Конспект урока по теме «Нахождение суммы элементов массива»

Занятие 33

Цель урока: познакомить учащихся с нахождением суммы элементов массива.

Задачи урока:

Образовательные: изучить способы нахождения суммы элементов массива, овладение умениями и навыками осуществлять ввод и вывод значений элементов одномерного массива, закрепить изученное.

Развивающие: развить учебно-познавательную деятельность учащихся, на основе самостоятельного анализа фактов, предлагаемых учителем.

Воспитательные: привитие исследовательского подхода в познании нового, воспитание чувства ответственности за результаты своего труда.

План урока:

1) Организационный момент (1 мин).

2) Проверка домашнего задания (6 мин).

3) Изучение нового материала (15 мин).

4) Закрепление изученного материала (18 мин).

5) Итог урока (3 мин).

6) Домашнее задание (2 мин).

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

1) Организационный момент.

Сегодня мы научимся находить сумму элементов массива.

2) Проверка домашнего задания.

На прошлом уроке были заданны задачи. Кто с ними справился? (проверка выполненных задач).

3) Изучение нового материала.

Пусть дан массив A, состоящий из n элементов: a1, a2, a3, …, an. Нужно найти их сумму, т.е. S=a1+a2+a3+…+an.

Нахождение суммы есть последовательное нахождение суммы по формулам:

S=0 S=S+a2 … S=S+ai S=S+an

S=S+a1 S=S+a3 …

Алгоритм вычисления суммы удобно организовать циклом, взяв за параметр цикла переменную i, которая меняется от 1 до n с шагом 1, и записав в цикле формулу S=S+ai один раз. Схема алгоритма приведена на рис. 1.

В схеме блок 4 присваивает S нулевое значение, блок 5 счетчику i присваивает начальное значение, блок 6 выполняет накопление суммы, блок 7 изменяет значение i на 1, блок 8 осуществляет проверку условия повторения цикла. При выполнении этого условия управление передается в начало цикла, а при невыполнении – осуществляется выход из цикла, т.к. при i=n+1 суммировать не нужно. n – в схеме предполагается число, но n может быть и переменной, значение которой равно числу элементов массива A, которое нужно вводить перед описанием массива.

При разработке этого алгоритма учащимся можно предложить изменить схему на случай, если нужно найти сумму элементов, расположенных на четных местах в массиве A (Ответ: Блок 5 надо изменить на i=2 и блок 7 на i=i+2) или задать вопрос – что изменится в схеме на рис.1а, если суммировать только положительные элементы массива A? (Ответ: Перед блоком суммирования 6 нужно поставить блок проверки элемента массива ai на положительность и, если он положителен, то его суммировать, а если нет, то обходить блок суммирования.) Схема алгоритма будет иметь вид:

При таком тщательном исследовании схемы алгоритма учащиеся без особых затруднений ответят на вопрос – что добавить в схеме на рис.2, чтобы в ней подсчитывалось еще количество положительных элементов массива?

(Ответ: Надо ввести переменную k для получения количества положительных элементов и перед циклом присвоить ей значение 0. После блока проверки 7 по пути “+” нужно поставить блок, содержащий k=k+1, который ведет счет количества положительных элементов массива A.) Схема алгоритма приведена на рис.

4) Закрепление изученного материала.

1. Найти сумму элементов массива M[20], содержащего случайные числа из интер­вала от 0 до 4.

Program M1;

uses crt;

Var

A: Array [1..20] Of Integer;

I, s: Integer;

Begin

clrscr;

randomize;

for i:=1 to 20 do

a[i]:= random(5);

for i:=1 to 20 do

writeln(a[i], ' ');

s:=0;

for i:=1 to 20 do

S:=S+a[i];

writeln;

writeln('сумма = ', S);

end.

2. Массив А имеет 50 элементов, которые являются случайными числами в интер­вале от 1 до 100. Найти сумму элементов массива, которые делятся на 5, но не делятся на 2.

В этой задаче надо проверять каждый элемент на соответствие некоторому условию и, если условие выполняется, прибавлять данный элемент к сумме.

Составим условие. В данном случае это будет сложное условие, в котором два простых условия – элемент массива делится на 5 без остатка (а[i] mod 5 = 0) и элемент массива не делится на 2 без остатка ( a[i]mod 2 <> 0) – соединяются логической операцией and.

Program M2;

uses crt;

Var

A: Array [1..50] Of Integer;

I, s: Integer;

Begin

clrscr;

{заполнение массива}

randomize;

for i:=1 to 50 do

a[i]:= random(100)+1;

{вывод массива}

for i:=1 to 50 do

writeln(a[i], ' ');

{решение}

s:=0;

for i:=1 to 50 do

if (a[i] mod 5 =0) and (a[i] mod 2<>0) then

S:=S+a[i];

{вывод результата}

writeln;

writeln('сумма = ', S);

end.

Эти задачи необходимо реализовать на компьтере.

5) Итог урока

Подведем итог изученного на этом уроке

1) Что такое массив?

2) Как найти сумму элементов массива?

Выставляются оценки учащимся.

6) Домашнее задание

Повторить изученное на сегодняшнем занятии. Подготовится к контрольной работе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: