Хадис 14

«О зякяте в поясном поклоне».

История эта такова: Однажды в мечеть пророка зашёл нищий и стал просить милостыню, Али в это время совершал молитву и, выполняя поясной поклон, указал нищему на своё кольцо, которое тот снял. После чего ангел Джабраиль (мир ему!) ниспослал Посланнику Аллаха Мухаммаду следующий аят: «Поистине, ваш покровитель только Аллах, Его посланник и те, которые уверовали, которые простаивают молитву, дают милостыню, и они преклоняются».

Сказал ибн Теймия: «Ахли Хадис (мухадисы) не имеют противоречий, что этот хадис выдуманный»[132].

Перед тем как указать мнения ученых, книги в которых есть эта история, хочется провести небольшой анализ.

1. Нет ни одного достоверного предания, что этот аят был ниспослан об Али ибн Абу Талибе . Ибн Касир приведя предание о зякяте в поясном поклоне, сказал: «Этот хадис, ни с какой точки зрения не может рассматриваться как достоверный. Потому, то его цепочка слабая. Отдельно об Али , не был ниспослан ни один из аятов Корана» [133] .

2. Те предания, которые повествуют о «зякяте» в поясном поклоне, слабые, как с точки зрения риджала, так и логики. Потому, что молитва считается совершенной, если во время её не делается ничего лишнего.

3. Если принять эти предания за достоверные, то лучший зякят это тот, который дадут в поясном поклоне. А подобного нет ни в одной книге по «фикху».

4. Зачем давать «зякят» в поясном поклоне? Разве не лучше было бы, окончить молитву, а затем подать «зякят» бедняку?

5. Слово «вали» также имеет несколько значений: управляющий, руководитель, помогающий, друг и т.д. В данном контексте предельно понятно, какое значение несет это слово. Достаточно взглянуть на преведущие и последующие аяты.

«О те, которые уверовали! Не считайте иудеев и христиан своими помощниками и друзьями, поскольку они помогают друг другу. Если же кто-либо из вас считает их своими помощниками и друзьями, то он сам является одним из них. Воистину, Аллах не ведет прямым путем несправедливых людей» [134] .

«О те, которые уверовали! Не считайте тех, которым Писание было даровано до вас, и которые глумятся над вашей религией и считают ее развлечением, и неверующих своими помощниками и друзьями. Бойтесь Аллаха, если вы являетесь верующими» [135] .

Речь идет не о руководстве, и управление уммой, а о дружбе во имя Аллаха. Аллах ясно даёт понять, что друзьями мусульман, не являются христиане и иудеи, а правоверные.

В качестве примера стоит также привести вот эти аяты:

«Верующие мужчины и женщины являются помощниками и друзьями друг другу. Они велят совершать одобряемое и запрещают предосудительное, совершают намаз, выплачивают закят, повинуются Аллаху и Его Посланнику. Аллах смилостивится над ними. Воистину, Аллах – Могущественный, Мудрый» [136] .

«Они хотят, чтобы вы стали неверующими, подобно им, и чтобы вы оказались равны. Посему не берите их себе в помощники и друзья, пока они не переселятся на пути Аллаха. Если же они отвернутся, то хватайте их и убивайте, где бы вы их ни обнаружили. Не берите себе из них ни покровителей, ни помощников» [137] .

То есть везде здесь употребляется слово «вали», и несет оно не смысл правления, а дружбы.

6. Далее, предания подобного на самом деле не свидетельствуют о превосходстве Али , а наооборот. Ведь Аллах в Коране говорит: «1. Воистину, преуспели верующие, 2. которые смиренны во время своих намазов». [138] Бесспорно, что Али (р.а) молился именно таким образом, и мы считаем его одним из самых богобоязненных людей, живших на этой земле. Но если мы примем, предания о «зякяте» во время «руку» за истину, то получится, что Али (р.а) во время намаза слушал кто заходит в мечеть, о чем они говорят, что просят. И услышав это во время «руку», он подал знак нищему, чтобы тот забрал его кольцо?

7. Есть определенные условия «зякята» как и любого другого столпа ислама. Если речь о золоте, то должно быть 85 грамм, и должен пройти год. «Зякят» не дается по просьбе нищего, и тем более кольцо. Это более уместно назвать милостыней.

8. Если обратить внимание на слова этого аята, то мы увидим, что определения множественного числа.

«وَالَّذِينَ» -----те, «يُقِيمُونَ»----- совершают намаз, «وَيُؤْتُونَ»-----выплачивают зякят. То есть говорится о множественном числе, а не об одном человеке.

Предания:

Этот хадис, или хадисы с похожим смыслом, но отличным текстом, к сожалению, присутствуют во многих книгах.

1) Ибн Касир в «Бидая ва нихая» со ссылкой на Табарани:

Приведя подобные предания ибн Касир сказал: «Отдельно об Али , не был ниспослан ни один из аятов Корана» [139] .

Передатчики:

Проблемным звеном этой цепи является Иса ибн Абдуллах Алави.

Имам Даракутни сказал о нем:

قال الدارقطني: متروك الحديث

«Его хадисы отвергаются»[140].

Абдурразаг также передавал от ибн Аббаса , что этот аят был нсипослан об Али .

Абдурразаг:

عبد الرزاق حدثنا عبد الوهاب بن مجاهد عن أبيه عن ابن عباس في قوله «إنما وليكم الله ورسوله» الآية نزلت في علي بن أبي طالب

(Цепочка передатчиков) от ибн Аббаса, который сказал, что аят: «Вашим Покровителем является только Аллах, Его Посланник»[141] ниспослан об Али

Передатчики:

1) Абдульвахаб ибн Муджахид.

Сказал Ахмад: «Ничто, (он) слабый». Сказал Йахъя: «Ничто» [142] . Насаи и другие говорили: «Матрук»[143].

Другая цепочка восходящая к ибн Аббасу , была приведена ибн Мардавейхом. Её слабость заключается в том, что Даххак никогда не встречал ибн Аббаса [144].

Историю о зякяте в поясном поклоне также передал Вахиди [145] . В иснаде его предания есть Мухаммад ибн Сааб Кальби, Абу Надр Куфи. Его перу принажлежит комментарий Корана. Имама Ахмада спросили: «Можно ли читать (смотреть) комментарий Кальби?» Он ответил: «Нет». Об этом передатчике сказал Даракутни: «Матрук». Сказал ибн Муин: «Не заслуживает доверия». Сказал Джузаджани: «Лжец» [146] . Сказал Насаи: «Его хадисы отвергаются» [147] . Сказал хафиз Хейсами о Мухаммаде Кальби: «Лжец» [148] .

Я решил привести здесь отрывок статьи, переведенной мною почти пол года назад.

Цепочка восходящая к Аммару ибн Йасиру (р.а).

Табарани передал этот хадис со следующей цепочкой передатчиков: Мухаммад ибн Али Ас Саих----Халид ибн Йазид Аль Умари---Исхак ибн Абдуллах ибн Мухаммад ибн Али ибн Хусайн---Хасан ибн Зайд---Зайд ибн Хасан---от своего деда---от Аммара.

Серьезным недостатком этой цепочки является Халид ибн Йазид Аль Умари. Его считали лжецом, Йахъя ибн Муин и Абу Хатим Ар Рази. Ибн Хиббан говорил, что тот рассказывал лживые истории от имени правдивых передатчиков. Укайли сказал, что Халид передавал истории, не имеющие основания [149].

В этом хадисе, Халид лишний раз продемонстрировал пример фальши, он ссылается на Исхак ибн Абдуллах ибн Мухаммад ибн Али ибн Хусайна. Это имя не встречается ни в одном из сборников биографий, составленных специалистами по риджалу. Хасан ибн Зайд, его отец Зайд ибн Хасан, и дед Хасан ибн Али (р.а) являются историческими фигурами. Но их связь с этим хадисом (то есть передавали они или нет) абсолютно не доказуема, в связи с упомянутым Халидом ибн Йазидом.

Хафиз Хейсами привел хадис Табарани в своей книге «Маджмауззвайд»:

И сказал: «Привел Табарани в «Аусат» в цепочке (есть люди), которых я не знаю»[150].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: