наукометрия изучают проблемы организации научной деятельности, процессов формирования и функционирования научного знания.
Социология науки исследует структуру научных сообществ и анализирует науку как особый социальный институт по производству нового научного знания.
Психология науки исследует проблемы научного творчества.
История науки описывает процессы, касающиеся научных открытий и изобретений.
Ни одна из этих дисциплин специально не изучает процесс научного исследования, рост и развитие науки. В отличие от них философия науки как раз ставит главной целью исследование процесса познания в науке. При этом в отличие от истории и социологии науки, она учитывает лишь общий характер воздействия общества, его материальных и духовных потребностей на развитие науки. Вместе с тем философия науки тесно взаимосвязана с частными научными дисциплинами, исследующими науку.
Так, чтобы выявить общие закономерности развития научного познания, философия науки опирается на материал истории различных конкретных наук. Она вырабатывает определенные гипотезы и модели развития знания, проверяя их на соответствующем историческом материале. Взаимосвязь философии науки с историей науки образно выражается тезисом: без достаточно обширного и проверенного исторического содержания философия науки будет пуста, а история науки философского обоснования – слепа.
Отечественные исследователи по-разному формулируют предмет философии науки.
Акад. В.С. Степин считает, что «предметом философии науки являются общие закономерности и тенденции научного познания как особой деятельности по производству научных знаний, взятых в их развитии и рассмотренных в исторически изменяющемся социокультурном контексте»[1].
По мнению Г.И. Рузавина, «философия науки имеет своим основным предметом исследование общих закономерностей по производству, проверке и обоснованию научного знания на разных этапах истории развития общества»[2].
Как видим, оба автора подчеркивают, во-первых, что философию науки сама наука интересует,
· во-первых, в аспекте производства научных знаний,
· во-вторых, она исследует наиболее общие закономерности, связанные с функционированием и развитием науки в обществе.
Главная цель философии науки состоит в раскрытии тех методов, способов и приемов, с помощью которых достигается объективно истинное знание об окружающем нас мире.
Именно проблемы, выражающие трудности в развитии науки, несоответствие или противоречие между новыми фактами и старыми способами их объяснения, последовательно решаемые в процессе развития науки, определяют в конечном итоге приращение нового научного знания и прогресс науки в целом. Анализ этих проблем составляет одно из приоритетных направлений философии науки.
Представляет интерес структурированное представление предмета философии науки А.А. Радугиным и О.А. Радугиной. В качестве структурных компонентов предмета философии науки (взаимосвязанных со структурой самой философии науки) они выдвигают:
· исследование научно-познавательной деятельности как социально-исторического и культурного явления,
· общие закономерности и тенденции научного познания как особой деятельности по производству научных знаний,
· классификацию наук, помогающая выявить их специфику, взаимодействие и роль в обществе,
· методологию научного познания,
· социально-философские проблемы науки,
· этико-философские проблемы научной деятельности,
· проблемы взаимодействия науки и политики, взаимосвязи науки и религии[3].
Нетрудно видеть, что подход этих авторов в целом совпадает с позицией В.С. Степина и Г.И. Рузавина, однако эта позиция дифференцирована и рассматривается не столько предмет целостной философии науки, сколько проблемное поле ее структурных разделов.
В противовес позитивистской концепции автономности науки в современной философии все настойчивей выдвигается проблема исследования ценностей, которые объединяют науку с другими видами человеческой деятельности.
Другой важной задачей философии науки, тесно связанной с современным научно-техническим прогрессом, является исследование взаимосвязи между эволюционными, постепенными, плавными изменениями в науке и изменениями коренными, качественными, революционными. Обсуждение этой проблемы в западной литературе началось в 70-е гг. XX века после опубликования книги американского историка и философа науки Т. Куна «Структура научных революций». В ней он подверг обоснованной и убедительной критике кумулятивистский взгляд на развитие науки, согласно которому оно сводится к непрерывному накоплению все новых и новых научных истин. Дискуссии, развернувшиеся вокруг этой книги, способствовали становлению исторического взгляда на развитие науки и одновременно с этим показали ограниченность чисто дескриптивного подхода к истории науки.
Этапы становления философии науки. Несмотря на то, что философия науки как самостоятельная дисциплина сформировалась недавно, не следует думать, что в прошлом отсутствовали философские размышления о науке. Философское осмысление науки развивается вместе с самой наукой. В связи с этим философию науки можно охарактеризовать как своего рода самосознание науки.
Тесная связь философии и науки прослеживается на протяжении всей истории.
В древности, когда наука только зарождалась, философия не только включала в свой состав отдельные научные знания, но и размышляла об их специфике. Достаточно упомянуть силлогистику Аристотеля как практический результат размышлений о логике научного мышления.
В эпоху средневековья, когда философия фактически приобрела статус «служанки богословия», казалось бы, невозможно вести речь о философском освоении науки. Однако знаменитый спор об универсалиях есть не что иное, как дискуссия о природе научных понятий, о специфике и особенностях рационального мышления. Поэтому философские размышления по поводу этих проблем могут рассматриваться как вклад в последующее развитие философии науки.
С отпочкованием от философии конкретных наук возникает новый тип их взаимоотношений. С одной стороны, философия, опираясь на достижения науки, развивает свои идеи, принципы и категориальный аппарат, а с другой стороны, выступает в качестве мировоззренчески-методологической основы фундаментальных научных открытий, влияет на их интерпретацию и включение в культуру.
Осмысление философских проблем науки активизируется в эпоху Нового времени, что вполне объяснимо: формируется классическое естествознание, нуждающееся в философско-мировоззренческом и методологическом обосновании. Поэтому философские размышления о науке включаются в философские системы таких выдающихся мыслителей, как Ф. Бэкон, Р. Декарт, Г.В. Лейбниц, Д. Дидро, И.Кант, Г.В.Ф. Гегель, И.Г.Фихте. Это создало предпосылки к конституированию во второй половине XIX в. философии науки в качестве особой области философского знания.
Такое конституирование произошло благодаря трудам У. Уэвелла, Дж.Ст. Милля, О. Конта, Г. Спенсера и др., а сам термин «философия науки» впервые был предложен немецким философом Е. Дюрингом, который поставил задачу разработать логику познания с опорой на достижения науки. Работы Дюринга вызвали множество критических замечаний, но сам термин оказался продуктивным.
С середины XIX в. философия дифференцируется на ряд относительно самостоятельных дисциплин (онтология, этика, философия права, философия религии и др.). Поэтому вполне логичным было распространение этой тенденции на философский анализ науки.
Бурный процесс дифференциации в XIX в. переживала и сама наука; разрушилось прежнее единство классической научной картины миры, господствовавшей в европейской науке более двух столетий. При этом отдельные сферы научного знания развивали свои представления о собственном объекте и свои методы исследования. Возникла проблема мировоззренческого и методологического объединения этих представлений, и этих подходов, что и привело в итоге к формированию философии науки как специфической области философии нацеленной на разработку мировоззренческих и методологических проблем науки.
Первоначально философия науки развивалась в рамках позитивизма.
Как направление в философии позитивизм прошел три этапа развития:
· первый позитивизм XIX в. (О. Конт, Г. Спенсер, Дж.С. Милль);
· второй позитивизм – эмпириокритицизм (Э. Мах, Р. Авенариус и др.);
· третий позитивизм – неопозитивизм или логический позитивизм (работы Б. Рассела и Л. Витгенштейна 20 – 30-х гг. XX в., «Венский кружок» – М. Шлик, Р. Карнап, Ф. Франк, В. Крафт, Р. Мизес, О. Нейрат, Г. Ган, К. Гедель и другие, «Берлинское общество эмпирической философии» – Г. Рейхенбах, В. Дубислав, К. Гемпель, принимавший также участие в работе «Венского кружка», и другие).
Через все три этапа развития позитивизма проходит общая идея: рассматривать философию как методологию науки, но развивать эту область знания без обращения к «философской метафизике», средствами самой науки[4].
Во второй половине ХХ в. наибольшее влияние получили такие направления философии науки, как
· критический рационализм К. Поппера,
· концепция исторической динамики науки Т. Куна,
· концепция научно-исследовательских программ И. Лакатоша,
· «анархистская эпистемология» П. Фейерабенда.
Ряд этих концепций рассмотрим в дальнейшем изложении.
Основные проблемы философии науки. По поводу центральной проблемы философии науки высказываются разные мнения.
Известный философ науки Ф. Франк, считает, что «центральной проблемой философии науки является вопрос о том, как мы переходим от утверждений обыденного здравого смысла к общим научным принципам»[5].
К. Поппер характеризовал центральную проблему философии знания как вопрос о том, как возможно рассудить или оценить далеко идущие притязания конкурирующих теорий или верований: «Я называю ее первой проблемой. Она исторически привела ко второй проблеме: как можно обосновать (justify) наши теории и верования»[6].
Отечественный философ Т.Г. Лешкевич все проблемы философии разделяет на три группы.
· Первый подвид: проблемы, идущие от философии к науке, вектор направленности которых отталкивается от специфики философского знания. В данном контексте философия науки занята рефлексией над наукой в ее предельных глубинах и подлинных первоначалах.
· Вторая группа возникает внутри самой науки и нуждается в компетентном арбитре, в роли которого оказывается философия. В этой группе очень тесно переплетены проблемы познавательной деятельности как таковой, теория отражения, когнитивные процессы и собственно «философские подсказки» решения парадоксальных проблем.
· К третьей группе относят проблемы взаимодействия науки и философии с учетом их фундаментальных различий и органичных переплетении во всех возможных плоскостях принижения Особенно заметно радикальное влияние философии в эпохи так называемых научных революций[7].
Обширный список проблем философии науки дают А.А. и О.А. Радугины. Приводим его здесь без комментариев, которые предлагаем сделать магистрантам самостоятельно:
1) выработка онтологических оснований науки;
2) формирование гносеологической базы научной деятельности;
3) разработка логических и методологических, основ науки;
4) выработка и создание модели научной рациональности;
5) освещение проблем научного творчества;
6) раскрытие возможностей использования системного подхода и синергетики в исследовательской работе;
7) анализ языка науки;
8) изучение предпосылочных структур;
9) разработка классификации наук;
10) выяснение связи науки и общества;
11) освещение проблемы эффективности науки;
12) выяснение взаимоотношений науки и политики;
13) освещение связи науки и религии;
14) подведение под науку аксиологических оснований;
15) раскрытие проблем этики науки;
16) анализ эстетических проблем науки;
17) оценка социального назначения науки;
18) разработка стратегической доктрины науки[8].